Суббота , 3 Декабрь 2016
001

История строительства стадиона на Крестовском с 2004 по 2016 годы

Добавлено в закладки: 0

«Забастовка строителей на стадионе «Крестовский» в Петербурге переросла в полноценную словесную войну – с обвинением в рейдерском захвате – между строителями и Правительством города…» — об этом сегодня разве что детские издания не написали. По федеральным телеканалам идут ролики, эксперты высказывают свое мнение, все возмущены. Но…

..есть несколько важных моментов, на которые хотелось бы обратить внимание:

первый — если кто-то накаляет страсти, важно быть спокойным; второе — если подрядчик стадиона говорит, что ему город должен несколько миллиардов рублей, но что захватывают рейдеры? Долги?! — и третье: вспоминая историю строительства стадиона, все СМИ приводят только историю денег (по ссылке — лучшая): в этом году он стоил столько, а в этом — дороже, а потом — еще дороже. Все это перепевка Мойшей песен The Beatles; не дает она полной или даже приблизительной картины. И сегодня целый день я и команда #SPbMedia восстанавливали эту историю по крупицам.

Спойлер: вы будет поражены тем, сколько украли «строители».

Решение о начале проектирования и строительства нового футбольного стадиона было принято в 2004 году с привлечением инвестиционных средств ОАО «Газпром» в соответствии с Постановлением Правительства г. Санкт-Петербурга от 28.12.2004 № 2054.

В финальный этап международного архитектурного конкурса, проводившегося правительством Санкт-Петербурга в 2005 году, вышли пять проектов нового стадиона. Всеми работами было предусмотрено строительство нового современного футбольного стадиона в западной части Крестовского острова вместимостью не менее 60 000 мест, отвечающего всем требованиям УЕФА и ФИФА, комплексное развитие и благоустройство прилегающей территории.

В японском проекте, в итоге победившем в конкурсе, за основу была взята форма космического корабля. По замыслу архитекторов крыша арены, поддерживаемая четырьмя мачтами, должна быть снабжена специальным механизмом, нагнетающим горячий воздух внутрь комплекса. История всех вариантов приведена здесь.

1

2004 год — выбор места расположения объекта. Местом размещения объекта была выбрана западная часть Крестовского острова на месте стадиона им. Кирова.

2006 год — определение источников финансирования стадиона. Согласно Закона г. Санкт-Петербурга от 28.11.2005 № 608-84 «О бюджете Санкт-Петербурга на 2006 год и плановый период 2007-2008 годов», финансирование работ по строительству стадиона в западной части Крестовского острова г. Санкт-Петербурга осуществляется за счет бюджета г. Санкт-Петербурга.

Предварительные этапы были пройдены к 2006 году и дальше начинаются первые подсчеты и первые деньги.

2006 год — определение подрядчика — ООО СИНТЕЗ-СУИ сумма 6 664,3 млн руб.

По результатам подведения итогов международного конкурса на создание архитектурного решения нового футбольного стадиона, с ООО СИНТЕЗ-СУИ был заключен государственный контракт на проектирование и строительство стадиона в западной части Крестовского острова. Стоимость работ по контракту составила 6 664,3 млн руб. в ценах сентября 2006 года.

В августе 2007 года Валентина Ивановна Матвиенко сообщила, что Зенит должен сыграть на стадионе свой первый матч в марте 2009 года.

2008 год — экспертиза проекта. Стоимость работ – 23 713,6 млн руб.

В апреле 2008 года президент ФК Зенит Александр Дюков сообщил, что арена не будет сдана в эксплуатацию раньше 2010 года.

По результатам положительного заключения ФГУ Главгосэкспертиза России № 469-08/ГГЭ-5252/05 от 11.07.2008, в связи с существенным увеличением цены контракта (23 713,6 млн руб.в ценах 1-го квартала 2008 года), вышеуказанный государственный контракт от 06.11.2008 был расторгнут.

2008 год — выбор ген. подрядчика – Трансстрой сумма 13 022,3 млн руб.

По результатам проведенных конкурсных процедур, с Трансстрой был заключен новый государственный контракт от 17.12.2008 № 25/ОА-08 на выполнение работ по завершению проектирования (стадия РД) и строительства футбольного стадиона в западной части Крестовского острова c разборкой существующих конструкций стадиона им. Кирова на общую сумму 13 022,3 млн руб.

2

2009 год новые требования UEFA и FIFA.

Во второй половине 2009 года UEFA и FIFA были приняты новые документы и рекомендации, регламентирующие проведение соревнований под их эгидой в 2016 году (чемпионат Европы) и в 2018-2022 годах (Чемпионат Мира). Указанными выше документами в значительной степени ужесточились требования к вместимости футбольных арен, к вопросам безопасности зрителей всех категорий на трибунах, а также к уровню их комфорта.

В мае 2010 года генеральный директор корпорации Трансстрой Михаил Леонтьев сообщил в интервью, что реальной датой окончания строительства в случае отсутствия новых вопросов у экспертов можно назвать конец 2011 года.

2010 год — корректировка проекта с увеличением стоимости на 9 425,2 млн руб. Сумма контракта 22 572,9 млн руб.

В целях сохранения г. Санкт-Петербурга в концепции проведения турнира в России в качестве города, принимающего матч полуфинала ЧМ-2018, Заявочным комитетом Российской Федерации было рекомендовано рассмотреть вопрос о корректировке проекта с учетом новых требований UEFA, FIFA и нового Технического регламента о требованиях пожарной безопасности. Стоимость затрат по объекту в соответствии с положительными заключениями ФГУ Главгосэкспертиза России увеличилась на 9 425,2 млн руб. и составила 22 572,9 млн руб.

В ноябре 2011 года генеральный директор ЗАО Трансстрой Александр Руденко объявил, что из-за новых требований заказчика строительство арены пока остановлено и сдать объект получится не раньше декабря 2013 года.

На начало января 2012 года, готовность стадиона составляла 34,4 %, а на его строительство уже было потрачено 14,4 млрд рублей.

20 мая 2013 года председатель Счетной палаты РФ Сергей Степашин сообщил, что, скорее всего, стадион будет сдан либо в конце 2016-го, либо в начале 2017 года.

2013 год — изменение существенных условий контракта ( в т.ч. усиление фундаментов) с увеличением стоимости на 1 799,9 млн руб. (Стоимость работ 24 371,0 млн руб.)

В результате внесения изменений в конструктивные решения, влияющие на безопасность, ФГУ Главгосэкспертиза России согласовано изменение проектных решений, с увеличением стоимости на 1 799,9 млн руб. В связи с существенным изменением условий 20.09.2013 года государственный контракт от 17.12.2008 № 25/ОА-08 между Комитетом по строительству и Трансстрой расторгнут.

2013 год — заключено 2 государственных контракта с Трансстрой на сумму 21 669,8 млн руб.

Я попытался свести все эти невероятно изменяющиеся цифры в подобие инфографики. Вот так выглядит увеличение роста стоимости стадиона:

3

А вот так — этапность его финансирования.

4

При всех этих уплаченных Трансстрою миллиардах на апрель 2016 года внешне чаша стадиона выглядела вот так. Нельзя же писать только про цифры — разбавлю картинкой.

5

Надо сказать, что как минимум с середины 2015 года и по настоящее время между Смольным и Трансстроем шли настоящие баталии по вопросам окончательных расчетов за стадион. Разумно было предположить, что выплатив такое количество денег, Заказчик рассчитывал получить заказанный и оплаченный им объект хоть к какому-то сроку. Который по соглашению был назначен на май 2016 года. Но война за деньги перестала быть тихой.

Я попытался свести в одну таблицу все претензии генподрядчика. По всем пресс-релизам и протоколам совещаний, находящихся в открытом доступе как на сайте Смольного, так и комитета по строительству, удалось наскрести 4 миллиарда 100 миллионов рублей. Это те работы, которые подрядчик якобы сделал дополнительно. И деньги за которые ждет.

6

Если привязываться к датам, то на 01.02.2014 долг города (по версии подрядчика) составлял 1,374 млрд руб, а на 15.02.2016 уже 4,100 млрд руб. Вот так сильно переработал «Трансстрой».

Кроме того, есть же не только работы. Есть еще и кредиты: с начала строительства им было привлечено кредитов и займов с учетом процентов на сумму 5,060 млрд руб, а на апрель 2016 года оставалось долга еще 4 миллиарда. 4,1 млрд + 4 = 8 миллиардов 100 миллионов рублей должен город Трансстрою (по Трансстроя же версии подсчетов).

Могу ошибаться, но незначительно: цифры все официально публиковались и я их не придумал. При этом подразумевается, что генподрядчик относился к стройке как к своей родной, заботился о каждой травинке, арматуринке и щепотке цемента. Строил как себе. По версии Трансстроя, опять же.

7

Но вот только город как Заказчик так не считает. И эксперты и надзорные органы, проверяющие сейчас стадион, суммарно насчитывают претензий к подрядчику на… 4 миллиарда 300 миллионов рублей. Это минимум, пока. Из которых: 450 миллионов — переплаты им за выполненные строительные работы, 480 миллионов — переплаты за проектные работы и переделки проектных решений (по своей собственной вине), 815 миллионов — потери от оплат недобросовестным подрядчикам, которые их кидали, 255 миллионов — оплаченные со счетов неким третьи лицам по каким-то непонятным искам (заведено уголовное дело), 1,3 миллиарда — обслуживание кредитов и перекредитований и еще около 1 миллиарда просто неизвестно куда девшихся (подрядчик не может представить на них документы).

4 миллиарда просто профуканных (дай Бог, не в чужие карманы!) денег на строительстве! При том, что городу предъявляются претензии на якобы недоплаченные 8 миллиардов.

Я не зря сегодня писал о том, что дочерние структуры стоящих за Трансстроем фигур (Дерипаска и команда) — они чем городу-то смогли помочь?! На тот момент мы еще считали цифры из открытых источников. Получается дикое по Главстрою СПб одному:

1. Северная долина

По проекту 2,5 млн кв. метров жилья
Фактически сдано 1,2 млн кв. метров жилья
Себестоимость строительства ~40 тыс руб. за 1 кв. метр жилья
Цена продажи ~70 тыс руб. за 1 кв. метр жилья
Доход компании 30 млрд руб. (без учета нежилых помещений и паркингов).

2. Юнтолово

По проекту 2,2 млн кв. метров жилья
Фактически сдано 0,114 млн кв. метров жилья

3. Выплата дивидендов: на 01.01.2015 выплачено на сумму 12 млрд руб (себя не забываем).

4. Социальные объекты:

Должны 10 школ на 8676 мест, по факту ввели 1 школа на 975 мест.
Должны 13 д/садов на 2710 мест, по факту введено 2 д/сада на 380 мест.
Должны по проектам планировки территории 2 поликлиники, по факту не построены.

Комитет по строительству оценивает долг по социальным обязательствам не менее чем в миллиард рублей.

Было бы неправильным не вспомнить и выигранный без конкурса в 2008 году конттракт «Трансстроя» на реконструкцию взлетно-посадочной полосы в Пулково, а также обещание реконструкции «Апраксина двора». Завершившихся… переуступкой всех своих девелоперских проектов Керимову в 2009 году и освобождением таким образом от обещаний и обязательств. Потому что с городом «не договорились». Да и не особо надо было, наверное.

А потом была история с Пикалево: долги по зарплате, угроза катастрофы для города, вмешательство Владимира Владимировича… Удивительно, но оказавшееся очень выгодным Олегу Дерипаске. И невыгодным тем, кто рассчитывал на сотрудничество с ним и его структурами.

8

Сейчас со стадионом происходит нечто подобное Пикалево. Только на кону не жизнь в маленьком провинциальном городе о котором мало кто знал-то вообще, а — престиж Санкт-петербурга и страны в преддверие Кубка Конфедерации и Чемпионата мира — 2018 года. И уже снова идет разговор в иных СМИ о необходимости вмешательства Путина.

А вмешательства во что?! Давате вспомним то, с чего начиналось: если город «рейдерски захватывает» что-то на строящемся за его же деньги стадионе, то — ЧТО ОН ЗАХВАТЫВАЕТ?! ДОЛГИ?!

Почему каждый подрядчик на догострое как только речь заходит о проверке его бухгалтерии орет о «рейдерском захвате»?! Как так получилось, что зарабатывая десятки миллиардов рублей на побочных проектах в городе и практически единолично получая все деньги на стадионе (средний суммарный объем обратных вычетов Генеральному подрядчику доходит до 20% (!!!!) и 30% всех работ на стадионе Трансстрой ведет самостоятельно), разница в том, что и кто кому должен составляет более 10 миллиардов рублей?!

Продолжение следует

via

Рейтинг: 0

Опубликовал(а):

не в сети 2 часа

Сергей Кирилов

4 964

Модератор сайта.
Если есть вопросы, задавайте в «приватный чат» в личном кабинете.

Италия. Город: Катания
34 годаКомментарии: 4339Публикации: 23062Регистрация: 01-08-2014
  • Модератор сайта

Добавить комментарий

Войти с помощью: 
Авторизация
*
*
Войти с помощью: 
Регистрация
*
*
*
Пароль не введен
*
Ваш день рождения * :
Число, месяц и год:
Войти с помощью: 
Перейти на страницу
закрыть