Как зарабатывают николаевские депутаты

Как зарабатывают николаевские депутаты 1

Раз за место в горсовете депутаты готовы выкладывать суммы в десятки, а то и сотни тысяч, то они рассчитывают, что эти деньги как-то окупятся, да не просто окупятся, а еще и принесут прибыль.

Зачем люди идут в депутаты? Ответ на этот вопрос не столь очевиден, как могло бы показаться.

На самом деле депутаты бывают разные. Если говорить о депутатах Верховной Рады, или, как следует их официально именовать, «народные депутаты Украины», то здесь все более-менее ясно. Потому что жизнь народного депутата в Украине — это рай на земле, «молочные реки и кисельные берега». Пять лет никаких забот, никаких проблем. Ответственности — никакой. Возможностей — хоть отбавляй. При желании, депутат Рады может вообще ничего не делать, получая в течение пяти лет более чем приличную депутатскую зарплату, пользуясь многочисленными льготами и привилегиями. А уже если депутат не ленив, то деньги в карман просто рекой плывут — стоит только элементарно пошевелить пальцем. За одно только членство во фракциях, созданных олигархами, платят 10-20 тысяч долларов — ЕЖЕМЕСЯЧНО! А еще платят за лоббирование вопросов, за «нужное» голосование. Даже за обычный депутатский запрос, сделанный «по просьбе», нужно заплатить от 3 до 10 тысяч долларов. Одним словом, у нардепа не жизнь, а сказочная малина.

А вот зачем люди идут в депутаты местных советов? Ведь на первый взгляд, депутат, кроме головной боли, ничего со своего статуса не имеет В отличие от Верховной Рады, зарплаты депутатам местных советов не платят, льгот тоже никаких нет — разве что бесплатный проезд в трамвае. Более того, приходится тратить немало собственного времени на участие в депутатских комиссиях, сессиях, личных приемах и т.д. А ведь, как известно, время – это деньги.

И тем не менее, в депутаты, местных советов не просто идут — туда рвутся изо всех сил, работают ногами, локтями и зубами, убирая конкурентов. Более того, за депутатское место готовы платить деньги — и деньги немалые. Сегодня практически все рейтинговые партии, намеревающиеся принять участие в выборах в Николаевский горсовет, уже объявили цену за место в своих списках. Цена эта в различных партиях разная, но везде выражается в цифрах со многими нулями. И ведь платят!

Так в чем же секрет? Почему люди так рвутся в депутаты горсовета? Версия о том, что они вдруг увидели свет, прозрели и решили потратить собственные деньги и свое личное время на благо города и живущих в нем горожан, – ничего, кроме здорового смеха, не вызывает. Дело в другом. Логично предположить, что раз за место в горсовете депутаты готовы выкладывать суммы в десятки, а то и сотни тысяч, то они рассчитывают, что эти деньги как-то окупятся, да не просто окупятся, а еще и принесут прибыль. Значит, несмотря на отсутствие зарплат, льгот и привилегий, депутаты все же, зарабатывают? Как?

Для того, чтобы выяснить это, «Новостям-N» пришлось приложить немало усилий. Предлагаемый вниманию наших читателей материал был написан после серии встреч с депутатами горсовета (как бывшими, так и нынешними), действующими и отставными городскими чиновниками, предпринимателями и т. д. Все они соглашались говорить только при сохранении полной анонимности. Из этих встреч, разговоров, бесед постепенно и сложилась целостная картина того, как зарабатывают депутаты.

Для удобства читателей мы свели вопросы, задаваемые разным людям и их ответы, в единое интервью.

«Хлебно-земельные» вопросы

- Прежде чем перейти к конкретике, давайте сразу очертим самые «хлебные» сферы депутатской деятельности. Проще говоря, на чем больше всего зарабатывают депутаты Николаевского горсовета?

- В первую очередь на городском бюджете и на городской земле. Раньше на первом месте была продажа коммунальной собственности, но сейчас это уже не актуально. Не актуально именно для депутатов, потому что коммунальное имущество уже почти не продается, а арендой занимаются чиновники. Да и продавать-то, по совести говоря, уже нечего — все мало-мальски стоящее давно продано.

- Давайте для наглядности смоделируем ситуацию. Предположим, я рядовой гражданин, предприниматель, не имеющий никаких связей, знакомств в городской власти, решил построить некий объект, например, магазин в центральной части города. Куда я должен идти для решения своего вопроса? Какая первая инстанция, с которой я буду иметь дело?

- Если вы человек, как говорят, с улицы, то сначала приходите в ЦНАП («Центр надання адміністративних послуг» – ред.). Раньше приходили сразу в земельный отдел, сейчас – в ЦНАП. Пишете заявление с просьбой о выделении земельного участка, указываете адрес этого участка, прилагаете все необходимые документы. Задача ЦНАПа – принять от вас документы согласно установленному перечню и передать в «архитектуру».

- То есть – в Департамент архитектуры и градостроительства?

- Да. Там рассматривают ваши документы на соответствие градостроительной документации. Градостроительная документация состоит из трех документов: первый – это генеральный план, второй – план зонирования и третий (если он есть) – детальный план района или квартала. Если будущий объект вписывается в генплан, если все соответствует – «архитектура» должна дать заключение. Дальше документы поступают в земельное управление…

- Управление земельных ресурсов?

- Да. Там смотрят уже более конкретно – есть ли в данном месте наличие свободной земли, нет ли наложения одного объекта на другой, учитывают расположение коммуникаций и т.д. «Земельщики» готовят проекты решений: разрешить или отказать. Дальше эти документы поступают в депутатскую земельную комиссию. Обойти ее нельзя.

- В разговоре мы прошли все этапы за пару минут. А в реальности как?

- А в реальности ваш вопрос зависнет задолго до того, как попадет в депутатскую комиссию.

- Давайте предположим, что моя заявка «застряла» уже на первом этапе — в управлении архитектуры...

- Там вам могут сказать, что если дадут вам отказной материал, то вы уже никогда туда не придете, фактически дело похороните. Вам говорят, что надо подумать, как ваш вопрос решить. У заявителя, конечно, остается право обратиться в суд, но что такое наш суд, не мне вам рассказывать.

- И тогда я начинаю понимать, что вопрос просто так не пройдет и нужно платить. То есть – на этом этапе уже появляются деньги. Так?

- Да, уже на этом этапе появляются деньги, в том числе и БОЛЬШИЕ деньги.

- А вы можете привести пример больших денег – кто, сколько и за что заносил?

- Могу сказать, что несколько лет назад некая фирма за получение разрешения на строительство автозаправки выложила 50 тысяч.

- Гривен?

- Каких гривен? Долларов.

- 50 тысяч долларов дали в одной только «архитектуре»?

- Да.

- И по такой же схеме вопрос может зависнуть в земельном управлении?

- В земельном управлении еще больше шансов, что зависнет. Земельных вопросов множество, а решать их там особо никто не торопится.

- И там тоже придется платить?..

- Конечно. Иначе никакого отвода земли вы никогда не получите. Ваши документы не то что на сессию — даже на депутатскую комиссию не попадут.

- А если у меня все документы в порядке? Как они смогут мне отказать? На каком основании?

- Не питайте иллюзий. И архитектура, и земельщики найдут 101 причину, по которой вам будет отказано. И ничего вы никому не докажете. Тех, кто не платит, они не пропускают никогда.

Профессиональные «решалы»

- Итак, я вижу, что мой вопрос завис всерьез и надолго. Что я делаю?

- Понимая, что впереди тупик, вы уже на этапе «архитектуры» начинаете искать того, кто за деньги решит ваш вопрос,

- Вот это один из самых интересных моментов: как мне найти такого человека? Кто он, откуда появляется?

- Есть профессиональные «решалы»

- Как на них выйти?

- Если вы вообще в горсовете, в исполкоме никого не знаете, вам, конечно, сначала сложно. Вы идете к начальнику управления, к замам, помощникам, к начальнику одного одела, другого, долго ходите по кабинетам, возмущаясь (лучше, конечно, про себя) – что за город такой! Наконец, кто-то из чиновников вам говорит: ты знаешь, у меня у самого была проблема, я подошел к Васе, и он помог. Вы спрашиваете: «И сколько Вася возьмет за решение вопроса?» «Не знаю, мне обошлось в 500 долларов». Вот такие примерно расценки у этих «решальщиков». Но я никому не советовал бы заходить с улицы. Да такого практически нет – если вы идете со своим бизнес-проектом, то уже знаете, как его продвигать.

- Сколько такой «решала» зарабатывает в месяц? Примерно, хотя-бы...

- Тысячи долларов — в зависимости от расторопности, уровня связей и «весомости» клиентов.

- Так это не депутаты?

- Нет. Это люди вроде бы с улицы, но они приезжают в мэрию, как на работу, перед ними открыты все двери, они заходят в любой кабинет. Например, в бытность мэром Владимира Чайки самым весомым в этом смысле был Алексей Пелипас. Всех, кто хотел «решить вопрос», по земле или по коммунальной собственности, посылали к нему.

- А сейчас кто? Есть главный «решала»?

- И сейчас есть. А как же?

Главный депутатский пул

- Хорошо. С помощью «решалы» я дал денег в «архитектуре», дал в земельном управлении. Вопрос выносится на комиссию. Давайте уточним: это постоянная депутатская комиссия «По вопросам градостроения, архитектуры и строительства, регулирования земельных отношений и экологии»?

- Да, все привыкли называть ее «земельной», потому что главное там земля.

- То есть на этом этапе судьба моего проекта уже непосредственно попадает в руки депутатов. До этого им занимались чиновники. Так?

- Оно и так, и не совсем так. Потому что депутаты вхожи во все чиновничьи кабинеты, и своим статусом могут влиять на рассмотрение документов в этих кабинетах.

- Итак – мои документы попадают в депутатскую земельную комиссию. Там какая процедура?

- Земельная комиссия рассматривает ваш вопрос и может просто сказать «нет».

- Не объясняя, почему?

- Ничего не объясняя. Правда, решение «отказать» они редко принимают, потому что, имея на руках такое решение появляются основания обратиться в суд. Обычно в таких случаях у комиссии просто «не хватает голосов» для принятия решения.

- То есть по данному вопросу я могу ходить, сколько угодно? Есть какие-то установленные законом сроки для принятия решения комиссии?

- Нет. Можете ходить годами. Если за решение вопроса не заплачено, то, как правило, на заседании кто-то в последний момент встает и выходит, чтобы не было кворума. Или разыгрывают голосование, при котором кто-то не голосует. И все - вопрос «завис».

- Говорят, у членов комиссии есть еще один способ «зарубить» вопрос – взять документы «на дополнительное изучение». Каждый член комисии может любой вопрос взять «на изучение» и тянуть резину очень долго, пока заинтересованный человек не догадается дать ему на лапу.

- Такой способ был в прежних созывах, и хорошо работал. Помните, был такой депутат от «Блока за Чайку», Антон Половенко? Вот он как раз на таком «изучении» и погорел. Сейчас этим методом уже не пользуются – слишком явно все и слишком персонализировано.

- Хорошо, как я должен пройти комиссию? Депутаты не голосуют, что мне делать?

- В комиссии есть пул из нескольких влиятельных депутатов, куда входит, конечно же, председатель комиссии. Они составляют большинство или руководят большинством. Вам надо искать выходы на кого-то из этого пула.

- Значит, моя задача – выйти на кого-то из влиятельных членов комиссии, а лучше всего на председателя. И что - сразу спросить, сколько нужно дать?

- И начать договариваться.

- Так все-таки как мне выйти на влиятельных депутатов? Опять идти к «решале»?

- Если не нашли прямого выхода на депутата, то, конечно, обращайтесь к тому же деляге. За редким исключением, он предоставляет весь комплекс услуг, вплоть до решения вопроса на сессии горсовета.

- Давайте уточним: тех денег, которые я дал «решале», достаточно для решения вопроса?

- Нет, ну что вы! «Решальщик» эту сумму берет только для себя, за посредничество, он чаще всего лишь сводня. Бывает, он берет у вас и заносит, кому надо. А бывает – просто сводит с нужным человеком, и этому человеку вы уже даете совсем другую сумму. Но более солидные клиенты поступают иначе. Они нанимают «решалу» для продвижения документов на всех предварительных стадиях — вплоть до сессии горсовета. В таком случае, «решала» берет на себя «решение вопросов» и в «архитектуре», и в земельном управлении, и в «земельной» комиссии. Стоит такая услуга не дешево — от 3 до 10 тысяч долларов. Может быть и больше — все зависит от общей цены вопроса. При этом «решала» из полученных денег сам рассчитывается и с чиновниками, и с депутатами.

- Как рассчитывается? Существуют какие-то расценки?

- Все зависит от вашего вопроса — чем он «весомей», тем больше с вас возьмут. Как правило, «решале» остается от 40 до 50% от полученной суммы.

- А что, «протянуть» вопрос через сессию «решалы» не берутся?

- Почему не берутся? Могут помочь и с этим. Но тогда сумма автоматически удваивается — там, где было 3 тысячи, будет шесть, вместо 10 тысяч — 20. В таком случае «решала» идет договариваться с главами фракций или лично с мэром.

- А как делят полученные деньги депутаты в земельной комиссии?

- Деньги распределяются между членами депутатского пула. Там свои отношения, свои расценки.

- Еще раз уточним: пока вопрос не прошел земельную комиссию, на сессию он попасть не может?

- Нет. Бывают попытки поставить вопрос на голосование «с голоса», но это редко, и там нет никакой гарантии, что нужное решение пройдет. Сначала нужно включить его в повестку дня, тоже через голосование.

- Хорошо, я «дал», кому надо, получил нужное мне решение комиссии. Что дальше?

- Дальше вопрос возвращается в земельное управление, которое готовит пакет документов на сессию, в том числе проект решения сессии.

- И что — я опять должен платить? Или то, что я в земельном управлении уже «подмазал», это работает дальше?

- Да, работает. Просто в земельном управлении никто никогда не спешит. Можно ускорить процесс за небольшие деньги — пару сотен долларов достаточно, «за скорость». Часто эту работу ускоряют депутаты – в таком случае они никому не платят, просто работает их статус – зашел, попросил, и нужную ему папку переложили снизу наверх. На этом этапе главное – обнародовать вопрос, то есть повесить его на сайт городского совета, и чтобы он «провисел» там 20 рабочих дней. Вывешивает на сайт управление аппарата горсовета, это чисто бюрократическая процедура, но она важна, поскольку только после этих 20 дней вопрос выносится на сессию.

Пакетное «решалово»

- А может быть такое, что вопрос прошел комиссию, «отвисел» на сайте 20 дней, а на сессию не выносится?

- Может. Повестку дня на сессию формирует городской голова. Но, как правило, все с ним согласовано.

- А мэру кто готовит проект повестки?

- Должен готовить аппарат, но на практике это делают помощники мэра. Он дает список вопросов, он же говорит, вот это мы запускаем, вот это нет. Если кто-то из депутатов ему не нравится – он может не включить его вопрос в повестку дня.

- Это при том, что он прошел все процедуры, комиссию, «отвисел» на сайте и т.д.?

- Да, тогда на сессии депутат встает и просит проголосовать за включение в повестку дня данного вопроса. Если большинство поддерживает – его включают.

- А если ни одна фракция не имеет большинства в горсовете? Допустим, депутаты из какой-нибудь фракции на этапе рассмотрения в комиссии взяли у меня деньги, но голосов протащить вопрос на сессии у них все равно не хватает, что тогда?

- Сегодня ни одна фракция в горсовете не имеет большинства. Приходится договариваются с лидерами других фракций.

- Как эти лидеры ставят вопрос: сколько я и мои депутаты с этого голосования поимеют?

- Или так, или «ты мне – я тебе». Вы предлагаете голосовать такой-то вопрос, а у нас есть свой. И начинается торг – какой вопрос сколько «весит», в конечном итоге договариваются и голосуют и за один вопрос, и за другой. Но здесь есть нюанс: бывало, за один вопрос проголосовали, а за другой нет, просто кинули. Поэтому сейчас работает принцип так называемого пакетного голосования.

- То есть все нужные вопросы включаются в один пакет?

-Да, все оговоренные «шкурные» вопросы голосуются сразу, тогда «кидалово» исключено. И многие депутаты вынуждены голосовать в куче за те вопросы, за которые отдельно никогда не проголосовали бы. Такая хитрая уловка.

-То есть, когда мы слышим, что депутаты голосуют пакетом, то можно считать, что это однозначно договорняки?

- Однозначно.

- Уточним этапы, которые я должен пройти, чтобы вопрос окончательно был решен.

- Архитектура, земельное управление, комиссия, мэр, сессия.

- Итоговый вопрос: возможно ли себе представить, что человек пришел с улицы, со своим проектом, например, постройки магазина в центральной части города, и прошел всю эту кухню, ничего не заплатив?

- Невозможно. Такого не бывает. Единственное, что проходит без «подкормки» чиновников-депутатов, это частные вопросы граждан, касающиеся землеотводов под уже существующую недвижимость — как правило, это частный дом, сарай какой-нибудь и т. д. Ну и еще на сегодня вопросы атошников. А если это бизнес-проект – такое бесплатное прохождение исключено.

Мэрский интерес

- А какое в этих схемах место мэра?

Читайте также:  Хантер Байден: Когда твой папа Президент

- Ключевое, конечно. Во-первых, все эти «решалы» завязаны на него, работают они, конечно, не с ним непосредственно, а с его помощниками. Да в любом вопросе последнее слово за депутатами, а предпоследнее – это слово мэра. Хотя последнейшее – тоже его слово, потому что он подписывает все документы, и может наложить вето на любое решение. Даже проголосованное большинство депутатов на сессии решение не вступит в силу, пока его не подпишет городской голова.

- Кто назначает на должности начальников департаментов и управлений?

- Исключительно мэр, единолично. Кстати, он может проделать интересные штуки. Например, многие из простых горожан знают, что в горсовете месяцами не рассматриваются сотни земельных вопросов. Но немногие задумывались, а почему? А вот почему: в один прекрасный момент мэр меняет начальника департамента архитектуры и начальника земельного управления. Они берут и отзывают сотни вопросов, которые уже прошли все процедуры, под предлогом того, что они неправильно подготовлены, с какими-то нарушениями. Для чего? Для того, чтобы люди, кому надо, опять пошли к делягам. Если ты пошел к ним, заплатил – твое дело вынимают из этих забракованных сотен и говорят: ой нет, мы ошиблись, в этом деле все правильно, никаких нарушений.

- А такой вопрос: я приехал из Киева, хочу построить свой магазин в центральной части, нашел выход на мэра и иду лично к нему. Говорю, что не хочу заниматься всякой бумажной ерундой, связанной с продвижением своего вопроса, вот у меня сто тысяч долларов, я хочу, чтобы за эти деньги вопрос был решен. Такая схема работает?

- Именно так обычно и бывает. Как раз мэру-то и достаются наиболее жирные куски. Дело в том, что серьезные бизнесмены, готовые вкладывать в дело миллионы долларов, не с Луны свалились. Это люди с деловой хваткой, опытом, знаниями — иначе откуда бы у них взялись миллионы? И школу общения с чиновниками-депутатами проходили многократно, и схему понимают до мелочей. Поэтому со всякой мелкотой, типа тысячедолларовых «решал» они связываться не будут. Как правило, такой бизнесмен быстро находит выход на мэра города. Рассказывает о проекте, после чего озвучивается сумма — сколько он готов лично мэру заплатить, чтобы его вопрос без всяких там проблем прошел и через все управления, и через комиссии, и через сессию. Как правило здесь уже фигурируют суммы в сотни тысяч долларов. А дальше мэр сам начинает «продвигать» документы. Ему это сделать проще всего — ведь и «архитектура» и «земельщики» это его непосредственные подчиненные. После команды лично от мэра, все оформляется «со скоростью звука» и главное — совершенно бесплатно.

- А с депутатами мэр как договаривается?

- У мэра всегда есть «весомые аргументы», способные убедить как рядового депутата, так и руководителя фракции. Это и решение «шкурных» вопросов, с которыми депутаты приходят к нему, и распределение бюджетных денег, и назначение на «хлебные» должности и многое другое.

- Он будет с ними делиться?

- Вряд-ли мэр будет кому-то платить. А будет баш на баш, вот мой вопрос – а вот ваш, решаем взаимовыгодно. Есть масса вариантов таких взаимозачетов.

- Давайте попробуем выразить вышесказанное в цифрах. Допустим, в город кто-то заходит с крупным инвестиционным проектом, например, супермаркет большой или терминал в порту. Во что бизнесмену обойдутся «услуги» мэра и депутатов?

- Сразу нужно «отстегнуть» тысяч 300-500.

- Долларов?

- Конечно. Правда, есть одна оговорка: если проект действительно особо денежный, то придется заплатить не только мэру, но и депутатам отдельно, особенно главам фракций. В этом случае обычные договоренности типа «баш на баш» могут и не сработать.

- Если взять в процентном отношении, сколько в среднем перепадает депутатам и сколько имеет мэр за решение «хлебных» вопросов?

- Примерно поровну.

Страсти по бюджету

- Теперь поговорим о второй из двух главных статей доходов депутатов – о бюджете. В последние годы при его принятии начинаются настоящие войны. Значит, есть за что драться?

- Хочу уточнить: бюджет – это первая статья депутатских доходов. После того, как местные бюджеты увеличились кратно, это стало главной статьей заработка для депутатов.

- Как именно они зарабатывают? Каков механизм?

- В основном – на подрядах. А там откаты. Если ты, как депутат, выбиваешь, например, на ремонт какого-нибудь объекта пару десятков миллионов гривен, то ты уже знаешь, кто получит подряд на выполнение этого ремонта, какие фирмы выиграют тендер. Это свои фирмы. Или, например, 300 миллионов на утепление домов, или помельче – 10-20 миллионов на уборку улиц, на содержание стадиона и т.д. Откат – от 20%. В отдельных случаях может достигать и 40%. А на «штучных» объектах, таких как, например, печально знаменитая реконструкция Соборной площади, могут и вовсе украсть больше половины. Посчитайте, сколько это миллионов.

- А откуда берутся эти откаты?

- Во-первых, завышается стоимость работ, материалов, как правило, на те самые 20-40%, чтобы всем хватало. Завышается стоимость материалов — иногда в два-три раза выше рыночной. Во-вторых – далеко не все, из того, что есть на бумаге, реально будет выполнено: написали ремонт двух окон – сделали одно, написали пять подъездов – сделали три, написали 10 крыш – сделали пять и т.д. Никто серьезно все это не проверяет, а те, кто должны проверять, тоже в доле.

- А как это конкретнее делается?

- Многие депутаты стараются иметь хорошие отношения с распорядителями бюджетных средств.

- А кто у нас распорядители?

- Это департамент ЖКХ, УКС (управление капитального строительства), четыре районные администрации, управления здравоохранения, образования, культура и спорт, и менее значимые управления и департаменты.

- Где самые жирные куски? В департаменте ЖКХ?

- Самый крупный распорядитель бюджетных средств – это управление образования, но там 90% идет на зарплату, много не украдешь. А больше всего можно заработать, конечно, в департаменте ЖКХ – там бюджет на сотни миллионов. На втором месте – УКС, там миллионов 150, и в районных администрациях миллионов по 30-40. Многие депутаты стараются дружить с главами администраций – помогают завести туда нужные миллионы и, естественно, получают свой куш.

- Каким образом?

- Опять же – через подряд, депутат часто сам называет фирму-подрядчика.

- Давайте в целом обрисуем схему дерибана бюджета. Депутаты воюют за выделение средств куда? На что?

- Депутаты воюют за выделение средств на ту или иную программу. За программой стоят распорядители средств, потом идут тендеры, и подрядчики, которые их выигрывают.

- То есть «живые» деньги в карманы идут от подрядчиков?

- Да. Откаты идут от подрядчиков. Подрядчик должен всех удовлетворить. И заказчика, и посредника. Если я, депутат, привожу свою фирму, я получаю свой процент.

- А если взять обратную цепочку? Я – владелец фирмы, хочу получить подряд. Иду к начальнику департамента ЖКХ, говорю, что я хороший парень, все понимаю и…

- К руководству управления ЖКХ приходят прежде всего те, кого он уже знает. А те лохи, которые приходят с улицы, их отшивают на этапе тендера, в документах не там запятая – иди гуляй. Или учись, как надо работать с серьезными людьми. Опять же, и в самом департаменте есть специально обученный человек, такой локальный «решала», через которого все проходит. Начальник департамента договаривается только с близкими людьми, с которыми, например, они совместно, заранее создали подрядные фирмы. Эти фирмы будут победителями тендеров. А нередко мэр прямо говорит, что победителем тендера должны быть такая-то фирма.

- Так получается, что главные выгодополучатели не депутаты, а распорядители средств?

- Почему? Бюджет-то распределяют депутаты. Конечно, они работают в связке с начальниками управлений. Когда депутат сражается за направление средств в нужное ему русло, он уже знает, как это русло в конечном итоге, повернет в его сторону. Может, не русло, но хороший ручей от него. Вы можете сами проследить, какие депутаты отстаивают какие программы, проекты. Чем масштабнее проект, тем рьянее депутат (или группа депутатов, фракция) за него борется, тем больше ему достанется.

- А мэр?

- Можете не сомневаться, во всех больших проектах есть мэр – в теме и в деле. Он может не предлагать своих подрядчиков, но он говорит: в этом проекте – мои 10%.

«Депутатские» мелочи

- А какие еще способы депутатских заработков существуют?

- Много. Например, лоббирование.

- Лоббирование чего?

- Чего угодно. От интересов собственного бизнеса до назначений на те или иные должности. При этом следует понимать, что назначение на должности — вопрос не простой, стратегический, можно сказать вопрос. Так, например, руководители ключевых департаментов, главы районов — это, как правило, люди мэра, лично ему преданные и ему подчиняющиеся. Иначе и быть не может — ведь «освоение» бюджетных средств — все эти откаты, «благодарности» и т. д. идут именно через них. Бывает, конечно, что какому-нибудь нардепу удается «продавить» своего кандидата, как это было, например, в случае с главой администрации Центрального района Березой — но это, скорее, исключение, чем правило.

- Как известно, каждому депутату из бюджета выделяется определенная сумма на выполнение поручений избирателей, так называемые «депутатские». Что-то из этих денег может прилипнуть к рукам депутата?

- Может, но это мелочи.

- Сколько выделяется в год каждому депутату?

- По-разному. В прошлом году – 300 тысяч гривен. И в позапрошлом так же.

- А в этом году?

- Нисколько. Все ушло на борьбу с коронавирусом.

- Хоть это и мелочь, но какая схема? Сколько из этих денег может попасть в личный карман?

- Тут все зависит от личности депутата. Многие вкладывают эти деньги полностью в свой имидж, в свое политическое будущее, то есть в какие-то дела в своем округе. Отдают на медицину или разбивают эту сумму на части, по тысяче-две, чтобы помочь наибольшему количеству малоимущих, – это активные избиратели, на следующих выборах вспомнят. Это копейки, на этом серьезный депутат мелочиться не будет. Хотя есть и такие, кто думают, как из этой суммы максимально наварить.

- Ну сколько может попасть в карман?

- Процентов двадцать – легко.

- Если это 300 тысяч, то 60 тысяч гривен можно положить в собственный кошелек?

- Где-то так. Думаю, можно и больше, но пятую часть – без проблем.

- Какие еще формы заработка есть у депутатов? Даже если это мелочь, все ведь относительно?

- Способов заработать по мелочам много.

- Например?

- Например, выделение денег из бюджета в порядке помощи ОСМД.

- Как это происходит?

- ОСМД напрямую денег не получают, они приносят заявку в департамент ЖКХ, приносят смету. Например, им нужно сделать ремонт подъезда. Депутат от этого округа (или тот, кто по своей инициативе курирует эту сферу) спрашивает: сколько вам нужно? Они говорят: 200 тысяч. Ему говорят «хорошо» - и составляют смету на 300 тысяч.

- А как эти лишние 100 тысяч он потом получит?

- Опять же через подрядчика.

- Какие еще есть возможности у депутата заработать «свежую копейку»?

- Например, те же злополучные будки, аренда, продление аренды.

- Но вопрос с будками вроде бы решается на исполкоме…

- Это когда речь идет о получении сервитута. А есть другой вопрос – выделение земли под обслуживание объекта, и здесь уже сессия решает, кому, тут депутатские заботы.

Коммунальная собственность уже не греет

- Вы говорили, что на коммунальном имуществе депутаты уже не зарабатывают, потому что она уже не продается. А раньше зарабатывали?

- Конечно.

- Каким образом?

- Все предельно просто: коммунальное имущество продается по цене, намного ниже рыночной, по балансовой стоимости. Продается своим людям, они тут же его перепродают уже по рыночной стоимости или сдают в аренду. Но почти вся коммунальная собственность ушла в частные руки еще при Чайке. Для депутатов и чиновников, которые этим занимались, это было золотое время. После Чайки что-то еще подчищали. Но сейчас продажи нет, поэтому депутаты сейчас на этом ничего не имеют. Кому дать аренду, кому не дать – сейчас все решается непосредственно в управлении коммунального имущества. Там есть лазейка в законе, и они обходятся без депутатов, сами проводят тендеры, где выигрывают, как всегда, свои.

- Но разве депутаты не могут заставить чиновников подвинуться, чтобы тоже погреть руки на распределения аренды? Они же избранники народа, хозяева всего, что есть в городе!

- Вы забыли, кому подчинены чиновники, – непосредственно мэру. А он еще больший избранник народа, и если депутат позволит себе лишний наезд на чиновника, то мэр может наехать на депутата. Вообще, существует негласное распределение: вот это мэрский бизнес, а это – депутатский. Четкого разделения нет, но в начале каждой каденции идут торги между мэром и лидерами влиятельных фракций, распределяются сферы влияния, договариваются, кому какие источники поступлений будут принадлежать.

- От чего зависит такое распределение, результаты этого торга?

- От многих факторов. И от количества депутатов во фракции, и, конечно, от личностных качеств как мэра, так и депутатских лидеров, кто больше покажет свою силу. В общем – как на улице: кто сильнее, тот больше и получит.

Сколько стоит бесплатная депутатская деятельность

- Есть ли депутаты, которые вообще ничего не зарабатывают?

- Есть, но это единицы. С каждым созывом таких все меньше и меньше.

- Ну сколько в нынешнем созыве?

- Человек пять-шесть – максимум.

- Из 54-х. То есть, около 10 процентов?

- Как считает большинство их же коллег, это лохи.

- А как вы думаете, на осенних выборах в этом году хоть один такой лох пройдет в горсовет?

- Вряд ли. Думаю, для вас не будет откровением те суммы, которые назначают популярные партии за место в проходном списке?

- Какие это суммы?

- Речь идет о десятках тысяч.

- Долларов?

- Именно.

- Хорошие нынче аппетиты. Это же нужно эти деньги отбить, да еще и с прибылью. За пять лет можно?

- Можно. При желании и хорошей хватке можно удвоить и утроить эту сумму.

- Сколько по максимуму зарабатывают нынешние депутаты?

- Если говорить о депутатской «элите», то это может быть от 500 тысяч до миллиона долларов. Но таких, конечно, единицы, по пальцам можно пересчитать. А в среднем, думаю, на порядок меньше. Тысяч 30-40.

- За пять лет?

- Да, за всю каденцию. Есть особо приближенные к лидерам – те имеют порядка десятки в месяц.

- 10 тысяч долларов?

-Да, около того.

- То есть самый верх депутатский – это сотни тысяч долларов, а самый низ?

- Самый низ – это 200-300 долларов в месяц, для самого низа достаточно.

- Тоже неплохо. Ради такого подспорья стоит раз в месяц появиться в горсовете. Все же, с точки зрения заработка, кого больше в горсовете – середнячков?

- С этой точки зрения я бы разделил нынешний депутатский корпус на две основные категории: первая – это те, кто пришел в депутаты, чтобы защитить свой бизнес, защитить и, по возможности, расширить. Есть такие, которые пришли в депутаты, чтобы решить один-единственный земельный вопрос, приватизировать какой-то участок. Они голосуют за другие вопросы, с которых ничего не имеют, но не могут отказать, потому что знают: где-то на подходе их вопрос. И таких немало, кто имеет свой конкретный личный интерес. Например, ты получил право на временные сооружения. Берешь и ставишь на этом месте капитальное строение, с фундаментом и прочее. И лоббируешь этот вопрос, чтобы тебя никто не трогал. Не будь ты депутатом – твое временное сооружение в кавычках просто снесли бы. А так – работай, сколько угодно.

- А вторая категория?

Вторая категория – это те, кто на самом депутатском мандате хочет зарабатывать.

Новые лица – старые схемы

- И напоследок такой вопрос: допустим, на приближающихся выборах изберут в горсовет всех новых депутатов, совершенно новые лица…

- Оно уже видно, какие они новые, кто туда рвется…

- Нет, допустим, все депутаты будут абсолютно новые. Схемы обогащения останутся?

- Останутся. Потому что схемы определяют не депутаты, а чиновники. Всех их не уволишь и не расстреляешь. Допустим, если уж вы так предлагаете, пришли новые депутаты: они полгода-год, а некоторые и всю каденцию, будут ходить как слепые котята по этим коридорам. Чтобы в чем-то разобраться, они поневоле будут заходить в чиновничьи кабинеты. И там учиться, набираться знаний, опыта, в том числе и участия в схемах.

- А как вы считаете, логично было бы посадить их на зарплату? Как в Верховной Раде?

- Да, это было бы правильно. Чтобы профессионально работали, чтобы у них было время учиться, разбираться, копаться в текущих делах, в законах и так далее. Тогда они и меньше зависели бы от чиновников. Тем более, что одна из функций депутата – контрольная.

- Какая была бы для них адекватная зарплата?

- Думаю, на уровне такого города как Николаев, около тысячи долларов. Это не так много, слишком не пошикуешь, но для нормальной жизни достаточно.

- С другой стороны, не поздно ли это? Психологию не так легко переделать, чтобы жить на одну зарплату?

- Это тоже правильно. Если стремление к легкому левому заработку годами впитывалось в депутатскую психологию, то искоренить это очень трудно.

- Трудно или невозможно?

- На сегодняшний день невозможно.

Источник

Автор публикации

не в сети 2 часа

Дмитрий "Дым"

76
27 лет
День рождения: 04 Июля 1995
Комментарии: 122Публикации: 116Регистрация: 25-02-2017
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
РЭНБИ - Россия
Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
*
Ваш день рождения * :
Число, месяц и год:
Отображать дату:
Генерация пароля
/