Украинская «стратегия»: прощаемся, но не уходим

Украинская «стратегия»: прощаемся, но не уходим

Добавлено в закладки: 0

Украина расторгла еще семь заключенных в рамках СНГ договоров. В этот раз ― в сфере гражданской авиации. Ранее, в начале августа, Киев вышел из соглашения о сотрудничестве пограничных войск стран ― участниц СНГ в сфере научно-исследовательской деятельности. А в июле в одностороннем порядке прекратил участие сразу в двух соглашениях: о гуманитарном сотрудничестве и о создании совета руководителей подразделений финансовой разведки государств ― участников СНГ.

Перечень разорванных Киевом договоров, конечно, этими документами не ограничивается. Курс на выход из СНГ Украина взяла еще в 2014-м и тогда же перестала платить взносы. И примерно с этого же времени начались многочисленные отказы от сотрудничества: в области внешней торговли, в создании сети информационных центров, в межгосударственном обмене экономической информацией и многих других вопросах.

И что характерно, соглашения эти расторгаются с заметной нерегулярностью. То официальный Киев громогласно заявляет о выходе из Содружества и даже как бы «вырабатывает меры по прекращению членства в организации». Подчеркнем, что это все ― без подачи официального заявления о выходе. Хотя, подчеркнем еще раз, все «меры» как раз и должны заключаться всего-навсего в подаче этого заявления. А после громких заявлений следует прямо-таки пакетный разрыв еще вчера взаимовыгодных договоров. То Киев не менее пафосно объявляет, что считает «нецелесообразным выход страны из СНГ» (что, впрочем, не исключает разрыв какого-нибудь договора вскоре после этого заявления).

Возможно, дело в заметной неопределенности внешней политики Украины. А возможно ― в самой сути СНГ.

Ведь изначально фактической задачей организации было облегчить бывшим республикам СССР переход от безусловного подчинения Москве (которое было в Союзе и которое далеко не всегда учитывало интересы республик) к существованию в виде самостоятельных держав. Но еще при создании СНГ, в далеком 1991 году, каждая из этих стран видела свой путь построения «демократического правового государства».

Поэтому даже само образование СНГ шло, мягко говоря, непростым путем. Прибалтийские республики (Латвия, Литва и Эстония, которые вышли из Союза раньше всех) вообще не проявили никакого интереса к новой организации. Это понятно: они с самого начала декларировали свое стремление вступить в куда более престижный Евросоюз.

Но и не все 12 оставшихся бывших республик рвались в СНГ. Грузия, например, вступила в Содружество лишь через два года после его создания.

Да и вообще, тот период жизни организации отличался большой сумбурностью: вчерашние «братья навек», с одной стороны, жаждали абсолютной независимости (и соответствующих финансовых потоков напрямую в чьи-то бюджеты). А с другой ― понимали, что как минимум на начальном этапе без сохранения старых экономических и политических связей эти финансовые потоки будут весьма скудными, если вообще будут. Возможно, поэтому в декабре 91-го Верховная рада Украины ратифицировала Беловежские соглашения о создании СНГ даже раньше Верховного Совета России.

Читайте также:   Пожары в Калифорнии

И эта начальная неопределенность нашла свое отражение в самом статусе стран в составе СНГ. Есть государства-участники, присоединившиеся к уставу организации в течение одного года после его принятия, то есть в период с 1993 по 1994 год. А есть просто члены Содружества, которые не подписали устав и формально не имеют статуса члена СНГ, но тем не менее имеют в организации равные права с участниками.

А еще есть так называемый «ассоциированный член при организации» ― Туркмения. Являясь одним из государств-основателей СНГ, устав организации она так и не ратифицировала. Однако ее права в СНГ по факту тоже ничем не отличаются от прав прочих участников.

И та же Украина, будучи формально одним из государств ― учредителей СНГ, устав организации тоже не подписала. Что не мешало ей дважды председательствовать в высшем органе СНГ ― Совете глав государств.

И за все время существования организации никуда эта расплывчатость не делась. Бывшие союзные республики расходились все дальше, реальное государственное устройство в них различалось все больше, а вот необходимость в соседях по Союзу становилась все меньше. Незыблемой осталась лишь традиция ежегодного саммита глав государств — членов СНГ. Впрочем, и в этих встречах участвует все меньше людей.

Зато вот всевозможных советов, центров, бюро, ассамблей, комиссий и комитетов под эгидой СНГ насоздавали около сотни. Разумеется, в дополнение к минской штаб-квартире у организации появились роскошные офисы-дворцы в Москве и Санкт-Петербурге, и, безусловно, появилось немало высокооплачиваемых функционеров.

И естественно, эти функционеры для поддержания видимости деятельности изобретали все новые виды «сотрудничества», в которых должны были участвовать все государства Содружества. Фактически речь шла о переписывании либо каких-то двусторонних договоров так, чтобы теперь они удовлетворяли всех участников СНГ, либо о создании новых документов, призванных обезопасить, обогатить, окультурить и просто осчастливить «всех и сразу». И то и другое есть по определению задача малореальная, зато предоставляющая неограниченные возможности по персональному благоустройству «своих людей», сохранению старых и созданию новых синекур.

«Эффективность» работы структур СНГ сегодня отлично демонстрирует ситуация с Карабахским конфликтом. Азербайджан и Армения ― участники СНГ, оба в свое время признали устав и, таким образом, без малого 30 лет назад обязались «мирно разрешать споры и конфликты между государствами Содружества», как сказано в упомянутом уставе. Однако конфликт так и остался неразрешенным, более того, время от времени (как, например, этим летом) он обостряется практически до состояния открытой войны.

И в экономическом сотрудничестве тоже особых успехов не наблюдается. Зона свободной торговли СНГ, казалось бы, весьма выгодная для всех, включает всего 9 стран из 11 участников. Да и то с многочисленными оговорками и исключениями. Что говорить, во внешней торговле России доля стран СНГ не превышает 12 процентов (доля Евросоюза – 41,7 проц.). А ведь Москва выступает главным сторонником сохранения и развития СНГ, что уж тогда взять с остальных участников.

Читайте также:   Протесты в Беларуси: от отключения интернета до повсеместной цензуры сайтов

Можно, конечно, общую неэффективность СНГ списывать на «евроамериканские» устремления бывших союзных республик (как делают многие российские авторы) или на «имперские замашки России» (как делают многие нероссийские авторы). А можно просто вспомнить, что у каждой страны есть свои интересы, и достаточно специфические. Тем же среднеазиатским государствам, например, фактически было очень мало (если вообще было) дела до ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы, а вот для Украины и Белоруссии это было и остается одной из важнейших задач.

И что мир меняется, а значит, то, что было важным или даже необходимым в начале 90-х, может оказаться (и часто оказывается) просто ненужным в конце первой четверти двадцать первого века.

Поэтому, наверное, не стоит драматизировать ползучий выход Украины из каких-то соглашений тридцатилетней давности. В конце концов, каждое государство имеет право самостоятельно строить свою политику и выбирать себе союзников.

Интересно другое. Вот Грузия, например, когда сочла условия пребывания в СНГ неприемлемыми, вышла из него в одночасье. Надо отдать должное, вышла в строгом соответствии с уставом организации. Официальный Киев же хотя в деятельности СНГ фактически никакого реального участия не принимает, но и заявления на выход тоже не подает. Иногда объявляет «о возможности выхода», но этим все и заканчивается. Даже как-то внесли в Раду законопроект о прекращении участия в органах Содружества, но его почему-то даже на голосование не поставили.

И хотя украинское правительство по-прежнему заявляет, что «намерено продолжить разрывать двусторонние соглашения» с Россией и СНГ, но реальность этим заявлениям не совсем соответствует. Так, только с Россией до 2014 года Украина имела 453 подписанных двусторонних договоров. На сегодня остаются в силе около 300 из них. В том числе ― о безвизовом режиме.

Возможно, в этом и есть причина столь непоследовательного отношения Киева к СНГ. Ведь экономика Украины сейчас переживает не лучшие времена. А российское направление остается по-прежнему востребованным среди украинских гастарбайтеров. Даже сегодня, после всех событий 2014 года, в России, по некоторым оценкам, продолжает работу не менее миллиона мигрантов из Украины. Это, кстати, в два раза больше, чем рабочих мест, которые киевские власти обещали создать, да так и не создали.

Впрочем, из СНГ они тоже обещали выйти…

Артём Бузила,
специально для alternatio.org

Источник

1

Автор публикации

не в сети 8 часов

Фаллос на крыльях

Украинская «стратегия»: прощаемся, но не уходим 1 111
Дом — место, где я могу выглядеть как бомж и наслаждаться этим.
flagАландские острова.
33 года
День рождения: 18 Августа 1987
Комментарии: 57Публикации: 1430Регистрация: 14-05-2017

Другие записи этого автора:

РЭНБИ
Добавить комментарий
Войти с помощью: 
Хроники коронавируса COVID-19
Авторизация
*
*
Войти с помощью: 
Регистрация
*
*
*
Ваш день рождения * :
Число, месяц и год:
Отображать дату:
Войти с помощью: 
Генерация пароля