Понедельник , 5 Декабрь 2016
001-102

Проданные паруса Украины

Добавлено в закладки: 0

Корабль-мечта, великолепный украинский парусный барк «Товарищ» продан Германии. Курсанты Херсонского мореходного училища могут окончательно забыть о своем трехмачтовом красавце. Превращенный в развалины, донельзя униженный, он обошелся немцам в чисто символическую цену — полмиллиона евро.

И чуть ли не день в день с годовщиной позорной продажи «Товарища» из Южной бухты Севастополя вышел в море на сентябрьские ходовые испытания спасенный от уничтожения крымский парусник — легендарный «Херсонес». Накануне испытаний на Графской пристани состоялась торжественная церемония поднятия парусов обновленного фрегата.

Напомним, речь о единственном в мире судне, которое два десятилетия назад под парусами, на выключенных двигателях, обогнуло самый опасный для мореплавания мыс Горн, крайнюю точку южноамериканского архипелага Огненная Земля. С тех пор повторить подвиг «Херсонеса» никто не смог. Но украинцы бросили фрегат гнить на мертвом приколе опустевшего Керченского порта. Казалось, судьба корабля предрешена. И тут грянула спасительная Крымская весна.

У России есть целая эскадра знаменитых учебных парусников. Самый быстрый в мире, питерский «Мир», часто принимает на борт Владимира Путина. В первый год своего президентства глава страны лично отстаивал четырехмачтовый барк «Седов», попавший под арест во французском порту Брест. Корабль вернули, на «Седове» продолжают практику курсанты Мурманска. Мировой известностью пользуется наш калининградский красавец-«Крузенштерн». Признанной гордостью Владивостока считаются фрегаты «Паллада» и «Надежда».

Казалось бы, зачем этот морской анахронизм в век гигантских авианосцев, супертанкеров, атомных ледоколов и контейнеровозов, исполненных металла и невероятной мощи судовых машин? Ведь можно же обучать будущих моряков «нажимать кнопки», не подвергая опасностям плавания на заведомо несовременных судах. Однако не случайно парусные суда имеются в корабельном составе всех морских держав! Причем добрая половина принадлежат военно-морским флотам.

Вот исторический парадокс. Бывшие судоверфи немецкого Данцига, подаренного Сталиным полякам, традиционно являлись центром рабочих протестов в социалистической ПНР. Хотя именно то время стало звездным часом гданьских корабелов. Все было им подвластно — сухогрузы, лесовозы, траулеры и большие десантные корабли. Свергнув коммунистов, Гданьск перестал строить суда. Одиночный заказ из какого-нибудь Алжира воспринимается как необыкновенная удача. Вспоминают ли, как в далеких 80-х заложили и спустили на воду целую серию огромных учебных парусников с грот-мачтами 50-метровой высоты: головной «Дар Млодзёжи» для Гдыни, «Дружбу» для Одессы, «Херсонес» для Керчи, «Мир» для Ленинграда, «Палладу» и «Надежду» для Владивостока?..

По 2006 год фрегат «Херсонес» считался учебной базой Керченского государственного морского технологического университета. Чтобы добыть денег, катали туристов. В ющенковские времена Украина не заплатила германской фирме за проведенные ремонтные работы, и фрегат оказался под угрозой ареста.

Эксплуатация была прекращена, судно поставлено на отстой в порту Керчи. Ржавело, рушилось, превращалось в металлолом. С тех пор ни единого выхода в море. С борта украли все, что смогли.

Русские моряки не понимали, как можно было уничтожать такую крылатую сказку. Летом 2014-го в освобожденном Крыму между «Росрыболовством» и Минтрансом РФ разгорелся жаркий спор на право владения разрушенным фрегатом. Победило министерское ФГУП «Росморпорт». Уже следующей зимой облезлый призрак без парусов притащили в Севастополь и поставили в док.

Капитальная модернизация прошла на базе севастопольского филиала Центра судоремонта «Звездочка». Нынешним летом ремонт окончен. Восстановлены надводная и подводная часть корпуса, электрооборудование, палуба, парусный такелаж. Кораблю возвращена первоначальная окраска, только декор кормы и форштевня выполнен «золотым». Сегодня идут радостные рапорты моряков, что проверка всех систем и механизмов фрегата прошла успешно.

Практика на учебном паруснике — воспитание мужества и осторожности, быстроты реакции, глазомера, уверенности в себе. Наконец, замечательная физическая закалка. Достается же парням, когда приходится, например, укладывать парус весом до полутонны, рассыпавшись по реям на гигантской высоте и подтягивая вверх намокшую парусину! Кровь выступает из-под ногтей, мачты колышутся над бездной. Зато на того, кто побегал по вантам, положиться можно: он сам по себе кое-чего стоит и в экипаже работать научился. До сих пор во многом справедливы крылатые слова, сказанные нашим адмиралом С. О. Макаровым: «Кто не плавал под парусами, тот не моряк». Еще одно авторитетное мнение от капитана португальского учебного барка «Сагреш» Хенрика-Альфонсо да Сильва: «Обучая на теплоходах, мы иногда упускаем частности, детали подготовки моряка. Парусник же никогда не позволяет забывать о мелочах. Тут мелочей нет!»

В составе боевого флота США значится крупнейшее судно Академии Береговой охраны в Нью-Лондоне — барк «Игл». Экипаж 245—280 человек, из них 180 кадетов.

Самое современное из учебных судов специальной постройки — бриг «Роялист», ходит под флагом Британского корпуса морских кадетов. Кроме того, англичане эксплуатируют еще два однотипных трехмачтовых учебных судна — «Сэр Уинстон Черчилль» и «Малькольм Миллер». В составе ВМФ Аргентины значится очень большое — четвертое по величине и, что любопытно, одно из новейших парусных судов мира — «Либертад». Потрясающе красив высокобортный, богато украшенный золотой резьбой флагман итальянской учебной эскадры «Америго Веспуччи», повторяющий формы линейных кораблей ХVII века.

Неизменный участник и троекратный победитель атлантических регат — учебное судно Высшего военно-морского училища в немецком Киле барк «Горх Фок». Полный состав экипажа 274 моряков, из них до 200 — кадеты. На барке прошли практику семь тысяч будущих офицеров Германии. «Горх Фок» ежегодно совершает три плановых учебных рейса…

И не ушла еще из памяти потрясающая картина — солнечные блики, огромное синее небо, бескрайняя гладь Черного моря, а посреди всего этого великолепия держит курс барк «Товарищ». По борту выстроились курсанты Херсонского мореходного училища, счастливые и гордые в своих белых робах.

Великолепный трехмачтовый парусник по праву считался истинным достоянием Херсона и Одессы. Рождённый в 1933 году на верфях Гамбурга, назывался тогда «Gorch Fock». Команда 60 человек, плюс 180 кадетов. К концу II Мировой войны у острова Рюген нарвался на огонь советских танков. Согласно Договору о репарациях был передан СССР. Вскоре получил имя «Товарищ». Прошел вокруг Европы с заходом по пути в Плимут, Гибралтар и Стамбул. Портом приписки стал Херсон.

На нём проходили практику курсанты Херсонского и Одесского мореходных училищ. Каждый год — рейсы через Атлантический океан вокруг Африки, к берегам Индонезии, Южной Америки, Индии, к Бермудским островам. Многочисленные престижные регаты, в том числе американская серия «Operation Sail-1974». 320 миль по маршруту маяк Дрогден (Копенгаген)-Гдыня. В группе крупных полнорейных парусников класса «А» выступали тогда польский парусник «Dar Pomorza», западно-германский «Горх Фок II», советский «Крузенштерн», датский фрегат «Georg Stage» и бригантина «Wilhelm Pieck» из ГДР. «Товарищ» одержал победу в гонке с огромным отрывом в 16 часов 15 минут, обойдя при этом своего главного соперника — немецкий барк «Горх Фок II».

Когда парусник возвращался в Херсон, на набережной было не протолкнуться. Толпы горожан приходили полюбоваться на белоснежное чудо. После распада СССР и провозглашения украинской незалежности корабль почему-то отправили на ремонт в Великобританию. Хотя Херсонский судоремонтный завод заявлял о возможности ремонтных работ на собственных верфях.

Здешние корабелы вполне успешно справлялись с подобной задачей. Нет, новым украинским боссам хотелось отмыть деньги. В 1993-м «Товарищ» участвовал в регате у британских берегов, где одержал свою последнюю победу. Английская сторона выразила готовность оплатить ремонт с условием, что барк регулярно будет посещать Ньюкасл. И вдруг, якобы «при более детальном осмотре» выяснилось, что ситуация на корабле много хуже, чем считалось ранее. У владельца судна — Министерства образования Украины, не нашлось трех миллионов долларов, чтобы оплатить новые счета.

Кораблю запретили выход в море, законсервировав у причала Ньюкасла. Последнюю точку в украинской истории «Товарища» поставило германское общество «Tall-Ship Friends» — «Организация друзей парусного флота». На собранные пожертвования немцы выкупили парусник за 500 000 евро. Барк был погружен на плавучий док, потому что самостоятельно передвигаться уже не мог, и доставлен в родную гавань Штральзунд. Жители города встретили новое приобретение овацией. Переименовали в «Горх Фок I». Он по-прежнему стоит в Штральзунде. Используется как музей, на палубах проводят банкеты и свадебные церемонии. Неспешно реконструируют, чтобы снова мог отправиться в плавание. В планах «Друзей парусного флота» — круизы по Балтике и Северному морю.

Зато старая херсонская мореходка сейчас громко называется Херсонской государственной морской академией. Ректор ХГМА Владимир Ходаковский говорит, что возвращение барка в Херсон можно считать нереальным. Новым парусным судном крупнейший украинский морской вуз обзаводиться также не собирается — ремонт и обслуживание слишком накладны.

— В качестве судна для обучения курсантов нам вполне достаточно имеющегося теплохода типа «река-море», — подытожил пан Ходаковский.

…Парусники символичны. Они приходят к людям, как летящее воплощение красоты, любви и силы. Каждая страна, в которой живет достоинство — обязательно поднимает свои паруса. А если достоинства нет, паруса гниют в трюме и реи становятся похожи на мертвый остов.

Для обучения майданным героям «вполне достаточно» примитивной речной баржи. Символ, наполненный вполне конкретным содержанием.

…Сейчас в Одессе догнивает последний полнорейный парусник Украины — трехмачтовый фрегат «Дружба». Тот самый, построенный польскими корабелами вместе с фрегатами «Мир», «Надежда» и «Паллада», которые успешно ходят в России.

Год назад руководство Одесской национальной морской академии слезно просило командование ВМСУ принять «Дружбу» для использования в качестве учебного корабля. Мол, сможем эффективно демонстрировать гордый украинский прапор на международной арене, как делают учебные парусные корабли военных флотов других стран. Инициатива исходила лично от ректора ОНМА Михаила Миюсова. Украинские флотоводцы ответили, что «нема грошей».

То есть, последнему паруснику Великой Укры грядет гарантированный конец. Зря шановное панство копало Черное море. Фрегат недвижимо стоит на приколе в Практической гавани Одесского порта уже больше десяти лет. В последнее время его плотно зажали остатки украинской эскадры, бежавшей из Крыма.

Еще в 2013-м ректор Миюсов заявлял, что «Дружба» сможет самостоятельно перейти в Севастополь для ремонта в доке, но при этом требует ремонтных работ стоимостью от 5 до 12 миллионов долларов. Фантасмагорическая сумма стала решающим фактором отказа военных после детального осмотра корабля представителями командования ВМС Украины. Осталось надеяться на некую французскую компанию, выразившую желание приобрести гибнущий фрегат.

Рейтинг: 0

Опубликовал(а):

не в сети 2 дня

Леонид Максимов

1 458
Россия. Город: Москва
Комментарии: 2348Публикации: 2835Регистрация: 16-08-2014

    Добавить комментарий

    Войти с помощью: 
    Авторизация
    *
    *
    Войти с помощью: 
    Регистрация
    *
    *
    *
    Пароль не введен
    *
    Ваш день рождения * :
    Число, месяц и год:
    Войти с помощью: 
    Перейти на страницу
    закрыть