Воскресенье , 11 Декабрь 2016
001188

Путь экологически-познавательного маршрута на стыке трех границ

Публикация в группе: Путешествия

Добавлено в закладки: 0

Ужи, ящерицы, густой буковый лес с кристально чистыми источниками, громы и молнии на вершине, а в придачу еще и град — это все, и не только это, можно встретить и увидеть всего в 80-х км от Ужгорода — закарпатских Карпатах.

В субботу представителей областных и центральных СМИ пригласили посетить Ужанский национальный природный парк, на Великоберезнянщине, чтобы наглядно продемонстрировать путь экологически-познавательного маршрута, который пролег на самом стыке границ Украины, Словакии и Польши.

Как рассказал директор Ужанского НПП Виктор Беркович, парк занимает не много и не мало — почти 40 тыс.га. Со стороны соседей — в несколько раз больше. Сейчас он является неотъемлемой частью первого в мире трехстороннего украинско-польско-словацкого международного биосферного резервата «Восточные Карпаты», который включен во Всемирную сеть биосферных резерватов ЮНЕСКО. Кстати, эти природозаповедные объекты существовали в верховьях реки Уж уже в начале ХХ века. Поэтому, еще во времена Австро-Венгрии, более ста лет назад, для охраны лесов здесь были созданы резерваты «Стужица» и «Тихий». С такими названиями теперь ближайшие местные села.

Дорога из Ужгорода в сторону Большого Березного — еще более или менее относительная, но то, что начинается потом — такое впечатление, что АТО происходит не только на Востоке страны, но и на территории Закарпатской области. Ямы непредсказуемых размеров и еще в тысячном количества, а иногда и настоящее бездорожье, — ждет отважного туриста, который решил одним махом «избавиться» от колес на своем авто. Это при том, что эта дорога государственного значения и ведет во Львов.

Съехав с основной дороги в сторону села Стужица, начинается путь на вашу выносливость … Ведь даже тех, кого никогда не укачивает в дороге, почувствуют это из-за постоянного переключение водителя с первой на вторую передачи, при этом резкое торможение перед очередной объемной ямой , которую просто негде объехать, и авто бросается в нее как в пропасть, перевернут в вашем желудке все, что ели-пили, и даст толчок к «извержению»…

К счастью для нас это обошлось, но впечатление «ямочной» езды закарпатскими сельскими дорогами остались в памяти, как страшный сон. Особенно это страшно, когда понимаешь, что тебе еще ​​возвращаться через эти трамплины…

После приезда в парк, нам дали немного времени отойти и рассмотреть окружающую горную природу. Здесь и ставок с форелью, змеями, мальками, неподалеку — стога с сеном, и древняя мини-колыба​​, а главное — чистый и свежий воздух, идущий от густых яворово-буковых лесов.

Директор парка рассказал, что лесхозы, которые входят сюда и подчиненные Госагентству лесных ресурсов Украины, ведут масштабные рубки на Великоберезнянщине. Так, в прошлом году в парке проведено якобы санитарные рубки на достаточно большой площади и заготовлено более 6 тыс м3 древесины. При этом, Минприроды Украины заверил, что лимиты парке на рубки в 2014 году не выдавались. Как это по-закарпатски, по-газдивськы …

Но самое интересное нас ждало впереди … Разместившись с другими туристами, которые приехали с детьми из Одессы и Киева в Закарпатье на отдых, на скамейках, прикрепленных сверху на ГАЗ-66, наша группа отправилась к воротам погранзаставы. Но здесь нас ждала неприятная весть — пограничники уперлись, что пропустят только журналистов, при каких заранее было договорено. А вот простым смертным — сюда нельзя! Впрочем руководству парка удалось эту «проблемку» таки решить, согласившись на сопровождающего «зеленой фуражки».

ГАЗ-66 оказался настоящим мощным транспортом, который упорно преодолевал труднодоступные места метр за метром по непроходимой лесной дороге. Иногда приходилось пригибаться, чтобы огромные ветки деревьев не цепляли наши головы и не поцарапали лицо. Лесник, чтобы разрядить обстановку, рассказал легенду, будто бы в этих лесах спрятаны аж шесть (!) бочек с золотом, которые тщательно спрятали люди второго Рейха. Журналистам понравилась эта информация, некоторые даже изъявили желание взять долгосрочный отпуск, чтобы приехать сюда и найти «золотые» бочки…

Вдоль узкой дороги протекала небольшая горная речушка. Но медленно поднимавшись наверх, мы увидели: река имела такие непредсказуемые повороты, что крупногабаритной машине приходилось останавливаться и на месте разворачиваться, чтобы вписаться в крутой поворот и безопасно проехать над пропастью. Вот тогда у всех защемило в груди и останавливалосья дыхание от страшной реальной картины. Как хорошо, что в лесу прохладный воздух, который многих спас от обморочного состояния…

Наш путь продолжался около 40 мин, за которые мы преодолели большую часть маршрута — 7 км из 9. В конце концов, нам сообщили, что скоро остановка, остался один самый крутой подъем. Операторы даже слезли с машины поснимать, как мощный в советское время автомобиль повышенной проходимости справится с крутезним карпатским горным подъем и докажет свою маневренную проходимость и удостоенную когда золотую медаль. Те, кто был в кузове, намертво вцепились за скамьи, и с большими глазами от страха, считали каждый пройденный машиной метр. И она справилась без никаких проблем!

Подъехав к избушке лесника, все облегченно вздохнули и с трясущимися ногами выскочили из машины, почувствовав под собой твердую землю. Далее мы уже шли пешком, постоянно поднимаясь вверх. Сказать, что идти было легко — это соврать! Где-то после километра дыхание во всех стал чаще, в ногах тяжесть, лицо от поднятия давления раскрасневшиеся. Хорошо, что на полтора километровом расстоянии находится источник с прозрачной прохладной водой. Это и было нашим спасением Каждый имел возможность напиться, подкрепиться и отдохнуть у чудодейственного источника.

Затем наш путь лежал польской стороной — по узкой тропинке, ведущей к основной нашей цели — горы Кременец, высотой 1214 м. Именно на этой вершине пересекаются государственные границы Польши, Словакии и Украины. Здесь стоит символический треугольный памятник, на котором с каждой стороны выгравировано герб каждой соседки-страны и с названием горы Кременец и на разных языках. Кстати, здесь по дороге мы встретили много польских и чешских туристов с палками. Они вежливо с нами здоровались, улыбались, некоторые согласились дать интервью…

Выяснилось, что разрешение нужно только от наших пограничников, потому что с польской стороны выход в горы без проблем. Сразу напрашивается вопрос — как будет работать этот туристический маршрут с украинской стороны, ведь всем известно, что пограничная служба, ссылаясь на отечественное законодательство, тормозит свободное прохождение людей пограничной полосой, требуя официальные документы и различные подтверждения вашей путешествия. Это, конечно, не касается в случае нелегальной миграции. Здесь они бескомпромиссны — платишь «зеленые» и тебя даже проведут … правда, если коллеги-соседи не поймают и не вернут снова украинским пограничникам.

Но вернемся к нашей вершине. Только успели сфотографироваться у памятника, как вдруг небо стало темным, угнетающим и через мгновение на нас налетела безумная гроза с проливным дождем. Спрятавшись под ветви деревьев, мы поняли, что это только начало … Вскоре шквальный ветер принес еще и град. Температура резко упала, с земли ушло испарения, но больше всего нас напугали молнии и страшный гром, который разрывал все небо и наши дрожащие сердца. От громкости грохота грома дети и девушки неистово кричали. Стоя под высокими деревьями, мокрые до нитки, все переживали, чтобы молния не ударила где-то рядом… Кто-то решил пошутить, сказав, что у нас вид мокрых кур. Потом еще кто-то смешное добавил, слова за слово и все успокоились… Все понимали — бежать было некуда, только ждать, когда прекратится лить как из ведра…

Но потом все-таки решились перебежать в более густой лес, правда у пограничников едва не случился приступ… Они растерялись, в какой то момент забыли количество путешественников, запаниковали, чтобы мы не попали в Польшу или Словакию. Начали неистово кричать, чтобы мы стали в строй, чтобы посчитать всех. Выяснилось, что они не знают эти места, у них совсем другие ориентиры и тропы… Нам пришлось их усмирять и уверять, что это лишь временное укрытие от проливного холодного дождя. Пройдя где-то две сотни метров зарослями, мы же вышли на знакомую польскую тропу и гораздо быстрее, чем поднимались, вернулись к своему «маршрутному такси» — ГАЗ-66. Ехали уже веселые и бодрые, большинство философствовала, что Господь нам послал бурю, чтобы смыть грехи и показать настоящую человеческую натуру и выносливость …

На территории администрации парка нас встречали как героев. Сразу же дали переодеться, накормили, разожгли огонь в камине, чтобы высушить вещи.
В результате все были довольны, никто не замерз и не простудился, наоборот — стали здоровее и чище в помыслах и действиях…

Напоследок хочется поделиться впечатлениями от увиденного. Местные природные условия парка с богатой флорой, фауной и растительностью — это невероятная красота величия и первичности, которая поражает и завораживает. Руководство парка уверяет, что ее не увидишь на соседних окружающий землях, даже на словацком и польской стороне. Эти сокровища природы и являются нашей национальной гордостью, поэтому и не стоит ее скрывать от соотечественников и иностранцев, наоборот — показывать и зарабатывать на туристических маршрутах для обогащения местных бюджетов. Но для этого мало разработки одного 9-километрового маршрута. Областные власти, как никто другой, должны способствовать развитию туризма, привлечению инвестиций в современной инфраструктуры, строить нормальные дороги, а не заниматься популизмом, по-совдеповски отчитываться о том, что ничего не сделано …
Тем более, это хорошая возможность заменить оккупирован Крым, привлекая гостей со всей Украины и сделать наш край настоящей туристической Меккой. Интенсивно развивать зеленый туризм, восстанавливать старые и организовывать новые интересные туристические тропы … и желательно без пограничников.
Вікторія Сенгетовська

Рейтинг: 0

Опубликовал(а)

не в сети 4 дня

Иванна "Катя МУ-МУ"

809

Модератор сайту. Заміжня.

Италия. Город: Неаполь
26 летКомментарии: 1850Публикации: 2796Регистрация: 13-08-2014
  • Модератор сайта

Добавить комментарий

Войти с помощью: 
Авторизация
*
*
Войти с помощью: 
Регистрация
*
*
*
Пароль не введен
*
Ваш день рождения * :
Число, месяц и год:
Войти с помощью: 
Перейти на страницу
закрыть