#мистика #триллер
«Топи» Глуховского/Мирзоева — всё. Финал мини-сериала о путешествии столичной молодежи в мир замкадной русской хтони завершился так же стремительно, как развивались события в самом его начале.
Мир «Топей», магическо-реалистичные элементы их поэтики Глуховский, как он сам рассказывал, выращивал из глубокого детства, из той поры, когда ездил в глубинку к бабушке на летние каникулы. Такая предыстория — гарант бережного обращения с материалом, который писатель, впрочем, не спешил оправдывать.
«Топи» — жестоки, фантасмагоричны, циничны, несправедливы и равнодушны к тем, кто в них попадает. Они вылечивают рак, но могут и запросто вернуть его (история Дениса), они прочат славу, но взамен требуют репутацию (история Макса), они ставят тебя перед лицом хозяина, от которого ты и бежал (история Эли), а искреннюю веру они могут запросто повернуть против тебя (история Сони). «Топи» — экзотифицированная провинция в руках московских миллениалов, направо и налево плюющихся иностранными словами. «Топи» — то ли реальность, превращенная в видение под действием сливаемых местным заводом в воду химикатов, то ли ни много ни мало прослойка между этим миром и загробным, где правит свой Хозяин, дарующий, но и отнимающий жизнь.
«Топи» неровны, нервны в своем развитии. В них на каждую аллюзию из мира кино и вокруг (Балабанов? «Настоящий детектив»? Привкус тарковщины? Желтый дождевик — «Оно» или немножечко «Тьма»?) приходится еще две. В зыбучем месиве этих наслаивающихся отсылок сюжетная линия местами теряется в угоду красоте их комбинации. Дыры в атмосфере латаются музыкой: гипнотическим голосом и битами АИГЕЛ.
«Топи» не дали почти никаких ответов в финале — доказали только слабость человеческой воли, жестокость судьбы и, кажется, невозможность выбора. Но этого, наверное, и достаточно? Пускай микромир подархангельской деревни законсервирует себя, будет просто потихоньку забирать в себя все вокруг, не отдавая ничего взамен.
Даша Тарасова https://t.me/plasticsinatra