Понедельник , 5 Декабрь 2016

Как происходили реформы в Польше. Образец?

Добавлено в закладки: 0

Власть определилась: децентрализационные реформы в Украине будут проходить по польскому образцу. Стоит рассмотреть, в чем же он заключается

Реформы по децентрализации, произошедшие в Польше, были направлены на разрушение пяти государственных «монополий»: политической монополии, управленческой, монополии собственности, финансовой и административной.

Политическая монополия была разрушена еще после выборов в органы местного самоуправления в 1990 году. С тех пор было ликвидировано вертикальное подчинение низшей единицы высшей. Ныне даже глава сельского совета сегодня не имеет над собой прямого начальника.

Ликвидация монополии собственности подразумевала передачу в собственность гмины (наименьшая единица самоуправления, аналог сельской громады в Украине) земли и возведенных на ней сооружений.

Финансовая монополия государства была прекращена следующим образом: местные бюджеты были выделены и отделены от государственного. Гмины стали самостоятельно распоряжаться деньгами и нести за это ответственность.

Последним ударом стало разрушение административной монополии, 27 мая 1990 г. 100 тысяч человек в Польше сменили место работы. Они перестали быть государственными служащими, а стали работниками гмин.

Поляки начали реформы еще 25 лет назад: реформа местного самоуправления вступила в силу 27 мая 1990 г., одновременно с выборами в местные органы власти.

Легче всего было внедрить эту идею в сельских районах. Труднее — на Востоке страны, где развита промышленность. Процесс, собственно, не закончен и сейчас.

Создание второго и третьего уровней местного самоуправления — поветов (аналог нашего района) и воеводств (аналог области) — было отложено на целых девять лет. Лишь в 1999 г. были введены эти уровни местного самоуправления, но для этого пришлось внести колоссальные в законодательство: были приняты 149 специальных законов. Изменения касались управления дорогами, здравоохранения, образования, призыва в армию и т.д.

В итоге децентрализация в Польше прошла снизу, начиная с гмин. На сегодня количество территориальных единиц первого уровня местного самоуправления Польши составляет 2479 гмин, в каждой из которых проживают 15 тысяч человек.

«Гмина (громада) выполняет все государственные функции местного характера, которые не принадлежат к компетенциям других органов (в области территориального порядка, коммунального хозяйства, социальной помощи, начального образования, здравоохранения и пр.) Совет гмины — это орган, который выбирается прямым голосованием, принимает решения и контролирует их выполнение на территории гмины. Руководит исполнительным органом гмины войт (президент гмины)», — описывает модель самоуправления в Польше ZN.UA.

Повет (аналог района) — второй уровень местного самоуправления. Их в Польше 314 (в среднем по 81 тыс. граждан). Кроме того, 65 городов имеют статус повета. Повет занимается самоуправлением локального типа, однако выполняет задания надмуниципального уровня (борьба с безработицей, гражданский порядок и безопасность, среднее образование, защита прав потребителей, охрана здоровья на уровне специализированных госпиталей и др.) Совет повета (избранный голосованием жителей), принимает и контролирует решения. Совет, в свою очередь, выбирает правление повета — его исполнительный орган, который возглавляет староста.

Воеводство (область) — это единица администрации регионального уровня. В Польше 16 воеводств, в каждом из которых в среднем проживает 2 млн 400 тыс. человек. Воеводство представляет собой двойной правительственно-самоуправляемый тип государственной администрации на уровне региона.

Самоуправление воеводства выполняет задачи в сфере региональной политики (определение направлений развития воеводства, создание условий для экономического развития и инвестиций, развитие общественной и технической инфраструктуры). Органами воеводского самоуправления являются сеймик воеводства (совет, который избирается на прямых выборах) и правление воеводства (исполнительный орган во главе с маршалком), который избирается сеймиком.

Государственное управление в воеводстве осуществляет воевода. Он — представитель правительства в регионе. Воевода не только контролирует акты местных советов всех уровней на предмет их законности, но еще и наделен достаточным количеством дополнительных полномочий. Он — председатель объединенной государственной администрации воеводства (в том числе государственной службы пожарной охраны, государственной ветеринарной и торговой инспекций, инспекции по охране окружающей среды). Воевода также координирует деятельность налоговой, таможенной, военной, статистической и санитарной администраций своего региона.

Но при всей кажущейся широте полномочий воевода не имеет влияния на органы местного самоуправления всех уровней и на их решения, принимаемые в рамках закона и переданных им центральной властью полномочий.

отсюда

Рейтинг: 1

Опубликовал(а):

не в сети 2 дня

Кот Чеширский

2 111
Комментарии: 13492Публикации: 4402Регистрация: 12-02-2015
    Авторизация
    *
    *
    Войти с помощью: 
    Регистрация
    *
    *
    *
    Пароль не введен
    *
    Ваш день рождения * :
    Число, месяц и год:
    Войти с помощью: 
    Перейти на страницу
    закрыть