Четверг , 8 Декабрь 2016
http://photo.unian.net

«Каждый народ имеет то правительство, которое он заслуживает»

Добавлено в закладки: 0

Противопоставление власти и народа — излюбленный прием оппозиции, какими бы ни были цвета партийных флагов. Все годы независимости любая оппозиция, объясняя, почему нужно сменить власть, рассказывает байку о трудолюбивом и талант-
ливом украинском народе, который давно жил бы богато и счастливо, если бы ему не мешали вороватые и бездарные правители.

И все же, хотя живучесть этого мифа — общая заслуга всех политиков еще со времен Кравчука и Кучмы, но не политики этот миф создали. Они лишь его поддерживали совместными усилиями. Корни этого мифа в патерналистских настроениях, выпестованных во времена совка, когда любое улучшение объяснялось «заботой партии и правительства». Люди привыкли, что все зависит от государства — и пенсии, и зарплаты, и наличие рабочих мест, и цены в магазинах. И хотя эпоха совка давно миновала, никакая власть и никакая оппозиция за четверть века не предприняли попыток освободить менталитет украинцев от совкового патернализма. На­оборот, они традиционно соревновались в обещаниях высоких пенсий и зарплат, низких цен и тарифов, новых рабочих мест и прочих чудес.

Ни после первого Майдана, ни после второго в этом плане почти ничего не изменилось. Даже сейчас, когда Украина вроде бы очищается от наследия тоталитарного прошлого, упор делается на публичное осуждение массовых репрессий, голодоморов и других актов геноцида по отношению к украинскому народу. Однако почти не обращается внимания на то, что жертвами коммунистического режима стали и мозги украинцев — тех, кто выжил.

Возьмем село, где, как принято считать (и это еще один миф), «наиболее сохранилась душа украинского народа». Украинская революция 1917-1919 гг., как и многие народные восстания в предыдущие столетия, имела главной движущей пружиной земельный вопрос. Голодомор 1932-1933 гг. был устроен Сталиным в отместку за нежелание украинских крестьян записываться в колхозы. Это была попытка раз и навсегда сломить дух народа, и она, увы, в значительной мере удалась. В 1991-м, когда Украина стала независимой, было много прогнозов о блестящих перспективах фермерского движения. Однако лишь малая часть селян захотела создавать фермерские хозяйства, а большинство оказалось послушной массой, полностью управляемой «красными панами» — председателями колхозов. Народные песни и обряды на селе выжили, а вот чувство хозяина своей земли вытравлено почти напрочь.

Как на селе, так и в городе наследие совка заметно во всех сферах жизни. Чтобы избавиться от него, необходимо меняться, то есть менять себя, работать над собой одновременно и власти, и всей политической элите, и народу. Это касается, например, борьбы с коррупцией: у украинцев нет нетерпимости, а есть благодушие (или даже зависть) к тем своим знакомым, кто купил водительские права, вузовский диплом, должность в госструктуре. Пока имеется спрос на коррупционные услуги, будет и предложение.

Также это касается обеспечения честных выборов: как показала прошлогодняя парламентская кампания, схемы с покупкой голосов по-прежнему работают. Очередные местные выборы, похоже, станут вообще сплошным «праздником благотворительности».

И особенно сильно это касается благосостояния народа и социальной справедливости: у нас не возник бы столь огромный разрыв между богатыми и бедными (и вообще не появились бы олигархи), если бы работники предприятий требовали от своих директоров повышения зарплаты, а не заглядывали им в рот. За четверть века в Украине крайне редко случались забастовки, организованные наемными работниками с требованиями к администрации предприятий, зато было много забастовок, инспирированных директорами и собственниками предприятий с требованиями к правительству.

Конечно, в странах ЕС тоже бытует и эксплуатируется миф о хорошем народе и плохой власти. Но в то же время там существует давняя традиция развенчания и высмеивания этого мифа. И патерналистские настроения там на порядок слабее, граждане куда меньше надеются на власть и больше полагаются на собственные силы. Опять же свои высокие зарплаты западноевропейские работники выбивали у своих работодателей забастовками и угрозами забастовок. При этом уровень квалификации персонала, как и технологическая дисциплина и производительность труда, на западноевропейских предприятиях на порядок выше, чем у нас. Как раз высокая квалификация и позволяет работникам диктовать свои условия работодателям.

Но в Украине вся эта тема рутинной повседневной борьбы за свои права и интересы вообще не поднимается. Вместо этого мы гордимся тем, что у нас был один Майдан, затем второй, захотим — будет третий. Вот только беда в том, что третий Майдан возможен лишь в виде фарса, скорее всего, трагичного, причем смеяться над нами будет не только Кремль, но и Европа.

Пора делать выводы для себя: почему мы дважды доводили дела в своей стране до того, что для исправления потребовался Майдан? Почему мы не смогли, как нормальные европейцы, воспитывать и дрессировать свою политическую элиту от выборов к выборам, чтобы она выучилась правилам приличия? Не потому ли, что она — плоть от плоти мы сами? Революция достоинства, если честно, это название мы взяли себе авансом, на вырост, мы его еще не заслужили. Сменить власть — это полдела, а вторая половина, быть может, более важная — изменить себя. Прежде всего это означает научиться рассчитывать на себя, а не на власть. Если нам не будет стыдно за себя — тогда есть шанс, что и за власть не будет стыдно.

via

Рейтинг: 0

Опубликовал(а):

не в сети 8 часов

Сергей Кирилов

4 990

Модератор сайта.
Если есть вопросы, задавайте в «приватный чат» в личном кабинете.

Италия. Город: Катания
34 годаКомментарии: 4353Публикации: 23085Регистрация: 01-08-2014
  • Модератор сайта
Авторизация
*
*
Войти с помощью: 
Регистрация
*
*
*
Пароль не введен
*
Ваш день рождения * :
Число, месяц и год:
Войти с помощью: 
Перейти на страницу
закрыть