Вторник , 6 Декабрь 2016
милиция

Новое лицо МВД: реформа с привкусом пиара. Часть 1

Добавлено в закладки: 0

Изучение реформ МВД показывает: скорее, это пиар, чем реальные реформы. Но повода от них отказываться нет. Не справятся нынешние реформаторы (что вероятно) — придут следующие.

Недореформатор Аваков

Похоже, у Президента есть претензии к Арсену Авакову. Не даром при фармировании нового кабмина Аваков стал камнем преткновения между Президентом и премьером. Яценюку удалось отстоять Авакова, но вскоре министру назначили ответственного за реформу первого заместителя Эку Згуладзе. Как так? Реформа – персональная «заслуга» министра, он не устает обещать ее уже год. Но толку — чуть… Cкладывается впечатление, что Аваков не настроен двигать реформы.

Скоро Арсен Борисович отметит годовщину своего правления МВД. Что в  активе реформатора? Утвержденная Кабмином концепция реформирования министерства, проведенный через парламент закон о разгоне службы БОП, затянувшийся эксперимент в Хмельницкой области по слиянию ППС и ГАИ, содержание в рядах Нацгвардии добровольческих батальйонов.

А с другой стороны: непоколебимые ментовские порядки. Да, милиция еще не реформирована, и большинство старых кадров на своих местах. Вот реформируем – тогда заживем… Минуточку: по утверждению Авакова со Згуладзе и концепции реформирования, процесс перерождения милиции в полицию с человеческим лицом займет не один год. Все это время нам мириться со стихийными рынками, которые повсеместно крышуют местные менты; закрывать глаза на бардак на дорогах — с паркованием где и как попало, превышением скорости и рядности, с продолжающимися поборами гайцов?.. А в том, что милиция никак не отличилась в расследовании резонансных дел – тоже виновато отсутствие реформ? Чтобы заставить участковых хоть как-то работать обязательно нужна реформа, или можно попробовать работать исходя из того, что есть? Просто запретить «решать вопросы» и крышевать нелегальный бизнес, начать работу с населением, взаимодействовать с уголовным розыском.

Отслеживам дальше. Эксперимент по конкурсному отбору милицейских руководителей с участием общественности как-то не прижился… Оно конечно: по-старинке не так хлопотно и финансово привлекательно. Да и сама концепция милицейской реформы прошла сугубо формальное  обсуждение с общественностью. Может просто время не настало для этого? В других ведомствах почему-то настало. Читаю отчет заместителя министра инфраструктуры Владимира Омеляна:

«У понеділок отримали проект закону про річковий транспорт, розроблений фахівцями ЕВА. Після опрацювання його всередині Міністерства запустимо на публічне обговорення. Наша мета — у цьому році нарешті отримати рамковий документ, у вигляді закону, правил взаємодії держави з бізнесом на внутрішніх водних шляхах. Разом із експертами підготували бачення діяльності державних інститутів на річці. Незабаром спрезентуємо його для широкого обговорення…

…Втішив Кабмін — нашу ініціативу щодо проведення прозорого відбору керівників державних топ-компаній затверджено постановою. Після завершення формальностей будемо готові оголосити фіналістів і першими їх внесемо на номінаційний комітет при Мінекономрозвитку.»

И еще: была надежда на то, что при новом министре обострится внутриведомственная борьба с оборотнями в погонах. Не обострилась. Порой Аваков сообщает в ФБ о задержаниях со взятками милиционеров нижнего звена. Но – ни одного факта поимки начальника в ранге руководителя райуправления или главка. А ведь милиция гниет с генералитета. Неужели все они кристально чисты и не берут взяток? Возможно, в МВД разогнали службу внутренней безопасности и инспекцию по личному составу, но мы об этом не знаем?..

Теперь о батальйонах Нацгвардии в зоне АТО. Честь им и хвала за защиту Родины, а министру – за хорошее материальное обеспечение. Знающие люди утверждают, что Аваков времени и денег на батальйоны не жалеет. Правда, иногда его щедрость удивляет. Помните скандал в самом начале военных действий с закупкой КАМАЗов для нужд Нацгвардии. Аваков объяснил: отечественные производители всю продукцию распродали, пришлось покупать у врага. Но зачем приобретать новые недешевые автомобили для войны, где срок службы техники исчисляется месяцами и днями? Можно купить что-то приличное с пробегом, зато в больших количествах. Вот армия не брезгует восстанавливать технику тридцатилетней давности вместо покупки новой: так в разы дешевле получается. Матерый бизнесмен Аваков это знает, но почему-то не пожалел денег из тощего милицейского бюджета на новенькие грузовики – все по высшему разряду…

И еще о бойцах Нацгвардии. Они, как известно, в отличие от военных, не подпадают под контроль военной прокуратуры. Милиция должна самостоятельно контролировать своих гвардейцев. А с этим, признаемся, большие проблемы.  Кроме скандала с комбатом Мельничуком ничего не разглашается. Как-то, после утечки в прессу, руководство МВД вынуждено было подтвердить, что за мародерство расформировали батальйон «Донбас». И все! А ведь по существующей информации, к батальйонам НГ есть очень большие претензии: мародерство, изнасилования, убийства, «платный проезд» через блокпосты… Некоторые бойцы батальйонов за минувшие месяцы стали очень богатыми людьми: в мирной жизни им это не светило. Ведется ли какая-то борьба с этим гнусным явлением? А может МВД «крышует» эти процессы?.. Молчит министр.

Мне могут возразить: на дворе война и подготовка реформы – не может министр везде поспеть. Я возражу: неужели весь личный состав МВД на фронте, неужели в центральном аппарате вместо 3000 управленцев остались министр и секретарша? Почему не поступала команда выдать на гора хоть одно громкое коррупционное дело против милицейских оборотней? Например, навести порядок с нелегальной добычей янтаря в Ровенской области… Ах да, там объемы на миллионы долларов, а «в бизнесе» — местные прокуроры, менты, гражданские чиновники, которые ежемесячно «двигают долю наверх» — в Киев… Не меньшие деньги приносит крышевание рынков – легальных и не очень. За год так и не довелось услышать о коррупционных скандалах с участием ментов где-то на «7 километре» или рынке «Барабашово»…

Ну а про то, что МВД никак не отличилось в расследовании дел по Майдану – даже упоминать не удобно. Зато «беркутня» ездила под суд поддержать своих коллег, обвиняемых в расстрелах, на служебном автобусе. Вроде бы проводилось служебное расследование по этому поводу, но о его результатах никто не слышал.

Может с продвижением реформы все заладится? Если и так, то не благодаря, а вопреки «реформатору» Авакову. Объяснюсь. С момента, когда новый министр начал подбирать свое окружение, к нему возникли серьезные вопросы. Например, касательно назначения начальника Департамента ГАИ Сиренко. Близкие к Авакову люди теряются в догадках о причинах его близорукости в кадровых вопросах и делает предположение: он не волен в ключевых назначениях. Как иначе объяснить непотопляемость Сиренко, который сохранил свой пост даже после ряда скандальных происшествий? Мало того, он стопроцентно попадает под люстрационную процедуру… но успешно ее избежал. Какие достоинства заставили Авакова назначить этого офицера с сомнительной репутацией и беречь его как зеницу ока? Недавно подчиненный Сиренко предал гласности не новые схемы поборов в Житомирском ГАИ. Якобы ежемесячно с каждой области гаишники передают в Киев 250.000 долларов. Нам кажется, эта сумма занижена. Вскоре слишком разговорчивый инспектор лишился должности, но Сиренко-то остался… Зато был люстрирован рядовой сотрудник ГАИ – непосредственно в то время, когда он нес службу в АТО.

Реформа ГАИ+ППС: блин комом?

Но остается надежда, что с началом реформы милиция превратится в полицию, нарядится в новую форму и заработает как положено! Так нам пророчат Аваков и Згуладзе. Я словам не верю. Прочел 60-страничную Концепцию реформирования, поинтересовался, как идет хмельницкий эксперимент по скрещению ГАИ и ППС… Еще больше не поверил. И вот почему.

Изначально мучил вопрос: по какой причине реформу начинают с ГАИ и охраны общественного порядка, а не со службы участковых, например, или с уголовного розыска? Объяснений два: деньги и пиар. Во-первых, реформу ГАИ МВД финансирует американский фонд ICITAP. Деньги дают не малые, но – именно на проведение реформы, а не на содержание новой службы – этот нюанс очень важен, что объясню позже. Во-вторых, реформа ГАИ будет выглядеть эффектно и бросаться в глаза населению, уставшему от милицейского беспредела – такая реформа обречена на громкий пиар-эффект.

Следует заметить, что изначально подготовкой реформы занимался Экспертный совет при МВД из числа правозащитников и юристов. Они подготовили свой проект. Одновременно с этим собственный проект зарегистрировал в парламенте Юрий Луценко (как он позже заявил – это был провокативный шаг). Затем была еще одна группа, подготовившая собственный проект, который остался неоцененным. Наконец, в парламенте «Самопоміч» зарегистрировала проект, подготовленный юристом Александром Панчуком. С тех пор происходит вялое согласование проектов Луценко и «Самопомочі». Оба далеки от совершенства и требуют доработки. Что реально получится в конечном итоге – не ведомо. Секрет в том, что Згуладзе сегодня фактически единолично «рулит» реформой. Члены экспертного совета, который создал Аваков, от процесса практически отстранены. Идею создания Общественного совета при МВД Згуладзе также не поддержала. Все сама… А зря. Как пример приведем новацию от реформаторов МВД по лишению ГАИ функции регистрации автотранспорта.

Любопытно, кто-то из реформаторов в последнее время пытался поставить на учет автомобиль? Те кто ставил, заявляют, что никаких проблем, волокиты и вымогательств не заметили: почти как в Грузии. Оказывается, можно заставить работать существующую систему. Мне возразят: не по-европейски это. ОК, давайте отдадим функции регистрации в руки райгосадминистраций, как это предлагают реформаторы.  Что получим в результате? Вот вам экспертная оценка специалиста, которого, как и прочих, не удосужились привлечь к разработке реформы.

Олег Назаренко, гендиректор Всеукраинской ассоциации автомобильных импортеров и деллеров, академик Транспортной академии Украины, член Совета по внешнеэкономической детельности при КМ и пр.:

«Сейчас популярно мнение: забрать у ГАИ функцию регистрации авто. Не время эту функцию забирать у ГАИ. По новым авто — ДА, это могут делать сами автосалоны (фактически так происходит давно – за взятки МРЭО салон сам регистрирует авто, которые продает клиентам – авт.), но по б/у — НЕТ! Моя аргументация:

1) Затраты бюджета. Предлагают регистрацию авто отдать райадминистрациям. В стране примерно 200 мрэо и около 700 РДА. Посчитали? Эти 200 мрэо справлялись с регистрацией в 2008 году 662 тыс. новых авто плюс перепродажи б/у. Сейчас продажи — 92 000 новых и мизер б/у. Нам предлагают создать при РДА 700 новых мрэо, закрыв 200 старых, вместо того, чтобы сократить число мрэо раз в пять. Дураки? Нет! Кому-то хочется полномочий, кто-то желает приватизировать здания мрэо, кому-то – устроить на хлебное место кум-сват-брата. Те же работники мрэо перейдут работать в РДА, плюс наберут кучу новых чиновников… Зачем?

2) Начнется бардак. Сейчас доступ к базе АИПС строго контролируется, тем не менее периодически происходят  » вливайки» – внесение в базу «левых» авто. Что будет, когда девочки из РДА получат доступ к АИПС? Представить боюсь.

3) Огромные деньги будут раздерибанены при закупках 700 комплектов аппаратуры, укладке защищенных линий связи… Счет – на сотни миллионов!

4) Если у ГАИ останется доступ к базе по ОРД, а у девочек из РДА по регистрации, то у семи нянек нянк дитя будет без глаза.»

Нет, Назаренко не истина в последней инстанции. Существуют иные – европейкие и реформаторские пути лешения ГАИ несвойственных функций. И они, к тому же, не сулят миллионных расходов – только экономию. Например, можно пойти по пути оформления сделок с недвижимостью. Существуют регистрационная служба, оформляющая документы на новые дома. Все остальные сделки-перепродажи оформляет и регистрирует нотариус. Доступ в реестр у него уже есть, осталось подключить к базе АИПС. Для упрощения процедур следует отменить «регионирование» регистрационных номеров и делегировать нотариусу право оформлять техпаспорта. На новые авто отечественного производства номерные знаки выдает завод-производитель, на импортные – таможня. Отпадает совершенно неоправданная необходимость выписки справки-счета, нет очередей, нет коррупции, грандиозная экономия средств, исчезает масса иных коррупционных и криминальных составляющих…

Очевидно, Авакову и Згуладзе эта схема не приходила в голову. Но они и не могут всего знать. Просто надо готовить и проводить реформу не «узким кругом ограниченных лиц», а с привлечением общественности и экспертов.

Итак, что мы получим на первом этапе милицейской реформы от Авакова-Згуладзе? Все – в соответствии с Концепцией, утвержденной Кабмином. 70% личного состава войдут в объединенную службу ГАИ-ППС, а также в службу участковых. Еще предполагается сократить управленческий аппарат (правда о сроках – ни слова). Таким образом, если верить Концепции, оставшиеся 30% сотрудников составят всяческие начальники, снабженцы-кадровики-бухгалтеры-водители… Стоп, кажется, еще что-то забыли. Ах, да: уголовный розыск! Странное дело: про главную милицейскую службу в Концепции – ни слова. Правда, упоминаются некие «детективы», без расшифровки. И реформа доберется до них не в этом году. И не в следующем… При тенденции скачка тяжких преступлений, активизации профессиональной и организованной преступности это выглядит крайне странно.

Неужели реформа МВД начинается с ГАИ и охраны общественного порядка лишь потому, что американцы дают на это деньги? Думаю, если завтра ГАИ разогнать, большой трагедии не случится. Помните, Ющенко разгонял ГАИ и они попросу исчезли на время. Транспортного коллапса не случилось… Да, порядок с ГАИ наводить надо, и порядок на улицах тоже. Но и сегодня он не намного хуже, чем год-два назад. Зато в стране появилось огромное количество нелегального оружия, которое все чаще стреляет и взрывается. Резко возросли грабежи и бандитизм. Пик еще впереди. Организованная преступность поднимает голову. Эту беду не одолеть силами совместных патрулей ГАИ-ППС. Кто будет противостоять профессиональной преступности? Ответ известен: уголовный розыск.

Окончание следует

via

Рейтинг: 0

Опубликовал(а):

4 970

Модератор сайта.
Если есть вопросы, задавайте в «приватный чат» в личном кабинете.

Италия. Город: Катания
34 годаКомментарии: 4343Публикации: 23075Регистрация: 01-08-2014
  • Модератор сайта
Авторизация
*
*
Войти с помощью: 
Регистрация
*
*
*
Пароль не введен
*
Ваш день рождения * :
Число, месяц и год:
Войти с помощью: 
Перейти на страницу
закрыть