Воскресенье , 4 Декабрь 2016
001

Эксклюзивные рассказы закарпатца о тонкостях профессии дальнобойщика.

Добавлено в закладки: 0

Когда впервые пересекал границу как дальнобойщик, очень переживал. Всё ли хорошо с документами, не загонят ли на проверку машину и груз, потому что  допущу какую-то ошибку в «регламенте» … Меня, конечно, на фирме успокоили, дав в руки необходимую сумму — на переход. А в дороге уже ребята рассказали, кому, сколько и за что надо дать, чтобы все было «тип-топ».

На экспорт — лес и … недовижати яблоки
Выгоднее работать дальнобойщиком, когда ты совершаешь трансграничные перевозки. То есть везешь товар с Украины в Европу (чаще всего для закарпатцев это — Венгрия, Австрия и Италия), а оттуда — обратно в Украину, или — о, фарт! — На Россию. Что бы там ни говорили про внешнего врага, как бы не призывали «не покупай товаров с российскими кодами» и т.д. закарпатцы возили и возят фурами грузы на Россию, и оттуда — в Украину, или транзитом через Европу (что, надо сказать, имеет место все чаще). На Закарпатье бизнес отдельных перевозчиков выстроенен именно на сотрудничестве с Россией. Разве что стрелять уже у них под ухом будут, только тогда они перестанут туда ездить — а пока об этом речь не идет. Прежде всего, не отказывают из-за возможности заработать на топливе — потому что кроме денег за трансфер груза еще и дополнительные средства от продажи соляры.

1

А так в основном в Европу мы экспортируем лес. Это запрещенный кругляк, который продолжают возить, несмотря на вето Президента, или доски (в Австрии из них делают мебель), или дрова — колотые или рубленые, которыми венгры греются, так как они дешевле газа. Также — товары производства украинского металлургического комплекса. Еще — природное сырье, например, розторопшу. Или, что меня удивило, когда впервые повез, отжим из яблок с соковых заводов. С этого жома затем в Австрии еще умудряются делать яблочный сок. Кто бы такое пил?

Чудо-папка для автостопа
Итак, для пересечения надо иметь определенный набор документов. Первое — это конечно виза, а также документы на тягач с прицепом и груз.
Следующее — это разрешение государства, на территорию которой въезжаешь, о въезде с грузом или его транзит. Стоит это разрешение 50 грн. Его выдает структуры Укртрансинспекции Мининфрастуктуры. Кроме того, книжка МДП (TIR Carnet) имеет другие функции. Также многоразовые разрешения — разрешение ЕКМТ (СЕМТ) с бортовым журналом (фрагмент текста отредактировано). Или эти одноразовые разрешения можно заменить так называемым «центом» — разрешительная книжка. За ней ездить гораздо проще, потому что перед входом на пограничную зону ты просто ее заполняешь каждый раз на данный рейс. Но на машины Евро3 (Евро-3 — экологический стандарт, регулирующий содержание вредных веществ в выхлопных газах транспортных средств с дизельными и бензиновыми двигателями. Был введен в Евросоюзе в 1999 году и заменен стандартом Евро-4 в 2005 году) такие книги уже давно не выдают. А именно из таких машин обычно и состоит львиная доля закарпатских автопарков. Их когда-то купили, а они еще не успели выехать свой срок. Но оказывается, что вскоре от этих машин владельцам придется поспешно избавляться. Ведь недавно Венгрия пересмотрела ценовую политику на перевозки и разрешение на въезд в эту страну ЕС по июль 2015 стоит 200 евро. Перевозчикам это невыгодно. И сейчас большинство закарпатских владельцев фур думают, где бы им деть добрую половину гаража. Поэтому, наверное, «евротройки» вскоре будут ездить разве что по Украине и в Россию.

2

Кроме разрешений, есть еще ряд специфических документов, которыми пользуются дальнобойщики. Единственное, что среди этого перечня интересное для других — это так называемый ТИР (в переводе с французского это аббревиатура значит «международные перевозки» (Transports Internationaux Routiers). Компании, специализирующиеся на международных грузоперевозках и являются участниками Конвенции TIR, получают так называемый «TIR карнет». Он дает право водителям идти до места назначения без досмотра груза на границах. Но эта чудо-папочка бежевого цвета помогает водителям не только проходить границы с грузом. Если — а такое часто бывает — ты добираешься домой без машины, тебе достаточно стать на заправке или на перекрестке с TIR карнетом и впоследствии тебя обязательно подберет кто-то из коллег. Такой вот вариант автостопа для дальнобойщиков.

Пять гривен в паспорт — и добрая тетушка тебе улыбнется
Но документами подготовка к переходу не ограничивается. Для того, чтобы перевезти груз через границу между странами, водителю нужны деньги. Как правило, каждая фирма дает водителю определенную сумму на то, чтобы этот переход осуществить удачно и без задержек. Это примерно 1000 грн. на выезд из государства и возвращения с импортным грузом. На что же идет эта сумма?

3

Первые 5 грн. взятки платишь на весах, куда заезжает каждая машина. Дело в том, что порой твой общий вес не совпадает с указанной в документах (особенно если это запрещен к вывозу кругляк, там погрешность преувеличения может быть до 2-3 тонн, то есть по документам ты везешь 22 тонны, а на самом деле — 24). Но на это таможенники закрывают глаза. За 5 гривен. Но если у тебя вес превышает допустимую норму (по Украине это 40, 8 тонн), здесь 5 гривен не спасет. Выписывают штраф — от 100 грн. (В зависимости от проеханного с избыточным весом километража).

Далее тебя ждут регистрации, где должен отметиться, что ты зашел пограничную зону. Отметки дают обычно 10 грн. Таможенник благодарно улыбается, быстро сгребая купюру, машет следующем, а ты едешь на оформление. Традиционно платишь 50 грн. за оформление документов на выезд — банкноту с портретом Грушевского забирает так называемый «кассир» — это человек, который собирает с водителей денежку, а потом делится со всей сменой. Но если у тебя нет таможенной пломбы, которую обычно должны повесить при затамаживании груза, сумма кассиру увеличивается до 100 грн. За это он цепляет на прицеп столь необходимую свинцовую шайбочку. Следующие 10-20 грн. забирает пограничник, который проверяет содержимое твоего прицепа. По регламенту, он должен открыть борт, пересмотреть груз, убедиться, что все в порядке, а для того чтобы не тратить ни свое, ни его время на это, и дают заветные 10-20 грн.

4

Дальше — паспортный контроль. В паспорт надо положить 5 грн., Тогда добра тетушка улыбнется и ударит печать не в чистую страницу, а на те, где уже есть отметки. Эта маленькая пятерка экономит такие дорогие для дальнобойщика страницы загранпаспорта, которые быстро заканчиваются, и тогда нужно документ менять.

И это не взятки. Просто экономия времени
Это были денежные благодарности нашим пограничникам и таможенникам. Мы, водители, не называем это «взяткой». Это традиция, которая помогает сэкономить время. А время — это деньги.
Интересно, что при возвращении назад, с импортным грузом, эти же суммы этим же людям, как правило увеличиваются. А если еще и надо проходить дополнительно контроль определенных служб, например, экологический или ветконтроль — суммы поборов растут в 3-5 раз. Это касается тех случаев, когда заказчик товара, ввозящий в Украину, не хочет переплачивать на месте его растаможку — в Киеве, Виннице или Днепропетровске. Тогда водитель дает 400-500 грн. на пограничном таможенном контроле — и все необходимые печати поставлена. На месте доставки это бы обошлось дороже.

5

«Порешать» проблемы на родной таможни довольно дешево. А если нужно найти общий язык, с например, российскими таможенниками, готовь на это доброе пятисотку. За 5, 10 или 50 грн. здесь с тобой сотрудничать никто не будет. Доблестные российские таможенники берут взятки больше в 3 раза. То есть, если наш таможенник за оформление груза просит 50, его российский коллега хочет минимум 500 рублей.

А если не давать?
Без денежных подачек будешь проходить границу очень долго. Наши тебе устроят «показательную порку». Могут поступить полную проверку машины — это когда нагоняют пограничников с собаками, перероют всю машину, а потом, конечно, желают счастливого пути. Но 3 часа твоего рабочего времени потеряно. Плюс — нервные клетки не восстанавливаются. Но такое бывает редко. Если вдруг водитель отказывается от уплаты традиционных взносов, таможенник морщится, но отпускает.

6

А вот на российской границе без взяток не пройдешь вообще. Должен заплатить. Не сегодня так завтра, не завтра — так послезавтра. Могут даже завернуть обратно. Не знаю ни одного водителя, который бы отказался платить российским таможенникам. Жгут даже идейные.

Пароль: «Традиция»
А что же словаки и венгры, с которыми сталкиваются наши водители по ту сторону границы? Они берут.
Первый, с кем ты сталкиваешься по ту сторону границы — это полицейский на паспортном контроле. Не дай Бог предлагать ему взятку (разве сам попросит, если у тебя какие-то проблемы). Далее заезжаешь на оформление груза. Словак-таможенник, который тебя встречает, говорит слово пароль: «традиция». Это означает вытащи из кармана 5 евро и пожми ними ему руку. Еще 5 евро словаки могут попросить на рентгене.
А вот венгры берут те же 5 евро, но в очень интересный способ. Таможенник вежливо — называет тебя на ломаном русском «господином» — просит купить чай, кола или шоколадку. Покупать это следует из автоматов, установленных рядом. Водители между собой называют их «доильными» аппаратами. Я думаю, что эти когда то-шоколадки, за которые каждый водитель, переходит венгерский таможенный контроль, платят по 5 евро, потом вкладывают туда же и их покупает кто-то следующий. Посудите сами: если он берет по кругу с каждого, а он берет, то за дежурство можно описяться или лопнуть (потому что нужно выпить около 50 бутылок по 0,5 л). И учитывая пользу от напитка — за месяц слечь с гастритом или язвой.

7

Помню один интересный случай с этим венгерски «чаем». Венгерский таможенник говорит одному водителю «господин, можно два чая». А мальчик решил включить дурачка (может, ехал впервые и его не предупредили?), Говорит: «Хорошо.» Пошел в машину, заварил там два чая в пластиковые пакеты и приносит тому таможеннику. Все водители, кто это видел, легли от смеха, а таможенник шутки не понял. Чай вылил на землю, а потом  процедил: «Иди отсюда, и чтобы я тебя больше не видел».
Расходы на переход, о которых я говорил, имеют место, если с грузом все хорошо. А если есть определенные проблемы (например, неправильно оформлен груз, не хватает какого-то важной бумажки) — тут уже начинаются настоящие взятки. Суммы считаются в евро — от 100. Если не заплатишь — могут вернуть назад, могут арестовать груз, могут выписать официальный штраф. Поэтому платят, как правило, все — потому что штрафы, аресты, штраф площадки — это все гораздо дороже, как «компромисс».

Идейные водители, которые не дают взятки, есть. Единицы, однако есть.
После Майдана и случая, когда к позорному столбу привязали начальника Чопской таможни, поборы на время прекратились.
Видно было, что таможенники растерялись. Бывало, что не брали взятки, если сами водители по привычке предлагали. Тогда некоторые владельцы гаражей своим водителям вообще перестали выдавать эти дополнительные средства на переход границы. И некоторые водители принципиально перестали платить, хотя шефы все еще сбрасывали деньги на взятки. Но буквально за месяц система снова заработала. Почти ничего не изменилось, даже больше требовать не стали, несмотря на гиперинфляцию. Сопровождалось это комментариями, им снова нужно давать «наверх»
Эти мои рассказы-зарисовки — не полная коррупционная картина. Только подножия пирамиды. Мне неизвестно, сколько импортеры, чей груз мы тянем в Европу, платят руководству таможни, чтобы все было ок. И сколько платят владельцы гаражей — за право быть в бизнесе.
Бывают идейные водители, которые не платят. Единицы, но есть. Они дольше проходят контроль, но взяток не дают. На них надо равняться, ведь мы хотим жить в цивилизованной стране.
Хотя, с другой стороны, наши цивилизованные соседи тоже берут. Правда, только с иностранцев, и — это правда — в основном, с украинцев, белорусов и россиян. Потому что мы всегда рады дать — только чтобы быстрее «порешать». Зато если иностранец проезжает наших таможенников, у них праздник. Иностранцу-дальнобойщику на нашу таможню стоит заходить с толстым кошельком.

Иван Романчук

Рейтинг: 0

Опубликовал(а):

не в сети 21 минута

Сергей Кирилов

4 964

Модератор сайта.
Если есть вопросы, задавайте в «приватный чат» в личном кабинете.

Италия. Город: Катания
34 годаКомментарии: 4339Публикации: 23067Регистрация: 01-08-2014
  • Модератор сайта
Авторизация
*
*
Войти с помощью: 
Регистрация
*
*
*
Пароль не введен
*
Ваш день рождения * :
Число, месяц и год:
Войти с помощью: 
Перейти на страницу
закрыть