Суббота , 3 Декабрь 2016

Евгению Евстигнееву 9 октября исполнилось бы 90 лет

Публикация в группе: Чтобы помнили

Добавлено в закладки: 0

В нём не было ничего яркого, впечатляющего, выдающегося: ни во внешности, ни в поведении. Ни монументальности, ни «безуминки», которую почему-то считают непременно присущей истинному таланту, ни породистой мужской стати…

Невысокий, смолоду лысый человек, небольшие глаза, крупный нос. Он не прославился Гамлетом, не прогремел Отелло, не потряс Лиром. Но о нём и сегодня говорят те, с кем или у кого он играл: «Гений! Актёр Божьей милостью».

В Нижнем Новгороде у драмтеатра — скульптура: на скамейку присел, словно на минутку, Евгений Евстигнеев. Ничто в его биографии не вело ни к славе, ни к актёрству. Родился в посёлке на окраине г. Горького. Поздний ребёнок у родителей-рабочих. В 6 лет потерял отца, в 17 — отчима. И после семилетки в 1943-м пошёл работать, помогать матери.

Лёгкий в общении, заводной подросток в потёртом пиджачке и вытертых брюках быстро оказался в центре всеобщего внимания: организовал самодеятельность, сам научился играть на гитаре и пианино, выступал в спектаклях заводского клуба, лихо владел ударными, пел даже арию Варяжского гостя из «Садко», а обожаемый им джаз мог исполнять, импровизируя на вилках, ножах и прочих звенящих предметах. В общем, виртуоз, как сказал бы его будущий герой Дынин, начальник пионерлагеря из «Добро пожаловать…».

Он зажигательно барабанил вечерами в джаз-оркестре в фойе Дома культуры им. Ленина в п. Канавино. И был замечен без всяких там «минут славы» и звёздных «фабрик»: сам ректор Горьковского театрального училища по совету коллеги пришёл взглянуть на одарённого «ударника» и с ходу пригласил его к себе учиться, несмотря на отсутствие у парня 10-летнего школьного образования, без экзаменов, в нарушение правил. На вопрос, хочет ли он быть актёром, Евгений честно ответил: «Я не знаю».

Артистом-комиком был его сводный брат по отцу, он рано умер. И мама Мария Ивановна такой крутой поворот к театру не приветствовала. Она хоть и имела два класса образования, всю жизнь много читала, была по-настоящему интеллигентным человеком, сына обожала, но вот актёрство считала профессией несчастливой, несерьёзной.

В 50-х Школа-студия МХАТ блистала талантами (Е. Евстигнеев с М. Козаковым и А. Ширвиндтом).

Рейтинг: 2

Опубликовал(а):

не в сети 6 дней

Сергей Дрозд

880

Сегодня в запое – завтра в Ростове

Украина.
51 годКомментарии: 716Публикации: 286Регистрация: 01-08-2015

    20 комментариев

    1. И всё же Евстигнеев закончил театральное училище, по распределению попал во Владимирский областной драмтеатр им. Луначарского. За 3 года — 23 роли, от Шекспира до Гоголя и Горького. Но мечталось-то о Москве! Театр не отпускал перспективного артиста, но тот, придумав предлог, исхитрился и уехал в столицу.

      Его приняли в Школу-студию МХАТ сразу на 3-й курс, а по окончании он стал актёром «новорождённого» «Современника», который сперва звался Студией молодых артистов при МХАТе. Начал с эпизодических ролей, а знаменитым 34-летний «начинающий» проснулся лишь в 1960-м после «Голого короля» Шварца, спектакля, ставшего легендой, взорвавшего столичную театральную жизнь. Осталась лишь телезапись одной сцены, но и в ней видна яркая индивидуальность умного артиста, играющего напыщенное пустое место, воплощённую вопиющую глупость.

      Е. Евстигнеев кинопроба на роль Ленина.

      Рейтинг: 1

    2. Он сыграл более 100 ролей в театре и более 50 в кино. Какое-то время его считали «королём эпизода». Что запомнилось? Да практически всё! Каждое его появление на сцене или экране. Жесты, мимика, интонации, фразы и словечки! Для Евстигнеева поистине не было маленьких ролей — просто он сам был очень большим артистом.

      Кинопроба на роль Распутина.

      Рейтинг: 1

    3. «Солнечный актёр, даже когда играл драму, — вспоминают Валерий Усков и Владимир Краснопольский, в их т/ф «Ермак»

      Евстигнеев сыграл последнюю роль — Ивана Грозного. — Он обладал великим таинством — очень выразительно смотреть, «молчать глазами», открывая, создавая в любой, даже эпизодической роли свою ауру, силовое поле глубины, не бытовой «правды», а правды великого лицедейства.

      Кинороба на роль Гитлера.

      Рейтинг: 1

    4. Он не кричал, но и шёпотом говорил так, что его слушали и слышали. Он каким-то чудом всё знал о своём герое — на нервно-мозговом уровне. В 1962-м снялся в эпизоде у нас в «Стюардессе» — пьяный с авоськой в самолёте: всех оглядел, сел, притих… и приковал всеобщее внимание. А ведь снимались с ним Этуш, Демидова, Жжёнов.

      Он был очень душевным, тёплым человеком, душой и в застолье, и на съёмках. Уезжая со съёмок «Ермака» в Лондон на операцию (ему оставалось досняться в 4 сценах и озвучить роль), Женя сказал нам: «Ждите, скоро вернусь!»

      Кадр из фильма «На ясный огонь».

      Рейтинг: 1

    5. В 1957-м Евстигнеев дебютировал в кино (эпизодическая роль в «Поединке» по Куприну) в амплуа отрицательного героя. Их он впоследствии переиграл немало, вершина — Корзухин в «Беге». Он, как его и учили, искал у злого те чёрточки, где он добрый, и наоборот, считая, что «живой человек не может быть носителем ни абсолютного зла, ни абсолютного добра».

      И все его герои непреодолимо человечны и обаятельны, даже, казалось бы, самые несимпатичные, как вор-эстет Ручечник в т/ф «Место встречи изменить нельзя». Как Дынин, принёсший ему всенародную славу, в «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещён».

      Кадр из фильма «Черная курица или подземные жители».

      Рейтинг: 1

    6. Начинающий режиссёр Элем Климов дерзнул поставить властям «Мосфильма» условие: играть Дынина будет только Евстигнеев, к тому времени широко известный лишь в узких театральных кругах и к тому же со слегка сомнительной репутацией после остросатирического «Голого короля».

      А дальше — съёмки за съёмками: у Рязанова, Лиозновой, Шахназарова… Кстати, в фильм «Зимний вечер в Гаграх» на роль отставного степиста, бывшего кумира эстрады Беглова, Евгений Александрович предложил себя сам, как и в «Ночные забавы» Ускова и Краснопольского!

      Когда Климов пробовал его на роль Григория Распутина в «Агонии» (вместе с Михаилом Ульяновым, Анатолием Папановым, Евгением Лебедевым, Леонидом Марковым), Евстигнеев убеждал его: «Чего ты всё пробуешь, пробуешь! Всё равно так, как я, никто не сыграет!» На выставке в Бахрушинском музее, посвящённой Евстигнееву, можно увидеть его фотопробы. Их много, и все эти роли он сыграл бы так, как мог только он. Потому что он был — личность. Штучный. Отдельный.

      Кадр из фильма «И жизнь, и слёзы и любовь»

      Рейтинг: 1

    7. Е. А. Евстигнеев был женат трижды.

      В 1957 году Евгений Евстигнеев женился на однокурснице Гале Волчек, которая была младше его на семь лет. Когда Галина привела Женю знакомиться с родней, папа невесты, известный кинооператор Борис Волчек, растерялся: представьте лысеющего жениха, с длинным ногтем на мизинце, в костюме лилового цвета на вырост, к тому же говорящего на непонятном языке: беленый суп (со сметаной), духовое мыло (туалетное), рахим-бебе (пустяки). Мачеха тоже была в шоке. Молодожены стали жить под одной крышей с родителями Гали, а те всячески игнорировали «подселенца». В знак протеста Галина и Евгений ушли из дома, скитались по коммуналкам, какое-то время даже ночевали на вокзале. В 1961 году у них родился сын Денис. Со временем тесть полюбил Женю, зауважал его и снимал во всех своих фильмах. Когда Волчек и Евстигнеев разошлись, никто так и не понял почему, ведь они жили дружно, весело. Романов на стороне у Евгения не было, хотя внимание женщин ему льстило. Ему нравилось, стоя на лестнице с папиросой во рту и оттопыренным мизинцем левой руки, глядеть на проходящих мимо девушек и говорить им: «Розочка, здрасьте!». Он называл всех женщин розочками – в его представлении именно так должен был стоять, говорить и действовать светский лев и интеллигент.
      Однажды на гастролях в Саратове Волчек показалось, что Женя ей изменяет с актрисой театра «Современник». Галина собрала вещи мужа, вызвала в гостиничный номер соперницу и заявила: «Все, Евгений, ты свободен, уходи, теперь вам не придется никого обманывать». Евстигнеев уговаривал жену не торопиться с разводом, хотя бы ради трехлетнего сына, уверял, что она ошибается, но Волчек была непреклонна.

      Рейтинг: 1

    8. 2 брак
      Из депрессии Евгения Евстигнеева вытащила Лилия Журкина – одна из красивейших актрис Москвы, с которой они вместе играли в театре «Современник». Лилия была моложе его на одиннадцать лет. Евстигнеев ей сначала не понравился, но он так галантно ухаживал, что устоять было невозможно. Они поженились, в 1968 году родилась дочь Маша. В быту Евгений Александрович был очень мягким и даже сентиментальным – мог заплакать от умиления, купая дочку. Пять лет райской жизни закончились несчастьем. Лилия тяжело заболела, начались проблемы с нервами. Незначительный стресс вызывал у нее страшную боль во всем теле. Порой она не могла даже встать с постели, а муж вечно пропадал на гастролях и съемках. Ей было одиноко, грустно, что только усугубляло ее болезнь. Они часто ссорились, она обвиняла его в своем недуге, грозилась покончить жизнь самоубийством. Когда Евгений Александрович надолго уезжал из дома, жена хотела только одного – забыться. Она покупала водку и пила в одиночестве. Постепенно Лилия утратила шарм и превратилась в завистливую, вечно раздраженную женщину. Ее бесила фантастическая слава Евстигнеева: в компаниях все улыбались и радовались ему, а не ей. В отместку Лиля часто подкалывала, оскорбляла мужа. Тот терпеливо все сносил, старался не замечать ее язвительных шуток, но стена отчуждения росла.

      Восьмидесятые годы были сложным периодом в жизни актера: в декабре 1980-го у Евстигнеева случился инфаркт, в 1984-м умерла его мать, а в 1986-м – Лиля. И как реакция на все эти беды – второй инфаркт. В 1988 году Евгений Александрович попросил своего друга Олега Ефремова, руководившего МХАТом, дать ему отдых, освободить от новых репетиций, и услышал в ответ: «У нас же производство, если тебе трудно, уходи на пенсию». Евстигнеев обиделся и ушел из любимого театра, приходил лишь доигрывать старые спектакли. Ефремов звал, приглашал, настаивал, но Евстигнеев не простил друга. Он предпочел работать в кино: за семь лет снялся в 24 фильмах, играл в антрепризах. А еще он влюбился!

      Рейтинг: 1

    9. 3 брак
      Ирина Цывина была студенткой актерского факультета Школы-студии МХАТ, а он ее педагогом. Евстигнеева не испугала разница в 35 лет. Над их романом потешались. Театральная тусовка была уверена, что шустрая второкурсница просто хочет использовать знаменитого актера, чтобы сделать себе карьеру, а тот, в свою очередь, польстился на молодость. «С ума сошел, – не стесняясь, говорили Евгению Александровичу приятели. – Она же наставит тебе рога!». Евгений Евстигнеев злился, потом пил сердечные капли и бежал на свидание к своему белокурому ангелу Ирочке. Несмотря на разговоры и пересуды, через год они поженились. Актер сиял от счастья, он даже внешне преобразился – стал носить джинсовые костюмы, модные свитера, умильно хвастался перед друзьями: «Какая у меня жена красавица! Обожаю!». Ирина очень хотела, чтобы у них с Евстигнеевым родился сын, но беременность прошла неудачно. Евгений Александрович отменил гастроли, чтобы утешить супругу: «Не горюй, у тебя будет сын, но не от меня, а от другого мужа. Вы уедете жить в далекую страну, где ты будешь счастлива. Я тебя только об одном прошу: назови ребенка Женей». Они практически не расставались, а если все же приходилось, безумно скучали, звонили друг другу по сто раз на дню. Когда однажды Евстигнеев уехал на два месяца, у Ирины вдруг стала неметь нога. «Не могу жить без тебя, – говорила молодая жена. – Умру с тоски». – «Боже мой, за что ты послал мне такое чудо?!» – восклицал актер. Но его больное старое сердце шептало: «Дни твои сочтены». Чтобы обхитрить судьбу, Евстигнеев решился на операцию в лондонской больнице. К сожалению, спасти великого актера английским врачам не удалось. Он умер 4 марта 1992 года в лондонской клинике за несколько минут до операции на сердце. Через год после его смерти Ирина Цывина вышла замуж, родила сына Женю и уехала с семьей в США. Пророчество Евстигнеева сбылось.

      Рейтинг: 1

    10. и еще с И. Цывиной

      Рейтинг: 1

    11. Те, кто видел его в поздние годы, отмечали элегантность, аристократизм. Он, рабоче-крестьянской «закваски», «академиев» не закончивший и интеллектуалом не от мира сего не слывший, был прям, мудр не книжным, а крепким по-народному умом. Едва ли не лучшие его роли в кино — двух профессоров-интеллигентов, Плейшнера и Преображенского. Но какие разные это люди, характеры — даже внешне!

      Кадр из фильма «Пиры Валтасара или ночь со Сталиным».

      Рейтинг: 0

    12. Говорят, что, ища походку Преображенского в «Собачьем сердце», Евстигнеев опасался не повторить своего же Плейшнера. Но он никогда никого не повторял в ролях, даже самого себя.

      Кадр из фильма «Город Зеро».

      Рейтинг: 0

    13. Талант, личность, он, естественно, привлекал женское внимание. Был азартен, как его Парамоша в «Беге», обожал, как мальчишка, футбол и машины. Обладал потрясающим чувством юмора. Это его выражение — «режиссёр с яйцами» (если кино стоящее) или без оных (если слабое), причём «с яйцами» могла быть и режиссёр дамского пола.

      Кадр из фильма «Любимая женщина механика Гаврилова».

      Рейтинг: 0

    14. Известна острота Евстигнеева — когда запрещали в «Современнике» спектакль «Большевики», он, член КПСС, серьёзно сказал министру культуры Е. Фурцевой: «А что будет, если «Голос Америки» передаст, что в СССР запретили «Большевиков»?» И спектакль выпустили. Борис Поюровский рассказывает: «Да, он был некрасив внешне. Но вовсе не комплексовал по этому поводу.

      Кадр из фильма — «Новые приключения янки при дворе короля Артура».

      Рейтинг: 0

    15. Он не только женщин — и мужчин умел моментально расположить к себе. Это было обаяние таланта! Стоило ему появиться в компании, остальным мужчинам делать там уже было нечего, все переключались на него, хотя специально он никогда не «тянул одеяло на себя».

      Кадр из фильма «Невероятные приключения итальянцев в России».

      Рейтинг: 0

    16. Скончался перед операцией на сердце в Лондоне 4 марта 1992 года (по другим источникам — 5 марта).
      Один из его знакомых ранее делал такую операцию у этого же врача — Тэрри Льюиса. Этот знакомый рассказывал, что на четвертый день после операции уже ходил по лестнице и пил коньяк.

      Кадр из фильма «Моонзунд».

      Рейтинг: 0

    17. Ирина Цивина рассказывала об обстоятельствах смерти Евстигнеева следующее:

      «Он говорил: «У меня столько сил и энергии, я столько еще могу сделать, а сердце, как двигатель в старой машине, не тянет. Надо только двигатель отремонтировать, и все будет в порядке». Он хотел привести себя в форму и решился ехать в Лондон. Николай Николаевич Губенко, тогда министр культуры Союза, дал деньги. Евгений Александрович нашел паузу в своем расписании. 5 марта 1992 года должна была пройти операция, ему обещали, что к 10—му числу он будет в порядке, на 17 марта был назначен «Вишневый сад», на 21—е — «Игроки», потом досъемки «Ивана Грозного» (два последних эпизода с его участием). Он относился к операции легко и, казалось, не беспокоился за ее исход.

      Кадр из фильма «Мы из джаза».

      Рейтинг: 0

    18. Утром 4 марта мы поехали в клинику. Ему должны были сделать обследование, маленькую предварительную операцию — коронарографию — и оставить в клинике до утра, чтобы оперировать. Пока ему делали анализы, я пошла погулять, а часа через два вернулась к нему в палату и села около его кровати. Я решила дождаться Тэрри Льюиса и врача из нашего посольства, который должен был переводить. Полчаса мы сидели вместе, шутили, разговаривали. Евгений Александрович с утра ничего не ел перед обследованием и послал меня сказать медсестре, что он голоден. Я сходила, вернулась к нему: «Через пять минут они тебя покормят». За эти пять минут он умер… Все происходило так быстро, что теперь эти события прокручиваются в моем мозгу, как ускоренная съемка в кино. Только я это сказала, вошли Тэрри Льюис и посольский врач. У Льюиса в руках был лист бумаги, он стал говорить и рисовать, а посольский врач переводил, очень быстро, без пауз: «Я ознакомился с вашей историей болезни, завтра мы будем вас оперировать, но у нас принято предупреждать пациента о возможных последствиях операции. Вот ваше сердце — он нарисовал, — в нем четыре сосуда. Три из них забиты, а четвертый забит на девяносто процентов. Ваше сердце работает только потому, что в одном сосуде есть десять процентов отверстия. Вы умрете в любом случае, сделаете операцию или нет!» В переводе слова звучали буквально так. Евгений Александрович весь похолодел. Я держала его за руку. Я увидела, как он покрылся испариной и стал тяжело дышать носом. Когда ему становилось плохо, я всегда заставляла его дышать носом, по Бутейко. Я поняла, что с ним что—то случилось. Что—то стало происходить в его сознании, он испугался этого нарисованного сердца. Я заговорила с ним, стала его утешать, и в это время какие—то люди, которых я не успела рассмотреть, оторвали меня от его руки и быстро куда—то повели. Я успела заметить на экране, где шла кардиограмма, прямую линию, но ничего еще не понимала и испугалась по—настоящему только тогда, когда меня стала утешать медсестра. Пришел посольский врач: «Наступила клиническая смерть. Но вы не волнуйтесь, его из клинической смерти вывели, он очнулся». Я слышала суету в коридоре, это Евгения Александровича срочно повезли на операцию… Четыре часа я просидела в этой комнате. Посольский врач прибегал с новостями: «Он умирает…», «Он жив». Я уже истерически смеялась над ним: все это походило на дикий розыгрыш. Я сидела у окна и смотрела через внутренний двор на окна реанимационной, куда Евгения Александровича должны были привезти после операции. Сто раз открывалась там дверь, приходили и уходили какие—то люди, но его так и не привезли. Вместо этого опять появился посольский врач: «Операция закончена, ваш муж умирает. Операцию провели блестяще, но нужна пересадка сердца» «Ну, так сделайте!» — Я была потрясена тем, как холодно он говорил: «Нельзя, это обговаривается заранее. Поэтому мы отключили его от всех аппаратов». — Кто вам дал право?! Я позвоню нашим друзьям в Австралию, мы найдем донора… Не могли бы вы продержать его хотя бы несколько дней? — Нет, это надо было обговорить заранее. Вошел Тэрри Льюис: «Я вынужден вам сообщить, что ваш муж скончался…» Через полчаса мне разрешили войти к нему… Он лежал удивительно красивый. Я обняла его и почувствовала, что он теплый… Не может быть человек теплый и мертвый… Я умоляла его не оставлять меня — это длилось, кажется, долго—долго… Я не перестаю искать объяснений его смерти. Она была абсолютно нелогична, абсурдна. Ведь я видела это своими глазами—спокойный, веселый человек умер сразу после того, как ему нарисовали его сердце и сказали: вот так вы можете умереть. И я нахожу единственный ответ: его гениальное воображение. Так же как он мог представить себе любую страну, выйдя на полчаса на улицу, так же он представил себе свою смерть… Он вошел в нее, как в очередную роль…».

      Кадр из фильма «17 мгновений весны».

      Рейтинг: 0

    19. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище (участок № 10).

      Источник

      Рейтинг: 0

    20. Он лежал удивительно красивый. Я обняла его и почувствовала, что он теплый… Не может быть человек теплый и мертвый… Я умоляла его не оставлять меня — это длилось, кажется, долго—долго… Я не перестаю искать объяснений его смерти. Она была абсолютно нелогична, абсурдна. Ведь я видела это своими глазами—спокойный, веселый человек умер сразу после того, как ему нарисовали его сердце и сказали: вот так вы можете умереть.

      Сама слезу пустила  sorry

      Рейтинг: 0

    Страница 1 из 11

    Добавить комментарий

    Войти с помощью: 
    Авторизация
    *
    *
    Войти с помощью: 
    Регистрация
    *
    *
    *
    Пароль не введен
    *
    Ваш день рождения * :
    Число, месяц и год:
    Войти с помощью: 
    Перейти на страницу
    закрыть