Воскресенье , 4 Декабрь 2016
001

Борьба за копирайт или искусство принадлежит народу.

Добавлено в закладки: 0

Авторские права и копирайт как способ их защиты – тема для постсоветских стран больная и всегда неуместная. С того времени, как искусство перестало принадлежать народу, а мы начали интегрироваться в международный контекст, прошло уже четверть века. Но что бы ни требовала объективная реальность, наше общество не готово вникать в такие тонкие материи: дорого и непонятно. Тем временем, например, в Англии, первые упоминания о нарушении авторских прав относятся к 1603-му году.

КАК МЭРИЯ QUEEN ОБИДЕЛА, НЕУДАЧНЫЙ СЕКС ПЕРУЦКОГО И МЕДВЕЖЬИ ТЯЖБЫ

Наплевательское отношение к интересам обладателей авторских прав (которые в основном не являются непосредственными авторами интеллектуальной собственности) широко распространено. Помимо постсоветских держав, копирайт регулярно игнорируется жителями Китая, Бразилии, Индонезии и Мексики. В Одессе самый громкий скандал по поводу использования чужого творчества разразился в 2013 году. Хозяйственный суд Одесской области обязал одесский муниципалитет выплатить некой «КОМП МЮЗИК Паблишинг» 11 тысяч гривен за незаконное использование (а если быть более точным — плагиат) песни «Show must go on» авторства группы Queen на Юморине аж 2011-го года. Решение суда вступило в силу, и мэрии пришлось раскошелиться.

Еще один конфликт вспыхнул из-за спектакля «Давай займемся…», поставленного любительской труппой театра Перуцкого на Канатной по мотивам пьесы драматурга Валентина Красногорова. Последнего не известили о «переработке» его произведения, он подал в суд на театр и выиграл тяжбу. Труппа заплатила творцу 65 тысяч гривен.

Ну а самым активными борцами за авторские права надо признать московских владельцев образов героев мультсериала «Маша и Медведь» — это российское ООО уже успело отжать у одесских производителей конфет, детских рюкзаков и блокнотов несколько сотен тысяч гривен и продолжает судиться с другими предпринимателями, посмевшими нанести на свою продукцию изображения гиперактивной девочки и героического медведя.

КОМУ ИДУТ ДЕНЬГИ?

Закон «Об авторском праве и смежных правах» был принят в далеком 1993 году. Роялти — сбор за публичное исполнение или воспроизводство фонограмм, защищенных копирайтом, составляет от 1 до 2% от дохода. Это мировая практика. Но в Украине закон традиционно используют не для улучшения жизни, а для передела рынка и давления на бизнес.

Бизнесвумен Елена говорит, что копирайтеры вымогают у нее деньги.

«В конце 2012 года в мое кафе пришли представители частной компании «Украинская лига авторских и смежных прав». Настоятельно порекомендовали заключить с ними договор и платить роялти за музыку, которая играет в зале. Разумеется, платить я отказалась: никаких гарантий, что деньги дойдут до авторов, мне не предъявили».

К тому же, по словам Елены, представители УЛАСП отказались показывать документы, подтверждающие право на упомянутую продукцию.

Через две недели после неприятного разговора в двери заведения постучались представители Государственной службы интеллектуальной собственности. Так же настоятельно они порекомендовали заключить договор с УЛАСП.

«В случае отказа пригрозили штрафом в размере 50 тысяч гривен. Тогда это были совсем серьезные деньги. Деваться было некуда, и так называемое роялти пришлось платить. Сошлись на сумме в 2000 гривен ежемесячно», — вспоминает предприниматель.

Минувшей зимой — через год после революции — ресторатор решила, что больше платить не будет. В главный офис компании Елена отправила письмо, в котором говорилось о прекращении сотрудничества и расторжении договора.

БЕДНЫЙ КОБЗОН

Казалось бы, Майдан ,война, и с поборами за нелегальное использование нетленок Кобзона и Валерии навсегда покончено, но не тут-то было. В апреле исполнительная служба арестовала банковские счета ресторанной сети Елены. Как выяснилось, «Украинская лига авторских и смежных прав» обратилась в суд и добилась нужного решения. Суд был в Киеве, поскольку именно там находится главный офис УЛАСП. Как это обычно бывает, пригласить ответчика не удосужились, и все заседания прошли без Елены. О том, что было заседание суда и существует его решение, женщина узнала, когда сроки апелляции прошли. Ее обязали выплатить почти 40 тысяч гривен. Заплатить пришлось, ведь без счета заведение работать не может.

Елена называет действия УЛАСП прямым давлением на бизнес. Тем не менее, необоснованный штраф никак не повлиял на решение ресторатора.

«Сама я нарушать закон не буду, но и отдавать свои деньги, которые просто осядут в чьих-то карманах – тоже не желаю. Конечно, роялти — это мировая практика, и платить за использование контента нужно. Но вымогательство денег от УЛАСП — это обычный рэкет. Они не имеют договоров с исполнителями».

УЛАСП продолжает засыпать ее угрозами, пугает новыми судами.

Появившись на рынке защиты интеллектуальной собственности в начале 2011 года, компания зарегистрирована в качестве организации коллективного управления в Государственном департаменте интеллектуальной собственности, что подтверждается свидетельством об учете организации коллективного управления.

Надо сказать, что 15 августа 2012 собственники крупнейших в Украине музыкальных каталогов запретили УЛАСП предоставлять разрешения и собирать вознаграждение (роялти) за публичное использование их музыки. Однако компания продолжает осаждать владельцев кафе и клубов, требуя денег. Собственно, в этом весь копирайт — авторы продают свои права, потом их перекупают случайные люди и компании, далее за дело берутся мошенники, в итоге получается скандал и грабеж. Кобзон, конечно, не бедствует, но кайфующие от него ватники платят явно не тем.

Автор — Алексей Кравцов

Рейтинг: 0

Опубликовал(а):

не в сети 3 часа

Сергей Кирилов

4 964

Модератор сайта.
Если есть вопросы, задавайте в «приватный чат» в личном кабинете.

Италия. Город: Катания
34 годаКомментарии: 4339Публикации: 23065Регистрация: 01-08-2014
  • Модератор сайта
Авторизация
*
*
Войти с помощью: 
Регистрация
*
*
*
Пароль не введен
*
Ваш день рождения * :
Число, месяц и год:
Войти с помощью: 
Перейти на страницу
закрыть