После бегства американцев из Афганистана одним из первых конец глобального либерального проекта провозгласил стремящийся быть всегда в тренде автор нетленки «Конец истории и последний человек».
Правда, при этом Фрэнсис Фукуяма считает, что это произошло не в 2021 году, а немного раньше в 2008-м и связано не с Афганистаном, а с расколом в самой Америке:
«Жуткие кадры, как отчаявшиеся афганцы безуспешно пытаются улететь из Кабула после падения проамериканского правительства, многим показались поворотным моментом в мировой истории, когда Америка отвернулась от мира. На самом деле конец американской эры наступил гораздо раньше. Причем причины слабости и упадка Америки скорее внутренние, чем внешние… американское общество глубоко расколото и не может найти общий язык ни по одному вопросу.»
Согласимся с автором. Действительно, причины — не внешние, а внутренние. Не талибы победили Америку, но сама Америка нанесла себе сокрушительное поражение.
Есть смысл вспомнить о том, что писал Фрэнсис ранее, в 1989-м и в 1992-м, и что принесло ему всемирную славу идеолога и пророка либерального общества:
«Исчезновение марксизма-ленинизма сначала в Китае, а затем в Советском Союзе будет означать крах его как жизнеспособной идеологии, имеющей всемирно-историческое значение. И хотя где-нибудь в Манагуа, Пхеньяне или Кембридже (штат Массачусетс) еще останутся отдельные правоверные марксисты, тот факт, что ни у одного крупного государства эта идеология не останется на вооружении, окончательно подорвет ее претензии на авангардную роль в истории.»
«Явно всемирный характер современной либеральной революции имеет особое значение, поскольку он является еще одним свидетельством того, что действует фундаментальный процесс, диктующий общую эволюционную закономерность для всех человеческих обществ, – короче говоря, существует некоторая Универсальная История, ведущая в сторону либеральной демократии».
«Видимо, мы становимся свидетелями конца истории как таковой: это означает конечную точку идеологической эволюции человечества и универсализацию западной либеральной демократии как конечной формы человеческого правления. Конечно же, кое-где в третьем мире могут иметь место конфликты, но глобальный конфликт позади… Война идей подошла к концу… Будущее посвящено… решению приземлённых экономических и технических проблем. И всё это будет достаточно скучно».
Однако марксизм (по крайней мере, в Китае) никуда не исчез. Конфликтов, по-прежнему, в мире много и разных, на любой вкус. Скучать не приходится. Конечную точку ставить, видимо, рано.
А вот будущее самой либеральной демократии — под очень большим вопросом.
Правда, американский мыслитель не унывает.
Еще 10 лет назад Фукуяма призывал плюнуть на весь мир, распустить ООН и создать Организацию правильных, то есть демократических, наций.
Сейчас он повторяет тот же самый призыв и рассчитывает на светлое будущее либерального человечества:
«США едва ли вернут себе прежний статус гегемона — и не должны к нему стремиться. На что они могут надеяться, так это на поддержание вместе со странами-единомышленниками мирового порядка, благоприятствующего демократическим ценностям. Удастся ли им это, будет зависеть не от краткосрочных действий в Кабуле, а от восстановления национального самосознания и целеустремленности дома».
И тогда, после восстановления национального американского самосознания, можно будет вернуться и в Афганистан, и в Ирак, и в любые другие места земного шара и поставить, наконец, жирную точку в историческом развитии мировой цивилизации.
Время, конечно, покажет правильность идей о всемирной победе либерализма. Однако, если в Истории и присутствует некий Универсальный закон, — то он гласит, что любая империя рано или поздно заканчивается. Немногим, как Византийской, удается прожить тысячу лет, другим, как «Тысячелетнему Рейху» приходится довольствоваться только дюжиной. Не так много просуществовали, например, империи Александра Македонского и Тамерлана. Американской империи только что исполнилось 76, если считать с момента Хиросимы. Не такой уж и малый возраст.
(с) Сплетница