Пятница , 9 Декабрь 2016
001-531

Евреи ашкеназы и их язык идиш

Публикация в группе: Еврейские будни

Добавлено в закладки: 0

— Кукла Лена, сколько можно с этим вишнёвым садом? Ну, срубили и срубили. А сегодня моей душе хочется не пошлятины. Поэтому сегодня, пока ты не оделась, я буду говорить с тобой о строго научном. И не надо корчить из себя даму с собачкой, я люблю тебя не за это.
— За что ты меня любишь — я знаю. Даже пальцем могу показать. Поэтому я всегда тебя слушаю и иногда повинуюсь.
— Итак. Я уважаю иммунологию, как строгую естественнонаучную дисциплину, поэтому обратил внимание на эту статью http://ria.ru/science/20160421/1416317050.html
Суть статьи следующая: Согласно «генетической GPS» была группа мигрантов-мужчин из середины Шелкового пути (территория современного Ирана), которая мигрировала в конец Шелкового пути (бассейн реки Рейн).

Там эти торговцы-мужчины вступали в брак с населявшими этот регион женщинами. Их дети и стали евреями-ашкеназами.

Великий Шёлковый путь — в значительной степени был еврейским проектом, который. В значительной степени, сделал евреев такими, какими они есть. Еврейские общины были на всем его протяжении, от Китая и долины Роны во Франции, Эльзаса и бассейна реки Рейн.
В IV—IX веках международную торговую сеть по Великому Шелковому пути осуществлялась согдами от Китая до Средней Азии и  רדהנים  (рахдониты или радониты) от Средней Азии и до западной Европы. Иранские евреи были в начале нашей эры самой многочисленной еврейской диаспорой. Хазария — это тоже проект иранских евреев, которых на иврите называют פרסים «Парсим» (то есть «персы»). Потому-то деятельность раданитов пошла на спад в конце X века в связи с распадом Хазарии.

После исчезновения раданитов торговля по Шёлковому пути заглохла. После прекращения существования проекта «Великий Шелковый путь», еврейские общины, жившие там, где он проходил, утратили связь между собой и, постепенно исчезли почти все. Остались по настоящее время, бухарские евреи, иракские евреи и иранские евреи.

Таким образом, становится понятно и появление языка идиш. Идиш не мог служить «тайным» языком, и вот почему. Идиш сформировался в бассейне реки Рейн из тамошнего диалекта немецкого в качестве основы, в котором присутствуют обширные заимствования из иврита (примерно 20 % лексики). Как так получилось?
Дети слушали и слушают, как говорят их мамы. А мамы были немками и говорили по-немецки. Поэтому в основу языка лег именно немецкий язык (вернее диалект немецкого языка).

Взрослея, дети учатся и усваивают понятия не бытовые, а более отвлеченные и связанные с культурой (в данном случае иудаизмом) и профессиональной деятельностью. А культуре их учили на иврите. Как и профессиональной деятельности.

Изначально, кстати, евреи называли свой язык лошн ашкенез (זאשכנ לשון — «язык Германии») или тайч (טייטש, исходно: «немецкий»), не отделяя его, таким образом, от языка немцев-христиан.

Термин и само понятие «идиш» появилось значительно позднее. И изначально идиш считали жаргоном в рамках немецкого языка. Еврейским жаргоном, по аналогии с блатным жаргоном. Если говорить на идиш на сугубо бытовые темы, то носителям немецкого языка все в нем абсолютно понятно.

Евреям не нужен был никакой особый тайный язык. Когда они хотели, чтобы их не понимали, они всегда пользовались ивритом. Вот, собственно, и все. Идиш, это язык в основе своей немецкий. Владеющий идишем понимает немецкий почти дословно. Разница между идишем и немецким меньше, чем между русским и украинским.

Но, при этом, в большинстве своем, абстрактные понятия пришли в идиш из иврита. То есть, идиш — это индоевропейский язык, в который вошло много слов с иврита. Но, некоторых звуков, которые есть в семитских языках, нет в индоевропейских. Поэтому в ашкеназийском произношении такие буквы, означающие в семитском иврите разные звуки,  в ашкеназийском иврите стали звучать одинаково.

Это буквы ח хет и כ хаф, ט тет א и ת тав, א алеф и ע аин. ב бэт и ו вав — которые имеют различное звучание у сефардов, однако звучат одинаково у ашкеназов. В ашкеназийском же произношении различаются буквы ת Тав со знаком дагеш и без него. Считается, что йеменский вариант иврита наиболее близок к ивриту, на котором говорили в библейские времена. Современный же израильский иврит — это иврит с идишевским акцентом.

В идише, в отличие от иврита, но именно так, как это принято в европейских языках, некоторые согласные звуки передаются двумя или даже тремя буквами: ж (זש), ч (טש), дз (דז), дж (דזש).
В идише также существуют дифтонги, которые имеют свою традицию передачи:

-ой- וי в слове הויז (hойз, дом)
-эй- יי в слове שטײן (штейн, камень)
-ай- ײַ или יי в слове װײַס (вайс, белый)

Кстати, в том, что женщины и мужчины некоторых народов изначально имели разное этническое происхождение — нет ничего необычного.

Исландцы — мужчины викинги, женщины ирландки. Народы совершенно разные, но так получилось. На кораблях викингов были одни мужчины, они захватывали в Ирландии женщин и селились в Исландии на ПМЖ.

Причин возвращаться в Скандинавию у них не было, да там их никто и не ждал. Походы викингов — это результат аграрного перенаселения. Скудное сельское хозяйство холодной Скандинавии могло прокормить очень ограниченное число людей.

Мулаты (метисы). В некоторых странах Латинской Америки, например в Бразилии, они составляют большинство населения. Изначально в 100% случаев их родителями были белый рабовладелец и черная рабыня.
Афро-американцы в США, кстати, не афро-американцы вовсе, а афро-европо-американцы. Барак Обама тому живой пример. В США со времен рабовладения существует принцип — если у тебя хотя бабушка негритянка — ты афро-американец. Поэтому Барак Обама, при своей белой маме, воспринимается именно афро-американцем, и никак иначе. Он и сам себя именно так воспринимает.

Туареги. Туареги являются потомками берберского народа зенага, смешавшегося с их негритянскими рабами. Причем здесь в качестве мужчин выступили черные рабы, которые восстали и перебили всех рабовладельцев зенага-мужчин. А женщин-зенага сделали своими женами. Причем, у женщин туарегов есть тайный язык, которым они учат только своих дочерей, а сыновей не учат. Это язык зенага.

Да и вообще, язык туарегов «томашек» относится к группе берберских языков. У туарегов имеется своя особая письменность «тифинаг», происходящая от древней ливийской письменности.

Кстати, эта концепция дает ответ и на «хазарскую» версию происхождения ашкеназов. Причем ответ отрицательный.

Потому что, согласно этой версии, часть живших  на территории нынешнего Ирана иудеев ушла на запад и участвовала в образовании европейских евреев, которых еще называю «ашкеназы».

Ашкеназы. Типичным ашкеназом был, к примеру, художник Левитан. Левитана, в качестве еврея, выселяли из Москвы дважды. Второе выселение случилось как раз тогда, когда Левитан работал над донельзя православной картиной «Вечерний звон», на которой изображен монастырь в лучах заходящего солнца.

И, в результате именно этих жизненных перипетий, именно это полотно у Левитана получилось особенно пронзительным. Думаю, «Вечерний звон» был одним из вершин его творчества. Что, впрочем, меня в восхищение не приводит. Ну да бог с нами, с ашкеназами.
А другая часть иудеев никуда не уходила и образовала Хазарею. Ныне эту часть еврейского народа представляют кавказские и бухарские евреи, а также евреи персидские и иракские. Жители Израиля вполне, думаю, с этим согласятся, сравнивая внешность ашкеназов с внешностью «кавказцев, бухарцев, парси и ираки». Еврейские языки кавказцев и бухарских евреев, кстати, соотносятся с фарси так же, как идиш с немецким.
— Санитар, ты круглый умница. Впрочем нет, ты здорово похудел в последнее время, поэтому справедливо тебя было бы называть «Умницей овальным».
— Да, кукла Лена, я с малолетства был озабочен проблемами исключительно глобальными. Причем с самого младенческого возраста видел в них все насквозь.

А потому, на правах овального умницы, я тебе предлагаю пойти спать. А вот утром мы с тобой, кукла Лена, пойдем на пляж. И уже там, в промежутках между купаньями, я продолжу знакомить тебя с еврейскими поговорками, сказками, поэзией, праздниками, обычаями бар-мицвы и бат-мицвы, а так же биографиями выдающихся деятелей еврейской культуры, такими как РАМБАМ, Эвен Гвироль, поэтесса Рахель, Йегуда ха-Леви и Хаим-Нахман Бялик.
Кроме того, и в этот раз я не спеша и бережно намажу тебя кремом от загара, чтобы твоя белая кожа не покрылась волдырями. Потому что твоя белая кожа явно создана не для безжалостного эйлатского солнца. И только после этого мы вместе будем вслух читать Ам-Эхада.
— Распугаем весь пляж. Полицию ведь вызовут. Тебе это надо?
— Кукла Лена, обращаюсь к тебе со всей решительностью и твердостью духа: «Знание нескольких принципов избавляет от необходимости знания многих фактов». Так утверждал рав Цви Элимелех Шапиро из Дынова (1783-1841 гг.) в своей книге «Бней Иссахар», а в его логических построениях найти изъянов найти еще никому не удавалось. Поэтому Ам-Эхада, кукла Лена, тебе не избежать.
А полицейским я скажу, что ты, кукла Лена, стыдно сказать, не можешь отличить обычаи пасхального седера от обычаев поста 17-го тамуза. И эйлатские полицейские, большинство из которых говорят по-русски, меня поймут и не осудят.
— Девушку опять изнасиловали во Дворце Культуры. И за это я люблю тебя, Санитар. В том числе.

PS. Для тех, кто недостаточно хорошо знает идиш. «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!» на идише звучит  «Пролетариэр фун алэ лэндер, фарэйникт зах!»

© Добрый санитар из психушки

Рейтинг: 0

Опубликовал(а)

не в сети 5 часов

Шурик Шниперсон

1 345
Израиль.
40 летКомментарии: 2444Публикации: 2784Регистрация: 18-05-2015

    Добавить комментарий

    Войти с помощью: 
    Авторизация
    *
    *
    Войти с помощью: 
    Регистрация
    *
    *
    *
    Пароль не введен
    *
    Ваш день рождения * :
    Число, месяц и год:
    Войти с помощью: 
    Перейти на страницу
    закрыть