Суббота , 3 Декабрь 2016
376230

Теория заговора. Зулу

Публикация в группе: Всё о кино - смотрим, делимся, обсуждаем

Добавлено в закладки: 0

Сразу же нужно сказать, что в данном случае локализация названия фильма («Теория заговора. Зулу» вместо просто «Зулу») оказалась неоправданной. «Теория заговора» — это замечательный фильм 1997 года с Мелом Гибсоном в роли полусумасшедшего таксиста, одержимого как раз идеями «теории заговора», который борется с настоящим заговором внутри ЦРУ. И для «Зулу» такое название пробуждает ложные ассоциации. В фильме нет никакого заговора, во всяком случае, в русском понимании этого слова. Есть криминальный мир Южной Африки, который в своих интересах использует одна транснациональная корпорация через преступную организацию бывших «тузов» средней руки бывшего режима апартеида и ученых, работавших при том же режиме над «этническим оружием». Корпорация действует вроде как из благих побуждений, желая получить новый медицинский препарат. Проблема только в том, что для капитализма нет никакой разницы, кто и какую цену заплатит за эти «благие намерения». И корпорации совершенно безразлично, сколько темных сил слетается на запах больших денег и каким количеством трупов будет усыпана эта дорога в ад. Ну, а то, какие побочные эффекты вызывает препарат – это вообще никого не волнует.

Фильм французского режиссера Жерома Салля «Теория заговора (оригинальное название «Zulu»), который известен у нас лентами о Ларго Винче, на этот раз обращен не к судьбе гламурных авантюристов, а к реальным проблемам, фигурирующим в полицейской хронике и мало понятным мирному обывателю. Его «Теория заговора» начинается вполне тривиально для криминальной истории: 2012 год, в ботаническом саду Кейптауна произошло зверское убийство белой девушки. Начальник отдела серийных и особо тяжких чернокожий Али Сокела (Форест Уитакер) со своими белыми подчиненными Флетчером (Конрад Кепм) и Ипкиным (Орландо Блум) выезжает на место преступления и приступает к расследованию. Все трое очень разные. Дэн Флетчер – примерный семьянин и заботливый отец. Брайан Ипкин – разведенный бабник, не пропускающий ни одной юбки и неаккуратно похмеляющийся с утра. А вот их начальник Али Сокела – это молчаливый, замкнутый пятидесятилетний мужик, зрелый и рассудительный на фоне своих, более молодых подчиненных. При этом он не обделен вниманием женщин, что зрелому мужчине только в тягость, так как ему еще в детстве нанесли тяжелую травму. Эту жуткую сцену мы видим в самом начале ленты. Кстати, наша кинокритика совершенно не обратила внимания, что в том же эпизоде толпа черных зверски убивает отца маленького Али.

История неспешно набирает темп, но вдруг срывается на галоп, когда в ходе расследования (как говорится, совершенно на ровном месте) трое детективов нарываются на банду отмороженных головорезов. Правда, нужно отметить, что банда довольно успешно прикидывалась поначалу компанией мирно выпивающей молодежи. С этой кровавой сцены темп все более ускоряется, сюжетные повороты следуют одним за другим и герои оказываются все более запутанными в преступной головоломке. Перестрелки и убийства следуют друг за другом, количество трупов увеличивается с угрожающей скоростью, пока эта драматическая история не приходит к жестокой развязке. В общем, есть на что посмотреть. Впрочем, жюри Кансского фестиваля 2013 года, где  фильм был показан на закрытии, его не оценило. Как написал один камрад в рецензии на Кинопоиске:
«Качественное кино от французского режиссёра, отражающее практически нерешаемые современные проблемы, очевидно слишком сложное для понимания фестивальному жюри».

Рекомендую к просмотру без ограничений (кроме детей, естественно). Да, в «Теории заговора» насилия через край, но фильм сделан качественно и динамично. Картинка живописная – ЮАР таки очень красивая страна, а оператор на своем месте. Что касается актерской игры, то Уитакер и Блум в своих ролях очень хороши. Их воплощение в образ – на сто процентов. (Уитакера поначалу вообще не узнал.)

Главное – отвлечься от всяких там апартеидов и проблем межрасовых отношений. Ожидания назидательной морали на эту тему не оправдаются, а фильм смотреть помешают. Это криминальный полицейский экшн-триллер (некоторые перестрелки сняты просто зачетно – ураган огня!). О мировых проблемах можно будет подумать после фильма. Кстати, каждый в нем увидит что-то свое. Кто-то даже пришел к выводу, что суть ленты в том, что черных не переделать: как его не цивилизуй, а он потом наденет набедренную повязку и, издавая боевые кличи своего племени, воткнет вам копье в задницу. Таков, мол, плачевный итог отказа от «бремени белого человека». Нужно сказать, что это слишком оригинальная точка видения кинофильма. На самом деле герой Уитакера и есть тот самый зулу (т.е. зулус), конечно. Но он вовсе не дикарь из расисткой книжки начала XX века, а реальный живой человек и очень достойный представитель своего народа. Не случаен диалог между ним и его матерью незадолго до гибели последней, когда энергичная старуха, отвечая на его попытки предостеречь от участия в опасном расследовании, гордо говорит сыну: «Не забывай, я такая же зулуска, как и ты». Али Сокела – благородный воин зулу. Да, это скрыто под европейским костюмом и явно видимым хорошим образованием, но глубинная его суть именно в этом благородстве воина из саванны. Не случайно также, что именно он прекращает ненужный спор о мести за апартеид на ужине у Флетчера, который затеяла жена Дэна. Показательно, что Брайан является фактически его другом, хотя не скрывает происхождение – отец был при апартеиде прокурором, из-за чего при новых властях пришлось сменить фамилию. Да и сам Али служит в полиции, хотя о как раз о полицейских у него с детства остались не самые хорошие воспоминания. И это еще мягко говоря.

Штука в том, что зулу мстит не белым, как это многим показалось (хотя он и говорит в финале, что ждал этого дня сорок лет), а реальному злу. Его действия продиктованы не идеологическими пристрастиями, не затаенной обидой, а личным пониманием добра и справедливости, которое он и пронес через всю жизнь. И когда зло не только творит преступления где-то «там», но и вторгается в его семью, уничтожая единственное, чем он еще дорожил, он отбрасывает полицейские инструкции и  юридические кодексы, начиная действовать не как полицейский, но как воин зулу. Зло перешло «красную черту» и у Али Сокела просто не осталось мотивов, чтобы придерживаться принятых правил. Причем он отдает себе отчет, что зло слишком могущественно, слишком многолико, так что и одному человеку, и даже вдвоем с напарником  с ним не справиться. Они могут перестрелять торговцев наркотиков, могут перебить и шайку бандюганов-беспредельщиков, могут прищучить коррумпированное начальство, но с транснациональной корпорацией им не совладать. Однако ему под силу справиться с конкретными слугами зла – организаторами и виновниками свершившегося  здесь и сейчас.

Потому и Брайан в своей попытке остановить Али и призвать к благоразумию, запросто получает от него по морде. Хотя до того спас ему жизнь в полном смысле слова. Зло должно быть уничтожено – и точка. И это должен сделать именно он – Али Сокела. Зулу.

Любите кено. © Apachy

Рейтинг: 0

Опубликовал(а):

не в сети 1 час

Сергей Кирилов

4 964

Модератор сайта.
Если есть вопросы, задавайте в «приватный чат» в личном кабинете.

Италия. Город: Катания
34 годаКомментарии: 4339Публикации: 23064Регистрация: 01-08-2014
  • Модератор сайта

Добавить комментарий

Войти с помощью: 
Авторизация
*
*
Войти с помощью: 
Регистрация
*
*
*
Пароль не введен
*
Ваш день рождения * :
Число, месяц и год:
Войти с помощью: 
Перейти на страницу
закрыть