Nysa 522: почему этот мини-фургон любили в СССР и считали почти своим?

Nysa 522: почему этот мини-фургон любили в СССР и считали почти своим? 4

Публикация в группе: Интересное/невероятное

Страны СЭВ ( страны экономической взаимопомощи ) имели свою автомобильную историю , в целом похожую на общемировую , но с определенными нюансами . Так , нехватка ассортимента среди грузовиков небольшого тоннажа или пикапов привело к созданию целого ряда мини – фургонов. Одним из самых красивых был, пожалуй, польский Nysa 522.

Все началось с решения конструкторского бюро в Варшаве FSO начать разработку и производство небольшого мини – фургона грузоподъемностью до тонны. Сам проект был разработан там же в FSO, а вот производство отдали мебельной фабрике в городе Nysa (Нысе). Видимо по причине отсутствия подходящих мощностей «под рукой», тем более что мебель там выпускалась стальная. Фабрику тут же переименовали в Zakład Samochodów Dostawczych что переводится как «Предприятие Грузовых Машин». В качестве концепции была выбрана полукапотная схема, при которой двигатель машины частично находился снаружи, под капотом, а частично – в салоне машины. Это позволяло увеличить обзор машины, который для небольшого фургона очень важен.

Nysa 522: почему этот мини-фургон любили в СССР и считали почти своим? 5

Фургон построен на простой, а стало быть, надежной, параллельной рамной схеме с лонжеронами. Передняя подвеска независимая, пружинная, сзади разрезной, рессорный мост. А вот силовая установка, двигатель плюс КПП, устанавливались от «Варшавы» – легкового автомобиля, который в свою очередь был переделанной ГАЗ – М – 20 «Победа». Поэтому, когда по договору СЭВ часть автомобилей поступила в СССР, многие шофера узнали в фургоне отечественную «Победу». А некоторые и вовсе предположили, что она выпускается у нас на заводе ГАЗ. Однако не все так просто. Например, двигатель был переработан польскими инженерами с увеличением его мощности с 50 родных «лошадей» до 70. А вот КПП на три передачи сохранилась прежней, и ее числа явно не хватало для фургона, особенно в загородных поездках.

Nysa 522: почему этот мини-фургон любили в СССР и считали почти своим? 6

В целом же мини – фургон получился добротным , надежным , в нескольких вариациях кузова. Так, по просьбе товарищей из ГДР ему увеличили высоту кузова. Такая модель и стала называться Nysa 522, которую в СССР ласково называли «Нюся». Ведь в отличие от советских «Буханок» и «РАФиков» сидеть в «Нюсе» было удобно: большое количество широких окон, включая двусоставное переднее , обеспечивало обзор и освещение в салоне. А удачно измененная советская силовая установка обеспечивала хорошую динамику и управляемость.

Nysa 522: почему этот мини-фургон любили в СССР и считали почти своим? 7

Всего было предусмотренное несколько вариантов исполнения кузова . В самой ПНР «Нюся» работала в скорой помощи , в милиции и армии . Ее часто можно увидеть в польских фильмах тех лет благодаря большой распространенности и приятному внешнему виду. По этим же причинам данная модель успешно продавалась в страны Азии, Африки и Латинской Америки.

Увы , но завод Zakład Samochodów Dostawczych, а стало быть, и «Нюсю» ожидала такая же судьба, что и все остальные аналогичные автомобили (тот же РАФ или ЕрАЗ). После развала СССР какое – то время завод входил в состав FSO, затем его купила корейская Daewoo, а после и вовсе завод закрыли.

(с)

0

Автор публикации

не в сети 1 день

Евгений Киевский

3 809
36 лет
День рождения: 11 Февраля 1985
Комментарии: 5666Публикации: 1972Регистрация: 15-04-2016
РЭНБИ
Добавить комментарий
Войти с помощью: 
Авторизация
*
*
Войти с помощью: 
Регистрация
*
*
*
*
Ваш день рождения * :
Число, месяц и год:
Отображать дату:
Войти с помощью: 
Генерация пароля