Суббота , 10 Декабрь 2016
0018

«Фантомы» неба Второй Мировой

Публикация в группе: Интересное/невероятное

Добавлено в закладки: 0

Модная ныне тема «попаданцев в прошлое» тут не при чем, речь пойдет о различных «призрачных» типах самолетов, с которыми вели воздушные бои советские летчики – иными словами, о неправильно идентифицированном противнике. Случаи неверного опознавания вражеских самолетов, частые в практике воздушной войны, можно условно разделить на три группы:
Самолеты, реально не существовавшие либо построенные только в виде прототипов и малых серий, не участвовавшие в боевых действиях и никак не способные попасть в прицел летчиков воюющих сторон;
Самолеты, строившиеся серийно и принимавшие участие в боях, но не состоявшие на вооружении в конкретных ВВС, либо физически отсутствовавшие на участках фронта, где их «встречали» воздушные противники;
Обычная путаница типов из-за внешнего сходства (классический пример – «Мессершмитт» Bf 110 и «Дорнье» Do 17/215) либо плохих условий для опознания и недостаточной информированности летчиков.
Наиболее интересными представляются первые два пункта этой импровизированной «классификации», о них ниже и пойдет речь.

Рейтинг: 0

Опубликовал(а)

не в сети 1 день

Бодя Красномордый

427
Украина.
Комментарии: 1073Публикации: 1003Регистрация: 12-02-2015

    14 комментариев

    1. Хе-113.
      Пожалуй, самый распространенный на советско-германском фронте «призрак», который с начала войны наши летчики встречали и записывали сбитым в «товарных количествах». Впервые победа над Хе-113 была засчитана летчикам 401-го ИАП 03.07.1941 на Западном фронте. Далее такие «Хейнкели» регулярно фигурируют в документах штабов советских авиационных частей и соединений до второй половины 1942 года, а единичные случаи встречаются и много позже. Последний «113-й», по имеющимся данным, был сбит летчиком 92-го ИАП младшим лейтенантом Гревцовым, летавшим на Ла-5, аж 20.10.1944!

      Данные Хе-113 из справочника-определителя «Самолеты Германии», военное издательство НКО, 1941 г.

      Рейтинг: 0

    2. Для массового заблуждения «сталинских соколов» в данном случае имелись веские основания. Весной 1940 года в Германии была организована кампания по дезинформации разведок противника, для чего использовались 9 экземпляров установочной серии неудачного истребителя He 100D-1. Для подтверждения того, что самолет якобы принят на вооружение люфтваффе, его фото широко публиковались с разными эмблемами, что должно было показать его широкое распространение. Для большего запутывания самолет в этих источниках назывался He-113.
      Мистификация имела успех: в СССР во всех предвоенных справочниках и таблицах силуэтов присутствовали силуэты и технико-тактические характеристики He-113 – например, в издании «Самолеты Германии», выпущенном военным издательством НКО в 1941 году. В действительности все самолеты He-100 были сведены в эскадрилью ПВО завода Хейнкеля в Мариене и на фронтах не использовались. За Хе-113 советские летчики принимали истребитель «Мессершмитт» Bf 109F, внешне значительно отличавшийся от хорошо известного у нас перед войной варианта Bf 109Е. Спустя около года после начала боевых действий наконец более-менее разобрались, что это за «зверь» противостоит советским пилотам, и мифические «Хе-113» исчезли со страниц штабных документов.
      Пропагандистское фото Хе-100, призванное изобразить Хе-113 в строевой части

      Рейтинг: 0

    3. Ме-115.
      Как говорят в Одессе, «вы будете смеяться, но это таки то же самое!» Аналогично «Хейнкелю»-113, Ме-115 у нас в начале войны называли 109-е «фридрихи», только поводом для возникновения этого «фантома» послужила не целенаправленная «деза» со стороны противника, а «достижения» собственной разведки: в «Спецсообщении Разведывательного Управления Генерального штаба Красной армии о направлении развития вооруженных сил Германии и изменениях в их состоянии» от 11.03.1941 содержится следующая запись: «Самолеты, находящиеся в опытном строительстве … Одноместный истребитель «Мессершмитт» Ме-115, с мотором «Даймлер-Бенц» ДВ-603 мощностью 1500–1700 л.с.»
      Видимо, информацию получили авиационные штабы, и при появлении незнакомого самолета военные сочли, что перед ними внедренная в серию опытная разработка. С первых месяцев войны Ме-115 достаточно прочно (хотя и не в таких количествах, как Хе-113) обосновался на страницах документов. Первым таким «фантомом», засчитанным нашим истребителям, по имеющимся сведениям, стал самолет, сбитый 29.08.1941 под Ленинградом старшим лейтенантом П. Т. Тарасовым из 15-го ИАП. Исчез придуманный «мессер» из документов раньше, чем Хе-113: последний сбитый самолет зафиксирован 09.06.1942, после чего Ме-115 в оперативной хронике и отчетах штабов не встречается.

      ФВ-187.
      Этот тип фигурирует в качестве соперника наших летчиков значительно реже, чем описанные выше Хе-113 и Ме-115, но встречается регулярно на протяжении всей войны на участках фронта, где немцами и их союзниками применялись двухмоторные самолеты.

      Данные ФВ-187 из справочника-определителя «Самолеты Германии», военное издательство НКО, 1941 г.

      Рейтинг: 0

    4. Тяжелый истребитель «Фокке-Вульф» FW 187 Falke, конечно, в природе существовал. Подробное освещение «биографии» этой неординарной машины можно найти в справочной литературе или на любом авиационно-историческом веб-ресурсе. Всего было построено шесть прототипов и три экземпляра установочной серии, и ни на каких фронтах FW 187, естественно, не воевали. События развивались в целом аналогично ситуации с He-100: все самолеты были сведены в эскадрилью ПВО завода «Фокке-Вульф» в Бремене, а чтобы ввести в заблуждение разведки противников, летом 1940 года министерство пропаганды стало «рекламировать» машину в прессе в качестве нового тяжелого истребителя. В результате в СССР накануне войны авиачасти получили справочники и таблицы, где FW 187 фигурировал как один из основных самолетов люфтваффе.

      Пропагандистское фото ФВ-187 из состава эскадрильи ПВО завода «Фокке-Вульф» в Бремене

      Рейтинг: 0

    5. Первую победу над ФВ-187 одержал 29.06.1941 летчик 23-го ИАП капитан Дроздов в районе Глиняны (Львовская область), а последние три «фокке-вульфа» сбиты летчиками 179-го Гв.ИАП в районе румынского города Яссы 21.08.1944. Сбитые ФВ-187 украшают списки воздушных побед многих советских асов – С. К. Коблова, И. С. Козича, Н. В. Исаева. Трудно однозначно сказать, какие самолеты противника наши летчики принимали за мифический ФВ-187 – при определенных условиях это могла быть любая двухмоторная машина, включая значительно более крупный Ju 88 или, казалось бы, хорошо знакомый советским пилотам Bf 110, несмотря на его характерное двухкилевое оперение. Однако имеется одно предположение, которое может оказаться близким к истине.
      Наиболее многочисленные заявки наших истребителей на уничтожение ФВ-187 приходятся на два временных периода – вторую половину 1942 года и летние месяцы года 1944-го. Именно в эти временные промежутки и на участках фронта, где их «сбивали», противник наиболее активно применял двухмоторные штурмовики «Хеншель» Хш-129, по размерам и внешнему виду довольно схожие с FW 187. Поскольку информированность в советских авиачастях о новых типах самолетов врага была, скажем откровенно, не очень «на высоте» на протяжении всей войны, вероятно, незнакомый «Хеншель» летчики в воздушных боях принимали за нереальный, но зато хорошо «запротоколированный» в справочниках и таблицах «Фокке-Вульф».

      ФВ-198.
      Пожалуй, с этим типом ситуация наиболее ясна: двухфюзеляжная схема не оставляет вариантов для предположений, с чем его могли путать. Но сначала о прототипе (если так можно выразиться) этого «призрака». В 1940 году британская пресса начала усердно муссировать слух о новом немецком истребителе «Фокке-Вульф» FW 198 двухбалочной компоновки с одним двигателем и толкающим винтом, расположенным в задней части короткого фюзеляжа внутри «рамы». В печати появились иллюстрации и даже чертежи новой машины.
      Данные ФВ-198 из справочника-определителя «Самолеты Германии», военное издательство НКО, 1941 г.

      Рейтинг: 0

    6. В реальности FW 198 не существовало. Иллюстрации и схемы с разной степенью достоверности представляли голландский прототип самолета De Schelde S.21, захваченный немцами при оккупации Нидерландов в мае 1940 г. Аппарат был доставлен в Германию и, судя по всему, использовался только для наземных тестов. Вероятно, германское министерство пропаганды и в этом случае организовало очередную «дезу». После появления информации у англичан в печати все шло «по накатанной», и самолет, никогда даже не летавший, украсил служебную литературу, предназначенную для наших воздушных бойцов.
      Легко понять, что за мифический ФВ-198 советские летчики принимали знаменитую «раму» FW 189 – также двухбалочную машину, хотя и двухмоторную. Может показаться странным, что при наличии в справочниках силуэтов «настоящего» FW 189 летчики так ошибались, но… в условиях напряжения воздушной схватки, когда счет времени идет на мгновения, а пилот в кабине должен постоянно вертеть головой «на 360 градусов», вероятно, может привидеться нечто похлеще, чем одномоторный истребитель вместо двухмоторного разведчика… Возможно, экипажи «рам», опознанных как ФВ-198, вели себя более агрессивно, «по-истребительному», или были какие-то иные обстоятельства, способствующие ошибкам – об этом мы наверняка никогда не узнаем.

      ФВ-57.
      Откуда взялась информация о наличии этого типа в частях люфтваффе, сказать сложно. В справочниках и таблицах ТТХ и силуэтов этой машины нет. Тяжелый двухмоторный истребитель «Фокке-Вульф» FW 57 впервые взлетел весной 1936 года, существовал лишь в виде трех прототипов, не состоял на вооружении люфтваффе и не участвовал в боях. Однако именно ФВ-57 был, согласно документам, уничтожен группой летчиков 170-го ИАП 25.06.1941 в районе Лепель. С чем перепутали его наши истребители, можно лишь гадать – подойдет любой двухмоторник, за исключением, разве что, He-111, имевшего слишком внушительные размеры и «толстый» фюзеляж.
      Прототип ФВ-57 в полете

      Рейтинг: 0

    7. До-19.
      Этот «монстр» встретился автору в архивных документах всего однажды, но его необычность стоит того, чтобы о нем упомянуть. Четырехмоторный тяжелый бомбардировщик «Дорнье» Do 19 был построен по программе «Урал-бомбер» в одном экземпляре, совершил первый полет в 1936 г. и серийно не строился. В 1939 г. единственный прототип Do 19V-1 был переделан в транспортный и даже короткое время использовался во время польской кампании. На Восточном фронте его не было и быть не могло, и тем не менее 24.08.1941 парой И-153 из 192-го ИАП был «сбит» в районе Рябово именно До-19! Что же за махину сопоставимых с Do 19 габаритов могли встретить наши летчики?

      Данные До-19 из справочника-определителя «Самолеты Германии», военное издательство НКО, 1941 г

      Рейтинг: 0

    8. В течение нескольких дней августа 1941 г. под Ленинградом, кроме этого мифического «дорнье», советские истребители заявили несколько побед над другим немецким четырехмоторником, который записывали как «ФВ-200» или просто «Курьер». Казалось бы – вот разгадка истории с До-19, однако закавыка в том, что никаких «курьеров» в тех районах также не было и быть не могло.

      В воздухе – единственный выпущенный До-19

      Рейтинг: 0

    9. В эти дни под Ленинградом немцы проводили локальную десантную операцию с применением нескольких планеров «Мессершмитт» Me 321. Их-то, судя по всему, наши пилоты и опознавали при встречах как четырехмоторные бомбовозы. Косвенным подтверждением этой гипотезы может служить то, что в тех же эпизодах «сталинские соколы» записывали сбитыми и двухмоторные истребители Ме-110, которые использовались для буксировки таких планеров-гигантов.

      Гигантский десантный планер Ме 321

      Рейтинг: 0

    10. До-29.
      Как ни странно, несмотря на наличие этой «птицы» в справочниках с начала войны, единственная «победа» над До-29 случилась только 25.05.1944, когда его заявил сбитым летчик 591-го ИАП ПВО младший лейтенант Кухианидзе. Казалось бы, вот где должен быть «простор для фантазий» – судя по картинкам, за До-29 легко можно было принять и Bf 110, и любой «дорнье» линейки До-17/215/217!

      Данные До-29 из справочника-определителя «Самолеты Германии», военное издательство НКО, 1941 г.

      Рейтинг: 0

    11. Стоит добавить, что ни перед войной, ни после ее начала не существовало типа Do 29, такой аппарат – экспериментальный самолет с укороченным взлетом и посадкой – появился через много лет после ее окончания – в 1958 г.

      Экспериментальный послевоенный немецкий самолет укороченного взлета и посадки Do 29.

      Рейтинг: 0

    12. «Дуглас».
      С этим «расплывчато» (без уточнения марки самолета) указываемым в документах типом мы переходим, согласно озвученному в начале статьи «плану кампании», от пункта 1 (прототипы и чистая фантастика) к пункту 2 – реальные самолеты, которых «там и тогда» быть не могло. Эти «дугласы» проскакивают в заявках на победы советских пилотов нечасто, но они есть, причем появляются там, где противник массово использовал транспортную авиацию, в периоды так называемых «воздушных мостов» – над демянским котлом, под Сталинградом, и т.п.
      Транспортных «дугласов» как американской (DC-3, С-47), так и советской (ПС-84, Ли-2) постройки на фронте имелось в достатке, только летали они с красными звездами. Вероятно, некое количество их досталось немцам на захваченных аэродромах у нас и ранее в Европе, но про их использование на Восточном фронте ни сами немцы, ни какие-то другие источники не сообщают. Видимо, это были скорее ошибки идентификации, чем реальные DC-3, попадавшие в прицел «красным соколам». С чем же можно перепутать Ли-2? С транспортным Ю-52 – вряд ли, слишком много вопиющих отличий: квадратный в сечении фюзеляж вместо круглого, неубирающееся шасси, три мотора вместо двух… да и вся «Тетка Ю» какая-то угловатая, неказистая, с изящным «дугласом» такой «чемодан» перепутать сложно.
      Однако в периоды повышенного напряжения транспортных частей немцы наряду с Ю-52 часто в качестве грузовых использовали бомбардировщики Ю-88 и Хе-111. Первый для «дугласа» тонковат, а вот «хейнкель» при определенных условиях вполне можно было принять за «дуглас»: достаточно толстый фюзеляж, два мотора, низко расположенное крыло и, не в последнюю очередь, – уверенность атакующего в том, что перед ним именно транспортник. Первый «дуглас» был записан сбитым летчиком 580-го ИАП старшим политруком Прокофьевым 08.04.1942 в районе Демянска, а перед этим в списке воздушных побед полка один за другим идут 16 Ю-52, и никаких более типов. «Хейнкель», если его рассматривать с близкого расстояния и в спокойной обстановке, конечно, тоже совсем не похож на DC-3, но в условиях боя, да еще при ограниченной видимости (перехваты на «воздушных мостах» происходили, как правило, ранним утром или в вечерних сумерках, а то и вовсе ночью) – весьма возможно.

      Американский военно-транспортный самолет «Дуглас» C-47

      Рейтинг: 0

    13. «Северский», ФД-24 и «Капрони».
      Так летчики полков ВВС Балтийского флота «обзывали» истребитель финских ВВС Brewster B.239 производства США (у самих американцев он назывался F2A Buffalo). Вообще, осведомленность наших авиаторов о матчасти ВВС Финляндии в первой половине войны была из рук вон плохой. То ли определителей финских самолетов не было вообще (в такое верится с трудом), то ли их было слишком мало и большинство летчиков остались «неохваченными», то ли информация в них никуда не годилась. Факт налицо: один из основных типов финского истребителя долго продолжал оставаться «неизвестной птицей». Сначала его вообще принимали за… Ме-109. Весь 1941 год летчики ВВС Ленинградского фронта и Балтийского флота, ведя бои с «брюстерами» (а также с «моранами» и «кертиссами»), записывали их в «мессера». Кажется невероятным, но, тем не менее, это так. Затем, уже в середине 1942 г., в штабах, по-видимому, сообразили, что все-таки этот толстый и кургузый истребитель не похож на «худого», как называли 109-й сами советские летчики. Кого-то осенило (не исключено, впрочем, что существовали некие «разведданные»), что у финнов на вооружении стоит американский истребитель Р-35. Тут угадали хотя бы страну-производителя машины, да и очертания, в принципе, похожи.
      Первую победу сразу над парой таких «Северских» 07.07.1942 занесли на свой боевой счет летчики четверки И-153 из 71-го ИАП ВВС КБФ. Однако довольно быстро, примерно через месяц, возникла идея, что противостоит нашим пилотам не Р-35, а новая модификация истребителя «Фоккер», похожая на хорошо знакомый еще с «финской войны» D.XXI (который у нас называли «ФД-21»), но с убирающимся шасси. Так в документах возник ФД-24, первый из которых «сбил» 15.08.1942 младший лейтенант Гурьянов из 4-го Гв.ИАП ВВС КБФ.

      Слева – «Северский» P-35, справа – «Брюстер» B.239

      Рейтинг: 0

    14. Но этим балтийцы не ограничились. Почти одновременно с ФД-24 в документах морских полков начали появляться некие «Капрони». Первый случай, когда был заявлен такой самолет, зафиксирован 12.08.1942 – это была групповая победа четверки из 71-го ИАП. В этой «итальянской» ипостаси B.239 «продержался» дольше всего: последняя победа над двумя «Капрони» записана 18.05.1943 летчикам 13-го ИАП ВВС КБФ капитану Парамонову и сержанту Ефимову. В конце концов, в штабах и разведотделах разобрались, что к чему, и в документах появился «Брустер». Все вышеописанное «буйство красок» по какой-то причине относилось только к авиации флота. У армейцев все было проще и обыденнее: сначала шли сплошь Ме-109, а потом вместо них появились «брустеры», причем произошло это значительно раньше, чем на флоте, уже в 1941 году. Очевидно, моряков «забыли проинформировать»…

      «Спитфайр».
      Для полноты картины к вышесказанному следует добавить несколько финских «спитфайров», заявленных летчиками-балтийцами в ноябре 1941 г. Естественно, никаких «спитфайров» у финнов не было, а их роль успешно исполнили американские истребители Curtiss Hawk-75. Эта ошибка объясняется просто: по имевшейся развединформации англичане после окончания Зимней войны поставили Финляндии эти истребители (чего на самом деле не было). Как выглядит «Спитфайр», наши летчики не знали, поэтому приняли за них американские машины, которые также видели впервые (дело происходило в районе полуострова Ханко, куда группа Hawk-75 прибыла только в конце октября 1941 г.).

      Всё.

      источник:http://warspot.ru/2026-fantomy-neba-velikoy-otechestvennoy

      Рейтинг: 0

    Страница 1 из 11

    Добавить комментарий

    Войти с помощью: 
    Авторизация
    *
    *
    Войти с помощью: 
    Регистрация
    *
    *
    *
    Пароль не введен
    *
    Ваш день рождения * :
    Число, месяц и год:
    Войти с помощью: 
    Перейти на страницу
    закрыть