Воскресенье , 4 Декабрь 2016
maydan

Под шум войны: «плохие-хорошие» законы

Добавлено в закладки: 0

Увы, в нашей стране существует некая (не знаю, кто пофамильно) группировка, в которую входят представители нынешней власти, лоббируя переход от государственной коррупции к скрытой коррупции методом… передачи полномочий от госорганов общественным организациям. Методика уже вырисовалась: создаешь свою общественную организацию (или целую сеть таких организаций), принимаешь под нее специализированный закон и передаешь ей часть полномочий государства. У чиновников руки чисты – они ничего не брали. А кто? А общественная организация, какой с нее спрос. Поднимется хай – закроем, новую создадим, закон под уже новую примем.

Мы долго с этим боролись (http://zavtra.com.ua/news/1/139312/, http://zavtra.com.ua/news/1/147456/). Начинался процесс еще при оранжевой команде, но надо отдать должное Виктору Андреевичу (Ющенко), при нем ни одна попытка передать госполномочия общественности не прошла. Команда инициаторов не растерялась, попытки внести этот коррупционный перекос в жизнь нашего общества продолжались уже при Викторе Януковиче и были более удачны. И вот этот процесс, как это ни грустно, получил новое развитие уже теперь. Главной фигурой, которая должна была бы кричать, что это нельзя, что это коррупция, бежать менять коррупционные статьи Криминального процессуального кодекса Украины, не допускать совсем уж коррупционных законов должен был бы быть Генпрокурор. Вы улыбнулись? Ну да, Ярема. Должен был. Ага. Щас. Уже бежит. О нем тоже, но в конце статьи.

 Для передачи государственных полномочий общественным организациям надо было обеспечить возможность этим организациям подзарабатывать официально. Для этого был принят закон «Про громадські об’єднання» (в силе с апреля 2012), где общественным организациям разрешили зачем-то заниматься коммерцией. Теоретически суть общественной организации в том, что она живет на общественные взносы и благотворительные пожертвования и действует так, чтобы общество было заинтересовано в ее выживании и эти пожертвования поступали. Изменили. Теперь общественность имеет право заниматься бизнесом. Казалось бы – пусть зарабатывают. Но тут же пошло самое интересное. Законом Украины от 12.03.2011 «Про регулювання містобудівної діяльності» полномочия лицензирования архитектурной деятельности передали общественным организациям, которые назвали саморегулируемыми. И это ничего, что саморегулирование – это интеллектуальный или технический ПРОДУКТ какой-то организации, которая вырабатывает правила пользования этим продуктом для своих членов. Это в мире. А у нас методом простейшей подмены понятий НЕКОТОРЫМ общественным организациям дали право распоряжаться лицензированием. Вроде как они его изобрели. Но коррупция по своей природе аморальна. Когда хочется заработать, можно и такое принять в законах. Раньше саморегулируемые организации были только на финансовом рынке, но тут просто передернули термин. И теперь они вместе с государственными органами (ГАСК) лицензии выдают. Следим дальше за развитием событий.

 В новом Уголовно-процессуальном кодексе Украины (вступил в силу 19.11.2012) обязали защиту представлять только адвокатам, причем, внесенным в спецреестр Минюста. Тут играют уже объединения адвокатов (тоже общественные неприбыльные организации) и Минюст как хозяин всей защиты в уголовном праве. Много, очень много сегодняшних депутатов ВРУ были возмущены в 2012 году этой нормой (фамилии назвать?). И такие правильные аргументы приводили – мол, противоречит и ст 59, 64 Конституции Украины и есть же Рішення Конституційного суду України від 16 листопада 2000 рN 13-рп/2000. Справа N 1-17/2000 (справа про право вільного вибору захисника), Рішення Конституційного суду України від 30 вересня 2009 рN 23-рп/2009. Справа N 1-23/2009(справа про право на правову допомогу). И что? Место сидения определило точку смотрения: как пришли к власти, этот Кодекс в части представительства никто пальцем не тронул. Ну потому что свой Минюст, полномочия адвокатов огромные, своя ГПУ. Янукович с Пшонкой приняли, гады! А мы? А мы пользоваться будем… И пользуются статьями 163, 253, 255 части 3,4 УПКУ, которые позволяют прокурору без решения суда произвести негласно, не уведомляя владельца, выемку вещей из чьего-то дома. Уведомить владельца о такой выемке прокурор может в течение года. Прокурору дается право решать, заинтересован ли владелец в возвращении изъятых негласно у него вещей или не заинтересован, а если прокурор считает, что владелец в возвращении негласно изъятого не заинтересован, то сам прокурор имеет право уничтожить изъятые вещи, оформив это соответствующим протоколом. А потом с мародерством борются. Зачем, если оно законно? Так вот, все это не изменили. Пятнадцать раз меняли УПКУ в 2014 году, но нормы «изъять тайно и не возвращать владельцу» пальцем не тронули. Впрочем, как и норму защиты только адвокатами. Министр-то юстиции уже свой, чего там. Но аппетит приходит во время еды. И увеличивается. Итак…

 В стране идут боевые действия, проводится антитеррористическая операция (АТО). Ясно, что многие фирмы не могут выполнить договора. Ну как построишь что-то, если на территории война? Для этого по закону предприятия и предприниматели раньше могли обратиться в Торгово-промышленную палату (общественную организацию, саморегулируемую, представляющую юрлица) за справкой (сертификатом) о форс-мажоре или в государственный компетентный орган. Грубовато, но терпимо. Грубовато, потому что про ТПП был принят спецзакон, по которому эта организация могла выдавать сертификаты про форс-мажор по внешнеэкономической деятельности, строительству жилья. Это нарушение принципа равенства общественных организаций, но пока не тотальное, потому что предприятия и предприниматели могли обратиться и к госорганам.

И вот с 15.10.2014 Верховная рада Украины «усовершенствовала» и этот спорный тезис законом «Про тимчасові заходи на період проведення антитерористичної операції», где в ст 10 передала эксклюзивное право засвидетельствования обстоятельств форс-мажор ТПП, лишив такого права государственные органы на время проведения АТО. Причем, круто прописали, потому что отказ выдачи сертификата ТПП не оспаривается в суде, дурацки прописанный сертификат тоже не оспаривается в суде. Так у нас появилась исключительная общественная организация ТПП Украины, действия которой не оспариваются в суде, имеющая права давать оценку не только информации государственных органов, но и принимающая окончательное решение по вопросам неуплаты налогов в связи с обстоятельствами форс-мажор. А пожаловаться на ТПП можно … в саму ТПП, которая жалобу рассмотрит (такой себе запрещенный Конституцией Украины частный хозяйственный суд). Чудо закона «Про тимчасові заходи на період проведення антитерористичної операції» в том, что благодаря его появлению принцип добровольного обращения в общественные организации в нашей стране уничтожен. Просто потому, что хочешь ты иметь дело с ТПП, не хочешь – а за сертификатом к этой общественной организации пойдешь, куда ты денешься. А ТПП счет выставит, денег заплатишь, пообъясняешься, если ТПП что-то в твоих документах непонятно. И это ничего, что ты не член этой организации и не собираешься им становиться. Обращаться вынужден. Впрочем, не буду углубляться. На тему того, что у нас сейчас творится с выдачей сертификатов по форс-мажору, надо отдельно писать и детально. Итак, про следующих жадин, которые тоже свои общественные организации имеют, и их организациям на рынке еще ничего не досталось. Это адвокатские объединения.

Сейчас благодаря УПКУ Виктора Павловича Пшонки адвокаты только в уголовных процессах имеют исключительное право представлять интересы. Ну, Виктор Павлович (Пшонка) мыслил логически — при своей прокуратуре нужно иметь свою защиту, а по закону кто угодно может стать защитником в процессе (хоть общественник какой-нибудь) и поломать все договоренности, обвинение развалить. А адвокаты такого не сделают, потому что в связке с прокуратурой работают, и Минюст, если что, лицензии лишить их может. Со своей точки зрения цементирования конкретной властной системы конкретных лиц Виктор Павлович правильно мыслил. Процесс договоренностей «на этого надо нажать, а этого не трогать» можно было зацементировать жестко, только исключив появление чужих лиц в системе представительства обвинения. И Виктор Павлович Пшонка это сделал. Но тут революция, реформы. Новая власть начала все менять, менять. Все, кроме основ цементирования системы контролирующей и правоохранительной. Защиту только в лице адвокатов не убрали. Но аппетиты выросли (у власти же люди долго не были, пока Виктор Федорович Янукович правил, сами понимаете), поэтому вдруг возникла новая-старая инициатива: вообще лишить всех, кроме адвокатов, права представлять интересы в судах (гражданских, административных, хозяйственных). И опять Минюст, такой себе Минюст от Юлии Владимировны «за», и готовит уже законопроект по этому поводу, чтоб никто, ну никто кроме избранных адвокатских организаций и адвокатов, которым Минюст разрешит, больше не смел мешать …прокуратуре представлять интересы в судах. Да, да, речь именно о не мешать прокуратуре, потому что по новому закону «О прокуратуре» теперь эта организация в каждом суде как в бочке затычка, без нее никак, в любой судебный процесс имеет право входить, что гораздо лучше и выгоднее, чем убранный из закона общий надзор. Так что все ради прокуратуры. Адвокаты везде и никаких посторонних лиц, чтобы система сомкнулась. Везде – в головном, административном, хозяйственном, гражданском праве. Чтоб мышь не проскочила. Во как! «С адвокатами как-нибудь разберемся, — думала проевропейская новая власть, — надо общественников и юристов поубирать». В общем, Ярема, наверное, сидит в своем кабинете, кулачки сжал и молится «хоть бы получилось, хоть бы получилось», а ему в астрале Министр юстиции телеграмму посылает «Да че ты колотишься, кто возразит? Война на дворе! Не нервничай».

Вот интересно, что скажет Президент (уже Петр Порошенко)? Виктор Федорович говорил, что УПКУ, конечно, менять надо, но потом… Оба Виктора (Янукович и Ющенко) то ли не успели, то ли не собирались менять правила работы прокуратуры, потому что так и не внесли в закон «О прокуратуре» определение термина «прокурор» (http://ord-ua.com/2013/08/21/reformu-prokuraturyi-provodyat-bez-bazovogo-opredeleniya-termina-prokuror/?lpage=1). Ну нет его ни в одном законе Украины. Нет и все тут. Ах, да, демократическая же проевропейская власть уже новый закон «О прокуратуре» приняла. Так и в новом законе нет определения «прокурор». Скажете, а зачем оно надо? Ну да, действительно, зачем?

 Вывод? Работать некому и даже не собирались. Потому что грамотное прописывание законов – это неинтересно, это долго, это много кропотливой работы. Проще, как рекомендует Европа, поменять функции прокуратуры, отсалютовать, что все поменяли, а коррупцию передать своим общественным организациям и так спокойно зарабатывать, не рискуя быть посаженными за коррупцию, потому что все передано налево законно. И не беспокоиться. И тут, видимо, вирус долетел в форточку до самого Генпрокурора Яремы и этого самого Генпрокурора поразил. Вирус вседозволенности. Ярема и начинал свой генпрокурорский путь топорно, пытаясь утвердить правило – «я – хозяин вся страна, что хочу, то и делаю». Т е этот «хозяин»-Ярема умудрялся увольнять и назначать замов без приказов и публикации в официальной рубрике на сайте ГПУ. Не только наша организация (http://argumentua.com/stati/prolog-novoi-voiny-pervye-shagi-genprokurora-yaremy), но и многие, многие, многие по этому поводу неоднократно высказались. Приказы в рубрике начали появляться. Потом люстрация. Пикеты ГПУ. Ну а дальше не выдержавший давления Ярема сделал то, на что не мог решиться даже Виктор Павлович Пшонка – рубрика «Призначення» с сайта ГПУ исчезла совсем. Мы обалдели. Да, вот это смелость! В. П. Пшонка многое бы отдал за то, чтобы не высвечивать, кого и куда он назначил. Но не решился. Потому что общественное мнение, протесты. А тут Ярема взял и одним махом – опа и нет рубрики. Не секрет, что основным доходом в кабинетах ГПУ являются назначения прокуроров на местах. Мы просто улыбались с тех, кто инициировал люстрацию. Ну что, съели? Прозрачность Вам и смену всех старых на новых? А теперь Ярема будет на свое усмотрение на очищенные Вашими силами места прокуроров назначать. Ход, согласитесь? Наплевал на Указ Президента Украины от 31.07.2000 № 928/2000д «Про заходи щодо розвитку національної складової глобальної інформаційної мережі Інтернет та забезпечення широкого доступу до цієї мережі в Україні» и грохнул рубрику «Призначення». И только бумага с подписанными приказами тихо шуршит. Демократизируемся?

 Естественно, если я правильно понимаю, и мы сейчас наблюдаем процесс сворачивания демократического общества в комически якобы демократическое, в на самом деле издавательскую и циничную систему «свой-чужой», где избранная общественность будет «все решать» и все это будет контролировать тайная непублично назначаемая прокуратура, работающая в связке с адвокатами под контролем Минюста, то все плохо будет в нашей стране.

 К тому же Ярема уже продемонстрировал, где он видел средства массовой информации и общественность, уходя в полную несознанку всей его ГПУ от любых публикаций. Скажите, хоть на чьи-нибудь публикации в СМИ ГПУ времен Яремы отреагировала? Лично у меня есть пример, когда проанализировала я приговор, в котором судья написала, что обвиняемый признал вину и дальше пояснил, что преступлений не совершал. Приговор, в котором человека обвинили в разбое, мол, украл у другого человека золотое украшение. Это золотое украшение через два года, как выяснила сама прокуратура, принадлежит матери осужденного. Украшение, за кражу которого (соучастие) дали 9 лет сыну, все-таки вернули матери со словами «в материалах завалялось», а сын сидит. Сажали, потому что прописали в приговоре, что эта золотая вещь украдена во время разбойного нападения у совсем другого человека. И что? ГПУ плевать хотела. Вот эта публикация — http://pro-test.org.ua/index.php?id=5005&show=news&newsid=109995 http://kraina.name/articles/bespredel-vlasti/90541-noch-v-donecke-gde-to-slishni-vistreli-o-lyustracii/. http://south-west.net.ua/novost/17062014-noch-v-donecke-gde-to-slyshny-vystrely-o-ljustra/ . За семь месяцев прокуратура не отреагировала никак. Человек сидит. Ни одной проверки, ни даже попытки пересмотреть приговор, проверить судью, которая вынесла такое решение. Ничего. Извините, но опять-таки даже ГПУ Пшонки так не работала. Ну реагировали они на публикации, нервно, по-разному, но реагировали. Такого не было еще. К чему идем?

 Итак, как отреагирует сегодняшний Президент? Рубрика «Призначення» на сайте ГПУ появится? Надеюсь. Надеюсь, что после любой революции наступает отрезвление. Должно наступить, потому что война, потому что надо обустраивать жизнь, и все эти игры подлых мышей, которые из-под ковра делают гадости, — это все-таки игры мышей, это не работа, это не реформы. Не надо сворачивать систему. Не надо. Попытки установить безраздельную власть какой-нибудь касты – это спорно, рисково. Особенно сейчас. Демократическая система по сути является самой безопасной для любой власти, потому что при ней не надо краснеть, оправдываться, говорить «да то ж мы как лучше хотели». Может, все-таки стоит отказать «приближенным», которые хотят, чтобы «ну наши же общественные организации», которые люстрируют для того, чтобы назначать тихо, которые работают так, как будто перед ними глухая стена на которой написано «Общество». Может, стоит?

 Наталья Кашкевич («Спілка будівельників Донбасу»), специально для «ОРД»

Рейтинг: 0

Опубликовал(а):

не в сети 12 минут

Сергей Кирилов

4 964

Модератор сайта.
Если есть вопросы, задавайте в «приватный чат» в личном кабинете.

Италия. Город: Катания
34 годаКомментарии: 4339Публикации: 23065Регистрация: 01-08-2014
  • Модератор сайта
Авторизация
*
*
Войти с помощью: 
Регистрация
*
*
*
Пароль не введен
*
Ваш день рождения * :
Число, месяц и год:
Войти с помощью: 
Перейти на страницу
закрыть