Построение линии времени. НЛП-техника

Построение линии времени. НЛП-техника

Добавлено в закладки: 0

Построение линии времени – это наглядное представление человеком своих воспоминаний разного временного периода в пространстве вокруг себя. В этом понятии сталкиваются две философские категории – времени и пространства. Оказывается, все воспоминания и представления о будущем закодированы человеком совершенно определенным способом с использованием субмодальностей, и последовательность кодирования может иметь как диагностическую, так и терапевтическую ценность.

С диагностической точки зрения нам может быть интересно, какие периоды жизни человека наиболее важны и какие по тем или иным причинам он старается не замечать и даже убрать. На какой период времени – прошлое, настоящее или будущее – он в большей степени ориентирован и многое другое. В терапевтических целях данная техника успешно применяется, когда у человека появляются проблемы с планированием, короткой памятью, повторяющимися ошибками («опять наступил на одни и те же грабли»), возникает неясность, нечеткость будущего, невозможность вспомнить прошлое и другие запросы, которые тем или иным образом связаны с категорией времени.

Особенно интересно использование линии времени для создания ложных воспоминаний, с помощью которых можно избавить человека от воспоминаний истинных. Эта техника используется редко, и в настоящем руководстве рассматриваться не будет.

Описание техники

1. Предложите человеку найти какое-либо действие или событие, происходящее ежедневно и не имеющее эмоциональной окраски: умывание, чистка зубов, открывание двери, поездка в лифте и многое другое. Еще одним важным условием является повторяемость событий в течение долгого времени и продолжение его повторения в будущем также в течение длительного времени. Предположим, человек выбрал чистку зубов.

2. Попросите его вспомнить, как он чистил зубы сегодня утром. Уточните, где возник образ данного воспоминания, в каком месте пространства, на каком расстоянии от человека. Попросите описать эту картинку, ее модальности.

3. Попросите пациента вспомнить (или представить), как он чистил зубы вчера. Выясните субмодальности возникшего образа. Далее задавайте вопросы о том, как он чистил зубы два дня назад, неделю, месяц, три месяца, полгода, год, три года, пять лет, десять и так далее – насколько человеку хватит способностей вспоминать. При этом не забывайте определять субмодальности образов.

4. Задайте вопрос: «Как он будет чистить зубы завтра?» Определите возникший образ по тем же субмодальностям, которые выявились для прошлого. Затем начинайте спрашивать о том, как он будет чистить зубы через два дня, через неделю, две недели, месяц и так далее, используя примерно те же временные интервалы, с которыми вы сдвигались в прошлое. Каждый раз просите сравнить субмодальность появляющегося образа с предыдущим.

5. Спросите, как он представляет себе данный процесс в настоящий момент. Прежде всего обратите внимание на наличие ассоциированного или диссоциированного состояния.

6. Соедините полученные образы предполагаемой линией. Это и будет линией времени человека.

Основной смысл техники состоит в проявлении временных связей пациента в окружающем его пространстве. Выявив их, мы можем делать предположения относительно мыслительных паттернов человека, на основании которых он представляет свою жизнь, вспоминает прошлое и прогнозирует будущее.

Читайте также:   Германия вышла на митинги против принудительной вакцинации и диктатуры партии COVID-19

Сложности

Иногда пациент говорит о том, что его представления ограничиваются стенами комнаты, в которой он находится. Поэтому для удобства и достоверности получаемого материала предложите человеку мысленно выйти за рамки помещения и использовать все возможное пространство, которое он только может предположить.

В ряде случаев пациенты проявляют свои эстетические наклонности и начинают развешивать образы как картины в музее. Это необходимо предвидеть, поэтому более четко задавайте вопрос: «Где возник этот образ?» При этом старательно следите за направлением взгляда, который возникает в ответ на ваше предложение вспомнить или представить очередной временной промежуток. Если вначале взгляд направлен в одно место, а затем человек начинает переводить глаза на стены, потолок или в другое место пространства, уточните, где именно возник образ. Иногда это связано с тем, что пациент хочет казаться терапевту лучше, стремиться заслужить его уважение, но не знает, как это сделать, поскольку не понимает условий игры. И тогда он устанавливает свои условия, свои правила, под которые старается подогнать возникающие у него впечатления.

Не стоит удивляться, если ряд образов возникает за спиной у пациента – такое действительно может быть.

Интересно проследить за расположением линий. Наиболее часто временные линии стремятся к английской букве V; у правшей прошлое тянется влево и вверх, а будущее – вправо и вверх, причем чем ближе к сегодняшнему дню, тем эти картинки крупнее, ярче, четче. Как правило, субмодальности прошлого и будущего значимо различаются. Это сочетается и с тем материалом, который мы получаем при исследовании глазодвигательных паттернов. Напомним, что визуальные образы воспоминания возникают сверху слева, а визуальные конструкции, (образы будущего) – вверху и вправо. Однако четкая буква V появляется редко, чаще линии имеют другое направление, иногда радикально отличающееся от типичного. Например, в качестве линии времени определяется прямая, которая включает в себя человека; обычно в настоящем и перед ним находится прошлое, а за его спиной – будущее, либо наоборот. Это говорит об ориентированности человека на одно из своих времен, причем для молодых людей больше характерна ориентация на будущее, когда будущее расположено перед глазами, а для пожилых людей – ориентация на прошлое.

Существует достаточно простой способ анализа линии времени. То, что попадает в прямое поле зрения человека, представляет для него интерес и является основой его жизни. То, что выходит за прямое поле, уходит на периферию или даже за спину, где он не может видеть их, обычно говорит о том, что данный момент для человека не представляет интереса, а иногда даже неприятен ему: это способ выталкивания неприятных воспоминаний из жизни. Поэтому если на линии появляется резкий скачок в сторону, обычно это свидетельствует о том, что вызваны какие-то неприятные переживания. И наоборот, когда линия вдруг загибается ближе к середине, можно говорить о том, что этот период был ему приятен и интересен. Обычно это происходит с воспоминаниями раннего детства. Например, человек вспоминает, как он чистил зубы. Мы ведем линию, и вдруг появляется реальное воспоминание: в тот день, когда он, пятилетний ребенок, учился чистить зубы и перемазывался пастой, была яркая солнечная погода. И эта картинка резко отличается по субмодальностям от всех предыдущих и очень часто непосредственно находится перед человеком, хотя логика движения и развития субмодальностей была совершенно иной. Это говорит о том, что эмоциональный настрой пациента изменил нашу линию. Поэтому, когда мы просим человека найти какое-то воспоминание, на основании которого начнем строить линию, то просим отыскать именно неэмоциональное состояние.

Читайте также:   Фиала будет судиться с ФГВФЛ из-за покупки недвижимости

Интересен вариант линии, когда линии прошлого и будущего идут рядом, близко друг к другу. Более того, их субмодальности сходны, и пациенту трудно понять, где образ прошлого, где образ будущего. Очень часто, беседуя с ним о его жизни, понимаешь, что человек как будто находится в одном дне, все дни похожи одни на другой, и он с трудом различает их, плохо ориентируясь, где прошлое и будущее. Такие линии могут быть у алкоголиков.

У некоторых лиц линию времени выделить не удается. Это бывает крайне редко, и если отбросить погрешности в исполнении техники, может быть только одно объяснение. Оно состоит в следующем. Линейное время характерно для цивилизованных стран с западной культурой. Там для человека важно, что было вчера, что будет завтра, люди четко планируют свое время, заранее зная, какое событие произойдет. Но существует и другая организация времени – так называемое арабское время, когда человек не подвержен воздействию цивилизации и окружающая его природа, окружающий его мир влияют на него гораздо большее, нежели он сам. Ему чужды желания планировать, он даже с трудом запоминает, когда и что с ним происходило. Примером могут служить различные факты из жизни малоцивилизованных народов. Достаточно вспомнить фильм о Крокодиле Данди. Герой фильма спросил вождя, когда тот родился, и вождь ответил: «Осенью». Это единственная существующая временная привязка. Обычно отсутствие календаря представляет собой символ такого нелинейного времени и означает отсутствие необходимости его структурирования. Один из таких пациентов попал к нам на прием и не сумел создать свою линию времени. Каждый раз он ассоциировался с любым временем, которое ему предлагалось, и в ответ на прямой вопрос терапевта: «Какая бы получилась линия времени, если бы время можно было превратить в линию?», ответил, раскинув руки: «Время? Вот оно, вокруг нас, оно не может быть линией». Это очень типичный ответ, и, получив его, мы поняли, что столкнулись с «самородком» с точки зрения организации его времени.

Источник

Автор публикации

не в сети 16 часов

Андрей Маргулис

Построение линии времени. НЛП-техника 411
С организацией DDoS атак завязал.
Выкладываю новости технологий и интересные статьи с темной стороны интернета.
flagТунис.
29 лет
День рождения: 14 Мая 1991
Комментарии: 522Публикации: 1288Регистрация: 12-12-2015

Другие записи этого автора:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
РЭНБИ
Добавить комментарий
Войти с помощью: 
Хроники коронавируса COVID-19
Авторизация
*
*
Войти с помощью: 
Регистрация
*
*
*
Ваш день рождения * :
Число, месяц и год:
Отображать дату:
Войти с помощью: 
Генерация пароля