Четверг , 8 Декабрь 2016
гривна

Как отучить от «зарплат в конверте» и увеличить пенсии в Украине?

Добавлено в закладки: 0

Широко разрекламированная Пенсионная реформа в Украине никак не начнется.

Вместо введения распространенной во всем цивилизованном мире трехуровневой пенсионной системы, позволяющей пенсионерам после выхода на пенсию безбедно жить, путешествуя по всему миру (лозунг «на пенсии жизнь только начинается»), в Украине по старинке функционирует одноуровневая солидарная пенсионная система.

Суть ее сводится к тому, что все текущие пенсионные отчисления, поступающие от работающих граждан, сразу же выплачиваются пенсионерам. Недостающие деньги, необходимые для выплаты начисленных пенсионерам пенсий, доплачиваются из государственного бюджета.

Переходу к накопительной (страховой) пенсионной системе, которая вводит прямую зависимость между пенсионными вкладами человека и размером его пенсии, прежде всего, мешает большой кассовый разрыв (проще сказать – отсутствие денег для начисления пенсий нынешним пенсионерам), который нечем заполнить, возникающий в переходный период после запуска накопительной системы.

То есть после введения накопительной системы часть денег будет обходить солидарную пенсионную систему, аккумулируясь на именных накопительных пенсионных счетах граждан.

Поэтому на сегодня основными источниками для получения пенсий является государственный пенсионный фонд (доля которого постоянно снижается) и государственный бюджет (доля которого, наоборот, постоянно увеличивается).

Второй уровень пенсионной системы – накопительные фонды обязательного пенсионного страхования – в Украине так и не введены, доля фондов третьего уровня – добровольного пенсионного страхования – в Украине совсем мизерная (почти нулевая).

Основными причинами существования в Украине «зарплат в конвертах» (то есть отсутствия отчислений в солидарную систему государственного пенсионного фонда) являются следующие:

  • бремя начислений на зарплату в социальные фонды (около 40%) не оказывает никакого экономического стимула для вывода зарплат из тени
  • любое предприятие легко может увеличить свои «расходы» и уменьшить отчисления путем перечисления денег за несуществующие «выполненные работы, услуги» полулегальным или совсем нелегальным фирмам, получая за это наличными гривны или даже валюту (за минусом незначительных процентов, которые всегда меньше обязательных пенсионных и социальных отчислений)
  • решение объединить (по примеру России) пенсионные и социальные отчисления в один «социальный взнос» привело к тому, что пенсионные отчисления перестали восприниматься, как средства, отложенные на время старости, а перешли в разряд чисто фискальной нагрузки
  • убеждения бизнеса и работников, что пенсия все равно будет одинаковой и для добросовестных работников, за которых предприятие исправно платит установленный размер пенсионного (социального) взноса, и для самозанятых лиц, которые ничего не платят, и для плательщиков единого налога, размер взносов которых установлено на мизерном уровне, то есть отсутствие прямой связи между вкладами человека в функционирование пенсионного фонда и размером его пенсии
  • игнорирование христианских ценностей, в частности обязанности детей заботиться о престарелых родителях

Таким образом, можно констатировать, что пока размер комиссионных за обналичивание денег меньше, чем размер налогов и обязательных пенсионных и социальных отчислений, а также пока работающие граждане (плательщики пенсионных взносов) не будут заинтересованы делать отчисления на свои собственные именные пенсионные счета или пенсионные счета своих родителей, борьба с выплатой «зарплаты в конвертах» обречена на неудачу.

Можно констатировать, что сегодняшняя устарелая советская солидарная пенсионная система имеет целый ряд традиционных недостатков:

  • дифференциация пенсий не основывается на принципе справедливости, поскольку предусматривает различные ведомственные льготные пенсионные системы (по которым коэффициент замещения, то есть соотношение пенсионных выплат и заработной платы на момент выхода на пенсию, колеблется от 0,4 до 0,9), вместо привязки только к главному параметру – реальным выплатам в пенсионный фонд
  • на начисление пенсии влияет преимущественно стаж работы, а не реальные вклады в пенсионный фонд в течение всего периода работы (зарплата рассчитывается только за один 5-летний период работы)
  • никак не реагирует на изменение демографического состояния в стране, не учитывая показатель среднего времени жизни на пенсии, данные о количестве работников, которые пополняли в течение жизни пенсионный фонд, но не дожили до пенсии, (то есть данные о «съэкономленных» пенсионных средствах) не публикуются и сознательно «скрываются» (почти как государственная тайна)
  • не предусматривает права собственности работников, которые пополняли в течение жизни пенсионный фонд, на собственные страховые (пенсионные) взносы, а также не предусматривает передачи этих прав собственности по наследству (в случае, если работник не дожил до пенсии)
  • не учитывает гендерные особенности (факт того, что женщины живут дольше мужчин и раньше выходят на пенсию по сравнению с мужчинами)
  • не учитывает инфляцию, которая обесценивает ранее осуществленные пенсионные вклады
  • не предусматривает ежегодную фиксацию минимального объема пенсии, являющегося обязательным для всех пожилых людей, и обязанностей компенсации отрицательной разницы из государственного бюджета

Для преодоления вышеуказанных недостатков солидарной пенсионной системы предлагается сугубо технологическим путем, то есть путем автоматизации учета показателей, влияющих на начисление пенсии, быстро и одномоментно ввести элементы накопительной пенсионной системы и перейти к солидарно-учетной (или условно-накопительной) системе, которая предусматривает:

  • обратное разделение пенсионных и социальных сборов, искусственно объединенных в единый социальный страховой взнос, для восприятия пенсионных взносов не как одного из налогов (т.е. фискальной нагрузки), но как сугубо страхового (пенсионного) взноса, то есть как средств, отложенных на время старости в пенсионную систему, с переходом от системы начислений на заработную плату к системе удержания пенсионных взносов с зарплаты работодателями как налоговыми агентами
  • возврат к христианским ценностям, в частности обязанности детей заботиться о престарелых родителях, что достигается путем адресного учета: части пенсионных взносов (50%) на учетных пенсионных счетах своих родителей при их жизни, второй части пенсионных взносов (50%) на собственных учетных пенсионных счета, т.е. введение прямой зависимости между вкладами человека в функционирование пенсионного фонда и размером пенсий его и родителей, что будет психологически стимулировать всех работников делать пенсионные отчисления в свою пользу и пользу родителей – с направлением взносов полностью в солидарную пенсионную систему – то есть без кассового разрыва, возникающего в переходной период после запуска накопительной системы, но с введением дифференциации пенсий (как у родителей, так и у себя) с привязкой к главному параметру – реальным выплатам в пенсионный фонд
  • убеждение бизнеса и работников, что пенсия будет существенно отличаться для добросовестных работников, за которых предприятие исправно платит установленный размер пенсионного (социального) взноса, и для самозанятых лиц, которые ничего не платят, или для плательщиков единого налога
  • введение автоматического обложения налогом на прибыль и НДС, или единым налогом всех доходов и прибылей налогоплательщиков, то есть достижение того, чтобы проценты за обналичивание были всегда больше, чем обязательные пенсионные и социальные отчисления – для того, чтобы любое предприятие не могло легко увеличивать свои «расходы» и уменьшать пенсионные отчисления путем перечисления денег за несуществующие «выполненные работы, услуги» полулегальным или совсем нелегальным фирмам, получая за это наличными гривны или даже валюту для выплаты «заплат в конвертах»
  • для экономического стимулирования вывода зарплат из тени, стимулирования легального получения зарплаты (с уплатой всех пенсионных страховых взносов) значительное уменьшение доли отчислений, которые делает работодатель, как налоговый агент, в момент получения работником зарплаты (с сегодняшних 40% до 20%) с одновременным переносом доли таких отчислений на момент совершения покупок (расходов) – с безусловным взиманием (в электронном виде) пенсионных отчислений работающими работниками с дополнительной целевой пенсионной торговой наценки торговых, бытовых, транспортных и других предприятий (в объеме 15%) с помощью платежных смарт-карт и платежных терминалов Национальной системы массовых электронных платежей, при этом введение в государстве системы персонифицированных учетных пенсионных счетов психологически будет стимулировать население делать (в момент совершения любых покупок) отчисления на свои собственные именные пенсионные счета
  • порядок, когда на начисление пенсии влияет не только стаж работы и учтенные за один 5-летний период работы размеры зарплаты, но реальные вклады в пенсионный фонд в течение всего периода работы
  • порядок, когда на начисление пенсии влияет изменение демографического состояния через учет показателя среднего времени жизнь на пенсии, исходя из публично доступных данных о количестве работников, которые пополняли в течение жизни пенсионный фонд, но не дожили до пенсии
  • порядок, когда на начисление пенсии влияют гендерные особенности (коэффициенты, учитывающие факт того, что женщины живут дольше мужчин и раньше выходят на пенсию по сравнению с мужчинами)
  • порядок, когда уровень начисленных пенсии предусматривает ежегодную фиксацию размера минимального объема пенсий, который является обязательным для всех пожилых людей, и обязанностей компенсации отрицательной разницы из государственного бюджета

Введение Комплекса электронных технологий «Электронный страховой полис обязательного пенсионного страхования» позволит осуществлять всеми работающими гражданами отчисления в государственный пенсионный фонд с учетом осуществленных взносов непосредственно на свои и родителей именные учетные электронные пенсионные счета (то есть начать практическое внедрение условно-накапливаемой пенсионной системы).

Предложенная условно-накопленная пенсионная система может быть внедрена достаточно быстро (уже с 2017 года).

Начало внедрения накопительной системы предполагается в 2019 году.

Полный переход на накопительную систему может быть осуществлен в течение 7-ми лет (с 2019 по 2025 годы).

Введение технологий Системы «Электронное пенсионное удостоверение» позволит получать всем пенсионерами отчисления от солидарной системы государственного пенсионного фонда и других негосударственных пенсионных фондов уже не на учетные пенсионные счета, но непосредственно на свои собственные именные банковские электронные пенсионные денежные счета, из которых с помощью пенсионных смарт-карточек Национальной системы массовых электронных платежей пенсионеры получат возможность или снимать деньги (в банкоматах, отделениях банков и «Укрпочты»), или рассчитываться за товары и услуги.

Деньги на выплаты в солидарную систему, которые сейчас поступают от работающих граждан, будут на 30% (с 2019 г.) и на 100% (с 2026) выплачиваться из государственного бюджета. Эти деньги будут получены за счет резкого увеличения поступлений в государственный бюджет путем внедрения электронного собирания налогов, акцизов, сборов, таможенных платежей, в том числе за счет резервирования части средств государственного бюджета.

Эти деньги будут направляться (под наблюдением и контролем представителей самих пенсионеров) в накопительную пенсионную систему с последующим инвестированием государственным пенсионным фондом (через покупку акций высокодоходных и высокотехнологичных предприятий) в развитие и на поддержку отечественного производства, что позволит государственному пенсионному фонду стать крупнейшим капиталистом (акционером) в Украине. Государство должно законодательно установить обязательность применения и осуществить реальное интегрирование Национальной системы массовых электронных платежей с государственными информационными системами пенсионного обеспечения.

Начисленная дополнительная пенсия (с накопительной пенсионной системы), переходит на правах собственности работникам, которые пополняли в течение жизни пенсионный фонд, на собственные страховые (пенсионные) денежные счета, с возможностью передачи этих прав собственности по наследству (в случае, если работник не дожил до пенсии).

Введение Комплекса электронных технологий «Электронный страховой полис добровольного пенсионного страхования» позволяет осуществлять всеми работающими гражданами отчисления в государственные и негосударственные пенсионные фонды непосредственно на свои собственные именные денежные электронные пенсионные счета (то есть начать практическое внедрение накопительной пенсионной системы).

При этом реформирование накопительной части пенсионной системы будет гармонично дополнять солидарную систему.

 

Владимир Гуманенко

Рейтинг: 0

Опубликовал(а):

не в сети 16 часов

Андрей

658

Доставка авто из Европы без растаможки!

Украина. Город: Киев
29 летКомментарии: 805Публикации: 4449Регистрация: 04-08-2014
    Авторизация
    *
    *
    Войти с помощью: 
    Регистрация
    *
    *
    *
    Пароль не введен
    *
    Ваш день рождения * :
    Число, месяц и год:
    Войти с помощью: 
    Перейти на страницу
    закрыть