Пятница , 9 Декабрь 2016
001

Гибель Ту-154 над Черным морем 15 лет назад: что скрывает Россия?

Добавлено в закладки: 0

Политическая договоренность могла перечеркнуть доказательства, очевидные для «технарей».

Недавно Россия в очередной раз опровергла люфбую причастность к трагедии МН17. Официальный представитель МИД РФ Мария Захарова сообщила на брифинге: следователям из Нидерландов переданы данные российских радиолокационных систем. (Прямо как в поговорке об обещанном, которого три года ждут!) Эти данные, по утверждению Захаровой, является «безоговорочными и объективными, их невозможно подделать», а следовательно, пуска ракеты с территории населенного пункта Первомайское, подконтрольного боевикам, не было …

Кто стрелял по малайзийскому «Боингу»? Для российских властей ответ возможен только один: Украина.

В октябре 2016-го кремлевские СМИ дружно и пространно отметили 15-ю годовщину другой катастрофы, которая произошла над Черным морем с самолетом российской авиакомпании «Сибирь» и забрала 78 жизней. «Украина и тогда врала и выкручивалась, и теперь так же ведет себя» — таким был лейтмотив.

Вспомним и мы подробнее эту историю, где возможная политическая договоренность между президентами Кучмой и Путиным — опытным, на втором сроке у власти «красным директором», и ФСБшником , чью карьеру уже потрясла гибель подводной лодки «Курск». Именно эта договоренность могла перечеркнуть доказательства, очевидные для «технарей».

tu1

15 лет назад в катастрофе самолета над Черным морем погибли 66 пассажиров, граждане Израиля и России, и 12 членов экипажа

Сообщение агентства Newsru.com от 4 октября 2001 года:

15:51 (время московское). «Катастрофа самолета Ту-154 в Черном море произошла из-за теракта».

Пассажирский самолет авиакомпании «Сибирь», следовавший рейсом Тель-Авив — Новосибирск, в четверг упал в Черное море. Как сообщилы в МЧС России, катастрофа произошла в 13:45 по московскому времени, в 185 км западнее Сочи … Федеральная служба безопасности России не исключает, что предпосылкой катастрофы российского самолета мог стать теракт. Версия теракта отрабатывается в первоочередном порядке.

20:18. «Самолет Ту-154 не был сбит отклонившейся от курса ракетой».

Специалисты береговых войск Черноморского флота РФ однозначно отвергают версию, что самолет … сбит отклонившейся от курса ракетой, запущенной во время проходивших сегодня в Крыму ученый войск ПВО Украины. По их утверждению, это технически несостоятельно. Максимальная высота целей, по которым велись стрельбы — 1 км, а самолет рухнул с высоты 11 км. На учениях, по их словам, применяются ракеты, с которых сняты боевые головки, поэтому в случае попадания в самолет взрыв не был бы зафиксирован.

21:12. «В России заявляют, что Ту-154 просто физически не мог быть сбит украинской ракетой».

23:19. «Путин заявляет, что украинская ПВО не причастна к гибели Ту-154».

«Во-первых, заранее все нужные службы на Украине были поставлены в известность. Во-вторых, оружие, которое использовалось в это время, по тактико-техническим данным не могло достичь воздушных коридоров, в которых находилось наше воздушное судно, — заявил Путин. — В любом случае, не имеется оснований не доверять украинской стороне».

2_02

9 октября 2001 года, Киев, встреча с журналистами, министр иностранных дел Украины Анатолий Зленко: «Такие случаи в мире уже случались. И американцы сбивали, и американцев сбивали … Это, конечно, не очень приятно. Нужно будет извиняться, нести некоторые расходы».

10 октября 2001 года, Киев, встреча с журналистами, президент Украины Леонид Кучма отказался комментировать заявление российских экспертов о причастности украинских ПВО к трагедии с самолетом: «Впереди паровоза?! Посмотрите на Европу — мы что, первые или последние? Есть трагедии и большего масштаба …»

03

Резкое смещение в течение нескольких дней акцентов — кто виноват? — и реакция политического руководства Украины дает основания говорить о том, что Путин и Кучма достигли определенного консенсуса, как выбираться из неприятной «истории на двоих» с жертвами и резонансом на весь мир. Официальный Киев согласился платить деньгами (сравнительно небольшими) и репутацией, а взамен получал от стратегического партнера авансы на перспективу.

Украина подписала с Израилем и Россией межправительственные соглашения и выплатила родственникам погибших компенсации. Но иск российской авиакомпании «Сибирь», представленный в 2004 году к Минобороны Украины и Госказначейству, было отклонен в 2011 году после серии судов. Эксперты из Киевского научно-исследовательского института судебных экспертиз не подтвердили принадлежность поражающих элементов конкретному взрывному устройству — ракете украинских ПВО.

Адвокат (авторитетной юридической компании «Василь Кисиль и партнеры» — А) Андрей Козлов вошел в процесс в декабре 2002-го. Сначала представителем Кабинета министров Украины по искам родственников жертв катастрофы, с 2004-го — и как представитель Министерства обороны. Занимался этой работой по 2013 год включительно.

04

Юрист, эксперт по авиакатастрофам Андрей Козлов. Фото: Громадське TV

— Как происходило расследование трагедии 4 октября?

— Расследование продолжалось 25 дней.

— Так быстро разобрались?

— «Разобрались» я бы не сказал. Было нарушено положение о том, что проект окончательного отчета предоставляется всем странам, которые принимали участие в работе.

— А кто принимал участие?

— По процедуре считается — все, кто отправлял уполномоченных или предоставлял информацию: как минимум Украина, Израиль, Армения. Расследование вел Межгосударственный авиационный комитет (МАК).

Но здесь надо избегать спекуляций, мол, МАК — международный орган, который действовал от имени всех государств, в том числе и Украины, которая тем самым априори признала его выводы. Это не так. Чикагская конвенция о международной гражданской авиации, ее приложение 13 регламентирует процедуру расследования. Там сказано: субъект — государство места происшествия, может передать свои полномочия другим. Классический пример — катастрофа «Боинга» МН17.

Беда произошла над территорией Украины, но расследование она передала Нидерландам. Если же катастрофа происходит над открытым морем, как в данном случае, расследование имеет право проводить государство эксплуатанта воздушного судна. Россия в этом случае. Российское законодательство допускает делегирование подобных полномочий международным организациям. Прямо указано: полномочным органом РФ при расследовании авиационных происшествий является МАК. То есть Межгосударственный авиационный комитет действовал только от России.

Мыс Опук. Реконструкция

— Ну, ладно, это процедурные нюансы. А есть факты, которые опровергают вывод МАК? Возможно, по горячим следам провели реконструкцию событий?

— Начнем с реконструкции. 1 ноября того же года, как ни странно, уже после завершения расследования, провели эксперимент — чтобы понять, почему произошел срыв АС ГСН (автоматического сопровождения головки самонаведения ракеты). На тех же позициях, того самого полигона. Учебную цель имитировал самолет МиГ, он пролетел по тому же маршруту. Головка самонаведения его с земли устойчиво сопровождала, как и было в условиях октябрьских учений. Далее, в определенном положении, возник зеркальный сигнал. То есть водная поверхность дала мощное отражение и таким образом появилось два сигнала, идентичных по частоте. Головка самонаведения, скажем так, «растерялась» и произошел срыв автоматического сопровождения (АС ГСН). Все стороны согласились с тем, что это и есть причина, по которой ракета не поразила учебную цель, беспилотник «Рейс».

Эксперимент, насколько мне известно, предвидел и вторую часть. По той же международной воздушной трассе собирались запустить украинский Ту-154, тогда у Минобороны был такой самолет. В него хотели посадить украинских же офицеров с самой разнообразной портативной электронной техникой, чтобы посмотреть, как поведет себя головка самонаведения — без пуска, конечно! — не захватит ли радиосигнал определенной частоты? Эта часть эксперимента не состоялась.

Но главная и первичная вещь во всей этой истории — радиолокация. Хотели убедиться, не произошла ли трагическая случайность, хотя все частоты многократно проверяются военными и гражданскими властями. Как вариант — какая-то аппаратура на борту могла давать широкий спектр частот, искрить например. Но ничего не получилось. Уперлись россияне: не дали проверить версию с источником проблемы на борту. Это же их зона ответственности.

Представители Украины ничего не подписали

— И каков согласованный вывод комиссии?

— Я хотел бы сначала закончить об эксперименте. То, что произошел срыв АС ГСН, вовсе не означает, что ракета перенацилилась, полетела потом к самолету. Это означает, что она потеряла цель. Чисто узкий момент зафиксировали — почему она не поразила свою мишень. Плюс показали, что действия боевого расчета профессиональные и точные, никаких проблем с «человеческим фактором». По всем данным радиолокационных станций, пуск ракеты состоялся именно в направлении учебной цели, а вовсе не пассажирского Ту-154. Ни о каком перенацеливании, ошибочном захвате другой цели речь идти не могла.

Когда украинские специалисты прилетели в Сочи, им и членам комиссии выдали расшифровку данных первичного радиолокатора, полученную из Ростова, из Северо-Кавказского центра обслуживания воздушного движения. Данные свидетельствовали о том, что вблизи Ту-154 за 30 секунд до его гибели не было ничего! Ближайшая цель (а под целями в радиолокации понимают любой объект, который выделяется радаром) находилась за 49 км от самолета.

К тому же средняя скорость ракеты — около 1000 метров в секунду. На дальности 240 км и того меньше — где-то 900 метров в секунду, поскольку уже давно выработано топливо, полет происходит по инерции. Поэтому 49 км за 30 секунд невозможно преодолеть. Всего с момента пуска до гибели самолета прошла 221 секунда. Вот такой материал попал к экспертам.

05

Вдруг, по рассказам очевидцев, начинается паника. Этот документ без каких-либо объяснений срочно изымают. Но один мудрый офицер сказал, что уже пустил расшифровку на черновики, и картинку с радара, и сопроводительную записку с подписью и описанием всех целей. Потом, конечно, она всплыла.

Через некоторое время специалисты якобы глубже порылись в первичной радиолокационной информации и обнаружили две отметки, которые затем приписали ракете. По этим двум отметками — очевидно, что если бы ракета действительно была, в данном ракурсе отметок при полном обороте радара за 9 секунд должно быть больше! Уже в обратном направлении нарисовали траекторию. Она абсолютно не соответствует методу наведения, который используется в зенитно-ракетном комплексе С-200.

— И все-таки стороны пришли к общему мнению?

По процедуре, украинским специалистам должны были дать 60 дней на то, чтобы предоставить свои возражения, комментарии. Чтобы потом МАКовская (она же — российская) комиссия могла их рассмотреть, включить или приложить к выводу. Ничего подобного не произошло. Представители Украины, насколько я помню, тогда ничего там не подписывали. Но, вероятно, возник политический момент, договоренность на высшем уровне, которая выразилась в частичном согласии …

Потом российская прокуратура передала в Киев уголовное дело по факту авиакатастрофы.

Министр обороны сказал правду

— А результат?

— Уголовное дело дважды закрывали, в 2004-м и 2007-м, за невозможностью установить причину происшествия. Нет причины происшествия — нельзя восстановить картину полностью, нельзя, соответственно, и никого привлечь к ответственности.

— Я присутствовала на заседании Совета 10 октября 2001, где министр обороны Украины Кузьмук объяснял депутатам, что произошло над Черным морем. Процитирую из своей газетной заметки. Министр сказал: «Стрельба из зенитно-ракетного комплекса С-200 осуществлялась в направлении азимута, который пересекал Ту-154, за 8-10 минут до его исчезновения с экрана. Тоесть самолет не был захвачен подсвечивающим лучом локатора и ракета на него приводиться не могла». По словам министра, «ракета упала в море в 12:42 (время московское) — за две минуты до исчезновения лайнера с экрана, а расстояние от пусковой установки до пассажирского самолета — 270 км — превышает максимальную дальность полета ракеты этого комплекса». Здесь все — правда?

— Зенитно-ракетный комплекс использует три параметра: высоту, или угол места цели, азимут, то есть направление на цель, и угловую скорость. Последняя, пожалуй, — самое важное, она зависит от характеристик движения цели, в том числе и в полете ракеты. И по азимуту, и по угловой скоростью эти цели — Ту-154; беспилотник «Рейс» и самолет «Армянских авиалиний», который находился в том же районе, — отличались настолько сильно, что спутать их было невозможно. И спектрально сигнал от «Рейса» (в виде точки, тип цели — ракета) значительно отличается от Ту-154. Разница же в угловых скоростях и азимутах была такой, что радиолокатор подсвета цели и головка самонаведения никак не могли бы одновременно воспринимать эти сигналы.

Нет, Кузьмук не вводил в заблуждение Раду. Единственное, что напутали советники министра — дальность от места пуска была не 270, а около 240 км. 270 — это дальность самолета от пусковой установки С-200 на момент пуска.

На побережье достаточное количество радиолокационных станций, и когда проходят учения, они работают с повышенной интенсивностью — тоже тренируются, ведется фотоконтроль. Есть фотографии с одной или двух РЛС …

— Украинских станций или, скажем, турецких?

— Украинских в Крыму. У россиян рота в Адлере стояла, но их данных мы так и не увидели. Так вот, например, на фотоконтроле РЛСП-18 с полигона, где проходили стрельбы, совершенно четко видно «лапоть» от ракеты, а затем сигнал исчезает на расстоянии 80 км от точки пуска.

— А что это значит?

— Это значит, что она прекратила наблюдаться радаром, поскольку тот работал в масштабе 90 км. И, вероятно, упала в воду.

— Не попав ни в Ту-154, ни в мишень «Рейс»?

— Мишень «Рейс», имитирующая баллистическую ракету, была поражены в течение следующих 50 секунд зенитно-ракетным комплексом С-300. Это опровергает абсолютно странный тезис о том, что продолжали что-то подсвечивать — просто ничего уже было.

Данные из украинских РЛС фигурировали в материалах уголовного дела, в хозяйственном деле по иску авиакомпании «Сибирь», рассматривались судом на процессе, в котором я принимал участие. В суд вызывались ведущие эксперты по радиолокации, которые давали необходимые пояснения.

О «единой метео-обстановке»

— Известна ли вам причина, по которой стрельбы украинских ПВО перенесли с украинского полигона «Чауда» на мыс Опук, на полигон Черноморского флота России? Учения по факту превратили в общие?

— Перенесли на 60-70 км к востоку по причине усиления безопасности — все-таки рядом Феодосия. А в стрельбах действительно участвовала российская зенитная ракетная техника — не такая мощная, как С-200. Российский корабль «Пытливый» тоже принимал участие. Была создана единая метео-обстановка, каждый «знал свой маневр»: когда и что он должен обстрелять.

Так, процесс снимали десятки украинских телеканалов. В репортажах говорилось о дружной и слаженной работе украинских и российских военных и штабов … Но утверждается, что украинская ракета сбила самолет в районе Сочи.

— Воздушное пространство над морем оставалось открытым? Даже несмотря на масштаб учений?

— Украина закрыла небо над своими территориальными водами и дальше над открытым морем. До границы своей зоны ответственности за обеспечение воздушного движения — на 180 км, дальше мы ничего не имели права закрывать. Зона полигона примерно такая же по протяженности. В России вопросами регулирования воздушного движения занимался не Минтранс, как в Украине, а оборонное ведомство, посредством какой-то объединенной гражданско-военной комиссией. Ее шефом был генерал-полковник Корнуков, главком ВВС России. Он присутствовал на учениях.

Понятно, что расписание стрельб на полигоне имели все и знали, по какой цели, когда и чем именно стреляют. Сектор стрельб определяется в 45 градусов от точки стояния комплекса, где-то посередине должна была быть цель. Если знаком с особенностями советской техники, то осознаешь — из опыта предыдущих учений! — ракета, в принципе, может полететь на 255 км и даже дальше гарантированной дальности поражения. Поэтому нормальной здравомыслящей реакцией стало бы закрытие и российской зоны ответственности за обеспечение воздушного движения в пределах сектора стрельбы. Но россияне этого не сделали.

«Нельзя исключать версию теракта на борту»

— Обломки ракеты нашли?

— У ракеты немало плавучих частей. Она огромная, почти 11 метров в длину, почти метр в диаметре. Но нет, ничего не нашли на поверхности и ничего на дне, хотя исследовали 25 миллионов квадратных метров морского дня, квадрат 5 на 5 километров. Следов ракетного топлива, окислителя в воде тоже не нашли. Невозможно на дне моря найти и место расположения обломков самолета, его внешней обшивки. А вот плавучих частей лайнера подняли много. В том числе обтекатель носового радиолокатора — без повреждений.

— Это о чем говорит?

— О том, что он не был поврежден ракетой. Кстати, и у ракеты есть плавучий носовой обтекатель, но и его не обнаружили. Фото же изрешеченных шрапнелью обломков, которые публикуют российские СМИ, — это фрагменты внутренних элементов конструкции самолета. Ни один из них не относится к внешней обшивке.

Далее. Шарики, которыми оснащена ракета — 8 и 9,5 мм в диаметре, простые, от шарикоподшипника. Можно на любой большой металлобазе купить. Идеальная баллистическая форма. Если мы посмотрим ГОСТы, найдем еще шесть вариантов близкого диаметра. Есть и пробоины диаметром 6 мм, круглые, меньше, чем «ракетные» шарики. На предоставленных россиянами пяти шариках с места происшествия следы тротила, но нет гексогена. Хотя взрывчатое вещество в боевой части ракеты (ТГ- 20/80) состоит из гексогена на 80%, а из тротила — на 20%. Нет следов диффузии церезина, которым заливают шарики.

Нам сказали, что подрыв произошел слева, сзади сверху, в 15 метрах от хвоста, что не соответствует штатному поражению, поскольку подрыв должен был произойти впереди по курсу самолета. Вспомним, например, картину поражения «Боинга» МН17, где боевая часть ракеты ЗРК «Бук», использующий в наведении тот же метод пропорционального сближения и подобный алгоритм работы радиодетонатора, подорвалась в районе кабины пилотов.

Многие фрагменты пола, сидений, тележек стюардов, на которых входные отверстия — сверху. Но есть и фрагмент потолочной панели с минимум двумя входными изнутри, то есть снизу. Я ничего не утверждаю, но версию теракта, который произошел на борту, тоже нельзя исключать.

via

Рейтинг: 0

Опубликовал(а)

не в сети 2 часа

Сергей Кирилов

5 010

Модератор сайта.
Если есть вопросы, задавайте в «приватный чат» в личном кабинете.

Италия. Город: Катания
34 годаКомментарии: 4357Публикации: 23098Регистрация: 01-08-2014
  • Модератор сайта
  • Бронзовый крест за рейтинг 5000

Добавить комментарий

Войти с помощью: 
Авторизация
*
*
Войти с помощью: 
Регистрация
*
*
*
Пароль не введен
*
Ваш день рождения * :
Число, месяц и год:
Войти с помощью: 
Перейти на страницу
закрыть