Владимир Горбулин: Обеспечение обороны и безопасности Украины: проблемы и пути их изучения

Публикация в группе: Украина при Зеленском

 Володимир Горбулін: Забезпеченя оборони та безпеки України: проблеми і шляхи їх вивчення

Анализ войн современной эпохи. Тенденции развития вооружения и военной техники (ВВТ) в развитых странах мира. Состояние военно-технического потенциала Украины на современном этапе. Направления дальнейшего развития ВВТ в Украине.

Учитывая сложные реалии сегодняшнего дня практически во всех странах мира, в частности и в Украине, политики, ученые, специалисты в сфере национальной безопасности и обороны обсуждают возможные направления повышения международной и национальной безопасности в военной сфере. Предлагаются различные мероприятия политической, военной, экономической и иной направленности, реализация которых позволила бы предотвратить возникновение новых войн и военных конфликтов или их прекращение с наименьшими потерями людских и материальных ресурсов. Каждая страна выбирает свой путь решения этого сложного вопроса. Должен сделать свой выбор и Украина, которая сегодня является одним из ведущих игроков на политической арене современной Европы в условиях вооруженной агрессии РФ против Украины.

 Володимир Горбулін: Забезпеченя оборони та безпеки України: проблеми і шляхи їх вивчення

Владимир Горбулин

На эту тему: Утраченная армия обретенной державы

Анализ войн современной эпохи

Война является неизменной спутницей истории человечества. До 95% всех известных нам обществ применяли военные действия для разрешения внешних или внутренних конфликтов. По подсчетам ученых, за последние 56 веков произошло около 14 500 войн, в которых погибло более 3,5 млрд человек. Для достижения в войнах наиболее желаемых результатов постоянно совершенствовались средства их ведения, вооружение и военная техника (ВВТ), тактика, стратегия и тому подобное. Анализ характера вооруженной борьбы, особенно последних десятилетий, свидетельствует о резком повышении воздействия ВВТ на ход и результаты военных действий. Можно уверенно утверждать, что ВВТ на сегодня составляют основу боевой мощи вооруженных сил любого государства и является решающим фактором успеха в потенциальной войне или оружий-ном конфликте.

Вооружения должны соответствовать самым современным технологиям, учитывая при этом характер войн современности, который существенно изменился по сравнению даже с недалеким прошлым.

Если до недавнего времени главной целью войны было уничтожение противника путем вооруженной борьбы и захвата его территории с целью использования в своих целях его промышленных, сырьевых и трудовых ресурсов, то современная война может вестись и достигать своих целей и без этого. Все более значимыми становятся экономические, политические, информационные, идеологические, психологические и другие методы ее ведения, однако они являются эффективными лишь в случае, если страна, которая ведет такую войну, имеет достаточный экономический и военный потенциал. Можно утверждать, что основная цель большинства войн современности — максимальное ослабление в «бесконтактный» способ экономического потенциала государства-противника, в какой бы точке земного шара она не находилась.

Характерными особенностями современных войн являются также:

Украина должна учитывать все эти особенности при перестройке национальной безопасности и обороны. Несмотря на то, что Украина провозгласила курс на вступление в евроатлантическую систему коллективной безопасности, пока что она не является ее членом, а потому в деле защиты своей независимости, суверенитета и территориальной целостности должен полагаться на собственные силы обороны основой которых являются ее вооруженные силы (ВС). Чтобы ответить на вопрос: соответствуют ли ВС Украины (ВСУ) современным требованиям, который их качественный уровень, в каких направлениях они должны развиваться, — целесообразно рассмотреть тенденции развития ВС, особенно систем и образцов ВВТ в ведущих странах мира.

Тенденции развития ВВТ в развитых странах мира

Учитывая приведенные выше особенности современных войн, ведущие страны мира постоянно совершенствуют имеющиеся и создают новые системы и образцы ВВТ. При этом общие тенденции их развития объективно не зависят от каждой отдельной страны. Однако каждая из них по-разному учитывают эти общие тенденции в меру своих возможностей и геополитических нужд. Поэтому есть смысл проанализировать тенденции развития средств вооруженной борьбы на общемировом уровне и на уровне ведущих в военном отношении стран мира. Такие тенденции хорошо известны, а следовательно, целесообразно обратить внимание лишь на две из них, которые пока не очень распространены, по крайней мере в Украине, но, по мнению специалистов в военном деле, являются перспективными с точки зрения разработки, серийного производства и применения образцов ВВТ на их основе.

1) Интеллектуализация средств ведения вооруженной борьбы: создание и массовое использование роботов, автономных и дистанционно управляемых систем и образцов ВВТ. Специалисты считают, что применение таких систем может охватывать все сферы: от подводной среды до космического пространства. Диапазон использования роботов в одних только сухопутных войсках очень широкий. Наземные роботизированные аппараты уже по-стовщували в войнах и вооруженных конфликтах последних лет, в частности для преодоления минных препятствий, поиска и обезвреживания мин, ведения боевых действий в сложных и безопасных условиях. Сейчас создаются новейшие наземные боевые дистанционно управляемые машины для действий в городских условиях, а также для выполнения других задач.

Примером интеллектуализации традиционных образцов ВВТ может быть легкосъемная аппаратура, что при необходимости дает возможность превращать штатные боевые машины и авто-мобили на дистанционно управляемые. Американская компания Tracking Point разрабатывает так называемый «умный» прицел для снайперской винтовки, который автоматизирует процесс прицеливания и выстрела и в 5 раз повышает точность первого выстрела по сравнению с традиционным оптическим прицелом.

Другим примером реализации этой тенденции является использование легких и относительно не-дорогих беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) для оперативного получения разведывательной информации и обеспечения связи. В последнее время существенно расширился диапазон применения БПЛА среднего и тяжелого класса, которые в составе беспилотных авиационных или разведывательно-ударных комплексов успешно применяются для решения как традиционных (разведка, РЭБ, ретрансляция связи), так и новых боевых задач. В дальнейшем сфера применения максимально роботизированных и автономных БПЛА в авиации будет расширяться, вытесняя пилотируемые самолеты и вертолеты, а будущее шестое поколение самолетов тактической авиации также будет иметь возможность выполнения полета в беспилотном режиме.

Авиация корабельного базирования также постепенно переходит на использование БПЛА различного назначения. В ВМС уже сейчас применяют роботизированные и дистанционно управляемые надводные и подводные аппараты для поиска и уничтожения морских мин, подводных лодок, проведения поисковых подводных работ. В дальнейшем такие боевые аппараты будут развиваться все интенсивнее.

На сегодня управление большинством автономных беспилотных платформ, как и ранее, осуществляется дистанционно человеком (хотя уровень автоматизации растет), а важные элементы выполнения боевой задачи, такие как обнаружение цели, принятие решения на ее поражение, требуют контроля оператора. Однако в будущем ситуация может измениться, поскольку наука, постоянно совершенствуя искусственный интеллект, даст возможность создавать беспилотные платформы, способные самостоятельно принимать решения относительно их боевого применения.

Следовательно, развитие этой тенденции может привести к полному вытеснению человека из процесса непосредственного ведения боевых действий. Основной аргумент заключается в том, что человек-оператор оказывается самым слабым звеном во многих системах вооружений, ее необходимо слишком долго и дорого учить и трудно защитить в бою. Против машин должны бороться машины.

2) Разработки и применения ВВТ, основанных на нетрадиционных (в том числе нелетальным) принципах действия. По мнению большинства военных аналитиков, в войнах следую-щего поколения широко будут применять средства поражения целей, действие которых основывается на использовании направленных потоков различных форм энергии. Элементы такого оружия имеются уже сейчас, а в целом к такому виду вооружения относится электромагнитная, лазерная, пучкова, плазменная, акустическая, радиологическая, биологическая, химико-технологическая и геофизическая оружие. Ее можно использовать как для поражения, так и для временного выведения из строя различных объектов, в частности космических аппаратов, боевых частей баллистических ракет и тому подобное. Сформированные энергетические потоки в виде лазерных лучей сдать-нет поражать органы зрения личного состава, оптические прицелы, приемные устройства радиоэлектронных средств и головок самонаведения управляемых боеприпасов. Электромагнитные импульсы выводят из строя не только радиоэлектронные средства, но и обычные электрические приборы, что может привести к отказу как системы управления, так и современных образцов ВВТ в целом. Поэтому в связи с все большей насыщенностью современных ВВТ электроникой, микроволновая оружие постепенно занимает все более широкую нишу в арсеналах армий ведущих стран мира.

Отдельную группу оружия составляет так называемая «нелетальна» оружие, направленное на то, чтобы остановить или отвлечь определенные группы противника, минимизируя при этом вероятность человеческих и материальных потерь обеих противоборствующих сторон. Под таким оружием понимают средства воздействия на людей или технику на основе химических, биологических и других принципов. При этом личный состав противника на некоторое время становится небоеспособным, что позволяет контролировать обстановку, поведение людей, управлять ситуацией так, чтобы не доводить дело до использования летальных средств. Возможность (а иногда и целесообразности) применения нелетального оружия обосновывается не только политическими бонусами («гуманность»), но и значительно меньшими затратами, необходимыми для ее создания, производства и применения, а также для восстановления инфраструктуры на территории противника после войны.

Отдельно рассмотрим тенденцию развития ВС ведущих стран мира и их ВВТ, которая в последнее время приобретает все большее распространение, — создание космических (воздушно-космических) сил. На эту тенденцию в Украине предлагается обратить наибольшее внимание.

Первую практическую попытку в этом направлении осуществила Российская Федерация, когда в августе 2015 г. президент РФ В. Путин подписал указ о создании Воздушно-космических сил как нового вида ВС. Согласно принятой в РФ военной доктриной, космос считается важнейшим компонентом ее оборонной стратегии, а создание нового вида ВС продиктовано смещением центра тяжести вооруженной борьбы в воздушно-космической сфере и необходимостью в объединении под единым командованием всех сил и средств, обеспечивающих безопасность РФ в упомянутой сфере.

Следующими стали США. В декабре 2018 г. президент США Д. Трамп подписал указ о создании Командования космическими силами ВС США как «действующего объединенного боевого командования». Космические силы должны обеспечивать выполнение основных стратегических задач: космической ситуационной осведомленности; проведение спутниковых оп-ций в зонах ответственности; управление военно-космическими силами; проведение глобальных военных космических операций на театрах военных действий. Космические силы имеют: поддерживать быстрые или длительные наступательные или оборонительные космические операции, совместные операции (кампании) на театре войны, операции в космическом пространстве; предоставлять космическую поддержку сухопутным, воздух-ным, морским и кибернетическим силам подобное.

В июле 2019 г. желание присоединиться к этой тенденции выразил президент Франции Е. Макрон, заявив, что с целью защиты интересов страны в космосе и расширения ее космических возможностей в сентябре 2019 г. в составе Военно-воздушных сил будет создано Национальное командование космических войск. Предполагается, что новую структуру впоследствии реорганизуют в Воздушно-космические силы. Запланировано также вывод на орбиту группировки разведывательных спутников, спутников связи и электромагнитной разведки. Находясь под надежным контро-лем нового командования, они будут предоставлять информацию для моделирования рельефа местности, составление цифровых карт местности для наведения ракет и беспилотных летательных аппаратов, обеспечение планирования и нанесения ракетно-авиационных ударов.

Приведенные примеры свидетельствуют, что эффективное ведение боевых действий в современных условиях невозможно без привлечения космической компоненты государства. И ведущие страны мира понимают это. Поэтому, на наш взгляд, развертывание орбитальной группировки и создание наземной инфраструктуры будущих космических сил Украины, которые должны стать основой ракетно-космического щита Украины, является обязательным условием эффективного использования имеющихся и перспективных образцов ракетного и других видов вооружения, обеспечение надежной системы военной защиты государства от посягательств любого возможного противника и нанесения ему в случае агрессии невосполнимых потерь.

Состав потенциального ракетно-космического щита Украины, его задачи и оснащение определенными образцами вооружения зависят от угроз национальной безопасности в военной сфере, которые есть сейчас или могут возникнуть в будущем.

Современные угрозы национальной безопасности Украины в военной сфере.

Общие угрозы. Согласно Закону Украины «О национальной безопасности Украины» от 21.06.2018 г., угрозы национальной безопасности Украины и соответствующие приоритеты государственной политики в сфере национальной без-опасности и обороны определяются в Стратегии национальной безопасности Украины, Стратегии военной безопасности Украины, Стратегии кибербезопасности Украины и других документах, которые принимаются Советом национальной безопасности и обороны Украины и утверждаются указами Президента Украины.

В частности, в действующей Стратегии национальной безопасности Украины указано: «Российская угроза имеет долгосрочный характер, другие коренные изменения во внешнем и внутреннем сфере безопасности Украины обуславливают необходимость создания новой системы обеспечения национальной безопасности Украины…».

Угрозы, вызванные вооруженным конфликтом на востоке Украины. Угроза националь-ной безопасности Украины в военной сфере со стороны РФ проявилась на востоке Украины, где с 2014 г. продолжается вооруженный конфликт. Боевые действия разной интенсивности ведутся преимущественно с применением ВВТ сухопутных 2-го и 3-го поколений. Россия, которая, кстати, не признает присутствия на территории Украины своих военных, благодаря «горячей фазе» конфликта на Донбассе выполнила ряд задач по оккупации части нашей территории именно с применением устаревшего и модернизированного советского вооружения и техники. В ходе боевых действий с обеих сторон широко применялось реактивно-артиллерийское вооружение, танки, БМП, БТР, противотанковые ракетные средства, разнообразное стрелковое оружие и большое коли-чество и номенклатура боеприпасов к ним. Однако ход боевых действий на Донбассе показал низкую живучесть, плохую мобильность и несоответствие современным условиям этого ВВТ, что привело к большим его потерям с обеих сторон.

В то же время боевые действия продемонстрировали неудовлетворительное состояние оснащения и подготовки ВСУ. За короткий срок наша страна смогла восстановить боеспособность ВСУ и дать отпор агрессору, освободив большую часть захваченных им территорий на востоке Украины.

Угрозы, вызванные усилением военной мощи РФ

На эту тему: Об истребительной авиации Украины и возможных причинах катастрофы СУ-27УБ

Одной из угроз национальной безопасности Военная доктрина Украины определяет «наращивание РФ вблизи государственной границы Украины группировки войск с мощным ударно-наступательным потенциалом, создание новых, расширение и модернизация имеющихся баз, объектов военной инфраструктуры». Анализ хода событий в этом напрямую свидетельствует о значительном повышении военного потенциала ВС РФ.

В частности, на сегодня в европейской части РФ, непосредственно вблизи границ нашего государства, развернуто четыре русские армии. Они имеют более 84 тыс. личного состава, 1000 танков (Т-72, Т-80, Т-90), более 2800 БМП, БТР и других бронированных машин, 1100 артсистем, 270 противотанковых ракетных комплексов («Штурм-С», «Хризантема-С»), 450 комплексов ПВО («Тунгуска», «Стрела-10», «Оса-АКМ», «Тор», «Бук») и другое вооружение. Предусмотрено их перевооружение на новые ВВТ, в частности самоходные артустановки «Коалиция-СВ-КШ», танки «Армата», БТР Т-15 «Багульник», БМП «Курганец-25» и др.

Происходит существенное увеличение количества артиллерийских подразделений в составе бригад российских сухопутных войск и разворачиваются новые артиллерийские части, которые, в частности, могут использовать ядерные боеприпасы. К 2020 г. планируется передать в войска более 600 новых реактивных систем залпового огня. Продолжается переоснащение ВС РФ более современными средствами поражения, связи, разведки и радиоэлектронной борьбы. В частности, в вооруженных формированиях на оккупированных территориях Донбасса и АР Крым развернуты подразделения РЭБ. Осуществляется усиление их возможностей с разведки и наведения средств поражения в условиях боевых действий с использованием БПЛА, инновационных средств РЭБ и разведки.

В последние 6 лет РФ значительно продвинулась в деле создания новых и модернизации существующих образцов ВВТ. В российских ВС более чем в 12 раз увеличено количество носителей высокоточного оружия большой дальности наземного, морского и воздушного базирования, в 30 раз — высокоточных крылатых ракет. По периметру границы РФ создано сплошное радиолокационное поле системы предупреждения о ракетном нападении на всех стратегических воздушно-космических направлениях и по всем типам траекторий полета баллистических ракет.

На начало 2019 г. общая оснащенность ВС РФ современными образцами ВВТ выросла с 16 до 61% (в СЯС она составляет 82%, в СВ — 48,3%, в ППС — 74%, в ВМФ — 62,3%, в НДС — 63,7%.

Отдельно следует отметить, что признавая невозможность в ближайшей и среднесрочной перспективе достичь паритета в количественном измерении с ВВТ из США, РФ сделала ставку на ракетно-космические технологии. Это касается прежде всего: совершенствование системы контроля космического пространства как особой стратегической компоненты, осуществляющего надзор за космическими объектами, собственными спутниками и спутниками других стран; переоснащение ракетных войск стратегического назначения новыми межконтинентальными ракетными комплексами; вооружение сухопутных войск ракетами средней и меньшей дальности, что были запрещенными недавно расторгнутым Договором о ликвидации ракет средней и меньшей дальности (Договор о РСМД).

По расчетам специалистов, в РФ необходимо еще несколько лет для завершения упомянутого масштабного перевооружения ВС и подготовки соответствующего личного состава. После этого можно ожидать активизацию и усиление военно-политического давления на Украину. В связи с этим, опираясь на анализ хода вооруженного противостояния на Донбассе, выше военно-политическое руководство Украины должно сформировать и внедрить комплекс первоочередных мер для противодействия упомянутому давлению со стороны РФ, который не исключал бы возможность развязывания полномасштабной агрессии против Украины.

Угрозы, вызванные расторжением Договора о РСМД. Значительным событием международного масштаба, что может негативно повлияет на уровень и состояние международной безопасности и создать угрозы национальной безопасности Украины в военной сфере, является прекращение в 2019 г. действия Договора о РСМД. Этот Договор между США и СССР был подписан в 1987 г., а в силу он вступил с 1 июня 1988 г. По этому Договору США и СССР (РФ) не должны иметь, производить, проводить летные испытания и принять на вооружение баллистические и крылатые ракеты средней дальности наземного базирования с дальностью от 1000 до 5500 км, а также баллистические и крылатые ракеты малой дальности наземного базирования с дальностью от 500 до 1000 км. К 1 июня 1991 г. подлежали ликвидации имеющиеся баллистические и крылатые ракеты этих классов. В частности в СССР — ракеты средней дальности СС-20 («Пионер»), СС-4 и СС-5; ракеты малой дальности СС-12 («Темп»), СС-23 («Ока») и крылатые ракеты ССЦ-Х-4 (РК-55); в США — ракеты средней дальности «Першинг», ракеты малой дальности «Першин-1А» и крылатые ракеты БГМ-109Г («Томагавк»). В июле 1991 г. договор был выполнен: в СССР (РФ) было уничтожено 1846 упомянутых ракетных комплексов, США — 846.

Прошло время, и в 2007 г. тогдашний министр обороны РФ С. Иванов назвал подписание договора о РСМД ошибкой. Он аргументировал это тем, что основой ВС РФ являются сухопутные войска. Россия не является морской державой, ее военная мощь не сопоставима с ВМС США по количеству кораблей и их вооружением. На вооружении ВМС США находится 86 кораблей, которые могут осуществлять запуски крылатых ракет, а в РФ их на то время было 9-11 единиц (количество подводных лодок, которые могут запускать баллистические ракеты в США и России тогда была одинаковой — по 18). Поэтому, США не очень нужны были ракетные системы наземного базирования, поскольку они имели возможность осуществлять запуски крылатых ракет «Томагавк» с борта своих крейсеров и эсминцев (на дальность до 2400 км). Кроме того, С. Иванов отмечал тогда, что США в 2002 г. в одностороннем порядке вышли из Договора о противоракетной обороне, а Договор о РСМД не распространялся на другие страны мира, в арсенале которых есть баллистические ра-кеты наземного базирования средней и малой дальности как в обычном, так и в ядерном оснащении: Китай, Индия, Пакистан, Северная Корея, Израиль.

В последние годы камнем преткновения стал российский ракетный комплекс «Искандер-М», способный нести ядерные заряды, который в 2016 г. Россия разместила в Калининградской обл. Это вызвало обеспокоенность в странах НАТО, несмотря на заявления руководства РФ, что указанные ракетные комплексы имеют максимальную дальность не более 500 км и не нарушает условия Договора о РСМД. Однако, по экспертным оценкам западных специалистов, реальная дальность этих ракет составляет более 700 км. Этот шаг со стороны России было названо провокацией. Впоследствии Россия оснастила ОТРК «Искандер-М» новыми крылатыми ракетами 9М729. По данным экспертов США, это сухопутный вариант ракеты ЗМ-14 корабельного ракетного комплекса «Калибр-НК» разработки КБ «Новатор». Этими ракетами 7 октября 2015 г. из акватории Каспийского моря корабли ВМФ России нанесли удары по базам террористов в Сирии (был осуществлен запуск 26 крылатых ракет на дальность более 1500 км). По версии западных экспертов, крылатая ракета 9М729 имеет радиус действия 500-5500 км, что явно нарушало требования Договора о РСМД.

В декабре 2018 г. министры иностранных дел стран НАТО поддержали вывод США о том, что Россия нарушает Договор о РСМД, и призывали ее незамедлительно вернуться до его полного выполнения. Это предложение еще раз прозвучала на заседании Совета «Россия — НАТО» 25 января 2019 г., однако РФ продолжала отрицать свое нарушение упомянутого Договора. В связи с этим 1 февраля 2019 г. США заявили, что в соответствии со статьей XV Договора о РСМД они приостанавливают свои обязательства по его выполнению. Это означало, что США могут прекратить действие Договора в 6-месячный срок от этой даты в случае, если Россия не вернется к его соблюдению.

Кстати, Генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг на Мюнхенской конференции по безопасности 15 февраля 2019 г. отметил, что именно с этой трибуны Мюнхенской конференции по безопасности в 2007 г. президент В. Путин впервые публично высказал свое намерение о выходе России из Договора о РСМД: «Договор, которого придерживается лишь одна сторона, не защищает нас».

Не смотря на эти предупреждения, руководствуясь собственными мотивами, 4 марта 2019 г. В. Путин подписал Указ о выходе РФ из Договора о РСМД, а 30 мая 2019 г. передал в Государственную Думу РФ законопроект «О приостановлении участия России в Договоре о ликвидации ракет средней и меньшей дальности», который 18 июня был принят.

26 июня 2019 г. министры обороны НАТО вновь настоятельно призвали Россию вернуться к соблюдению упомянутого Договора и предоставления возможности его проверки, но эта инициатива осталась без рассказа.

Как считают западные специалисты, Россия планирует создать новые классы ракет средней и малой дальности на базе гиперзвуковой ракеты «Циркон» и ликвидированных по Договору о РСМД мобильных ракетных комплексов РСД-10 «Пионер». Поскольку вся технологическая и конструкторская документация на «Пионер» осталась в России (в Московском институте теплотехники и на Воткинському заводе), для его восстановления не понадобится много времени, но оно будет осуществляться уже на новом технологическом уровне с использованием новой элементной базы, современных ракетных двигателей и систем управления.

В то же время, по мнению российских экспертов, США также уже давно нарушают условия Договора о РСМД, и тайно разрабатывают новые крылатые ракеты, которые подпадают под его действие.

2 августа 2019 г. США официально вышли из Договора о РСМД, а уже 18 августа провели испытания на о. Сан-Николас (штат Калифорния), с запуска новой крылатой ракеты, которая поразила цель на расстоянии 500 км. По мнению российского руководства, сам пуск ракеты не был бы знаменательным событием, если бы не одна деталь — он произошел через две недели после прекращения действия Договора о РСМД. В России считают, что это подтверждает тот факт, что разработка этой ракеты осуществлялось еще во время действия этого Договора, поскольку за 16 дней невозможно создать новую ракету. Россияне подвергают также сомнению заявленную ее дальность в 500 км. Они считают, что реальная дальность ее полета гораздо больше, поясніючи это тем, что США не стали бы создавать новую ракету, если бы не были заинтересованы в размещении ее на своих военных базах в Японии или в Южной Корее с целью возможного их использования в случае войны против объектов, расположенных в Восточной Сибири, на Дальнем Востоке России или на территории Китая. Поэтому в России считают, что разработка этой ракеты началась, возможно, сразу после аннексии Крыма и начала войны на Донбассе и ухудшение отношений Запада с Россией, то есть еще во время действия Договора о РСМД.

Кроме того, тот факт, что еще в 2014 г. Пентагон начал размещать на своих военных базах в Европе пусковые установки системы противоракетной обороны Mk-41, из которых без существенной доработки можно запускать ракеты «Томагавк», способные поражать цели на европейской части РФ, Россия считает также нарушением Договора о РСМД со стороны США.

Итак, можно констатировать, что неважно по чьей вине, России или США, в мире начался новый этап гонки вооружений. При этом к этой гонке активно присоединяются и другие участники, такие как Китай, Индия, Пакистан, Израиль, Иран, Северная Корея и даже те страны, которые таких ракет до сих пор не имели.

Проведен анализ причин и последствий прекращения действия Договора о РСМД позволяет сделать вывод, что это событие является наибольшей угрозой для стран Азии и Европы, в частности для Украины. И хотя руководство России уверяет, что не намерен наносить ракетные удары по Германии, Франции и другим европейским странам, но через 10-15 лет военно-политическая ситуация может быть совсем другой. Можно также предположить, что без Договора о РСМД США развернут ракеты средней и меньшей дальности в Польше, Прибалтике и в некоторых других странах, приближенных к границам РФ. Это будет поворотным вопросом для российской и европейской безопасности, поскольку в таком случае Россия обещает «взять эти страны на прицел». Следовательно, прекращение Договора о РСМД потенциально может создать в недалеком будущем серьезные проблемы как политического, так и военного характера для Европы (и для Украины).

В связи с этим, выше военно-политическое руководство Украины уже сейчас должен просчитывать возможные последствия обострения обстановки вблизи ее границ и искать действенные пути и меры, которые бы позволили в самые ближайшие 4-5 лет значительно повысить ее военный потенциал. Одним из этих возможных мер может быть создание в будущем ракетно-космического щита Украины.

Первым шагом, сделанным руководством Украины в направлении избавления от факторов, сдерживавших развертывание работ по совершенствованию и дальнейшему развитию отдельных элементов ракетно-космических средств и технологий, является выход Украины (постановление КМУ от 21.08.2019 г. № 789) из Соглашения о координации работ по вопросам экспортного контроля сырья, материалов, оборудования, технологий и услуг, которые могут быть использованы для создания оружия массового уничтожения и ракетных средств их доставки, заключенной между странами СНГ 26 июня 1992 г. в Минске. По нашему мнению, это будет способствовать появлению отдельных работ по созданию ракетно-космического щита Украины.

Состояние военно-технического потенциала Украины на современном этапе

Состояние ВВТ Украины. После распада СССР в Украине осталось большое количество образцов ВВТ советской разработки и производства. В 1990-х годах это вооружение можно было считать современным и достаточно эффективным, но его количество намного превышало оборонные потребности Украины. Прошло время. Часть упомянутых образцов ВВТ было уничтожено в соответствии с международными соглашениями, часть — продано другим странам, иногда за бесценок. Остальные вооружений осталась в воинских частях и на базах хранения. В связи с тем, что на потребности ВСУ, в частности на развитие новых и поддержание в надлежащем состоянии имеющихся вооружений, выделялось крайне мало средств, эти образцы ВВТ постепенно выходили из строя, физически и морально устаревали. Последствия ярко проявились в 2014 г., когда на востоке Украины развернулись боевые действия и возникла острая потребность в большом количестве образцов ВВТ. Развитие ситуации подтолкнуло руководство страны к безотлагательному решению проблем по техническому оснащению ВСУ, на что были выделены значительные средства. Однако, для их эффективного использования, в том числе для создания новых образцов оружия, нужен еще соответствующий научный и производственный потенциал — научные учреждения, конструкторские и технологические бюро, предприятия оборонной промышленности.

Состояние и проблемы развития ОПК Украины. Во времена СССР существовала достаточно эффективная система научно-исследовательских и производственных предприятий ОПК Украины, направлена на проектирование и создание образцов ВВТ. Однако ОПК Украины был составной частью ОПК СССР и даже в начале 1990-х годов не обеспечивал замкнутых циклов производства большинства образцов ВВТ. К тому же подавляющее большинство главных разработчиков ВВТ и проектно-техническая документация на образцы остались в России. Поэтому перед предприятиями ОПК Украины остро встал вопрос обеспечения военно-технического сопровождения ВВТ, ее обслуживания, хранения, продления ресурса и тому подобное. В начале 2000-х годов этот вопрос в определенной степени удалось решить. Было отработано систему, которая обеспечивала не только техническое сопровождение существующих образцов ВВТ, но и их углубленную модернизацию и разработку новых образцов.

К сожалению, проведенные в последующие годы системные меры по реформированию ОПК Украины привели к постепенному «вымыванию» его специфических особенностей как отрасли оборонной сферы, нивелировав его до уровня гражданских отраслей промышленности. ОПК Украины за многими своими составляющими потерял способность создавать и серийно производить новейшие образцы ВВТ — по расчетам специалистов, Украина могла произвести по замкнутому циклу не более 5% номенклатуры нужных для ВСУ вооружений. В несколько лучшем состоянии находились предприятия Украины с капитального ремонта вооружений, но и они сталкивались с большими трудностями, связанными в основном с отсутствием необходимых запчастей, в частности российского производства, поскольку отношения с РФ из года в год ухудшались, а официальные отношения по линии военно-технического сотрудничества практически прекратились.

На эту тему: Горбулин: Javelin недостаточно, нужны еще и Patriot

Начало военного противостояния на востоке Украины показал несостоятельность национального ОПК самостоятельно удовлетворить потребности ВСУ за критически важной номенклатуре ВВТ. За отсутствие должной научно-технологической и производственной базы украинские оборонные предприятия не могли производить боевые самолеты и вертолеты, зенит-но-ракетные комплексы, корабельное вооружение, большую часть боеприпасов, артиллерийские системы большого калибра, стрелковое оружие и много чего другого. Таким образом, на первый план вышли задачи по восстановлению и наращивания количества собственных разработок в тех отраслях ОПК, в которых Украина сохранила соответствующий научно-технический потенциал: ракето -, авиа — и бронетанкостроение. В этих отраслях украинские оборонно-промышленные предприятия в сотрудничестве с профильными научно-исследовательскими учреждениями стали разрабатывать отдельные новые и модернизировать имеющиеся ВВТ, а именно:

Направления дальнейшего развития ВВТ в Украине

На основе профессионального анализа состояния дел в сфере технического оснащения ВСУ можно сформулировать несколько выводов.

1) учитывая то, что сейчас на оснащении ВСУ находятся физически и морально устаревшие образцы вооружения советских времен, по-дальнейшее развитие ВВТ должна основываться прежде всего на результатах фундаментальных и прикладных исследований по всему спектру научно-технических направлений. При этом нужно уделить особое внимание созданию нового фундаментального задела, который может стать основой новейших отечественных технологий как специального, так и двойного назначения. Как одно из таких направлений можно рассматривать научное обоснование процесса создания и использования ракетно-космического щита Украины, космическая компонента которого может применяться для решения задач как в оборонной, так и в гражданской сфере.

Сейчас можно привести много примеров, когда имеющийся научный потенциал не используется в оборонной сфере, хотя и хорошо известно, что внедрение инноваций в разработку и производство нового вооружения возможно лишь при условии эффективного взаимодействия науки, заказчиков, разработчиков и производителей ВВТ. Показателен пример привлечения к созданию новых ВВТ научных учреждений НАН Украины. Так, в связи с событиями 2014 года. Академия срочно провела инвентаризацию своих научно-исследовательских работ с целью уточнения, какие учреждения могли бы принять участие и быть полезными в создании инновационных технологий двойного назначения в интересах ОПК Украины. По итогам инвентаризации НАН Украины проинформировала высшее руководство страны о свои возможности и состояние готовности отдельных разработок и предложила предусмотреть, начиная с 2015 г., дополнительное финансирование для организации комплекса работ по проблемам развития ОПК. Однако эти предложения не были учтены. Поэтому НАН Украины по собственной инициативе и без целевого финансирования сформировала целевую научно-техническую программу «Исследования и разработки по проблемам повышения обороноспособности и безопасности государства» за счет сокращения других конкурсных программ Академии и уменьшение фонда заработной платы институтов. По этой программе в 2015-2019 гг учреждениями НАН Украины было выполнено 107 проектов и начато несколько новых.

Впрочем, из-за отсутствия интереса со стороны государства и скудное финансирование научный потенциал НАН Украины имеет тенденцию к ослаблению и со временем может так случиться, что сложные задачи по разработке новейших технологий, нужных для обеспечения обороноспособности государства, выполнять будет некому.

2) Для внедрения научных разработок и доведение их до практического промышленного применения в военных целях нужен также надлежащий промышленно-технологический потенциал. На сегодня украинская оборонная промышленность способна производить для потребностей ВСУ военную продукцию по следующим направлениям:

Есть также много наработок теоретического и практического плана и для начала работ по созданию ракетно-космического щита Украины.

Определение приоритетов развития перспективных видов ВВТ в Украине должно происходить на основе использования требований нормативных документов по вопросам национальной безопасности Украины в военной сфере. Основным посылом при этом должно быть то, что генеральная направленность военной политики Украины лежит в оборонной сфере, в частности в обеспечении гарантированной защиты страны от военных посягательств на независимость и территориальную целостность, для чего необходимо иметь мощные ВС, оснащенные высокоэффективными образцами ВВТ, способными выполнять следующие основные группы задач:

1) постоянный мониторинг и анализ состава ВС вероятного противника и состояния и возможностей его ВВТ;

2) своевременное выявление намерений противника относительно вооруженного конфликта (нападения на Украину);

3) возможность эффективного реагирования на вооруженную агрессию.

Для реализации первой группы задач используют все возможные открытые источники и данные агентурной разведки, второй группы — наземные, подводные, воздушные и космические, размещенные, в том числе, на искусственных спутниках Земли, средства наблюдения и обнаружения местоположения и перемещения объектов военного назначения как углибині территории вероятного противника, так и по-близи границ Украины.

Важным направлением реализации этой задачи может стать углубление двустороннего сотрудничества с США и НАТО в совместном производстве ВВТ, а также развитие в Украине национальной Системы контроля и анализа космической обстановки (СКАКО). После аннексии Крыма было восстановлено благодаря созданию современного Центра контроля космического пространства (ККП), модернизации в г. Мукачево бывшей радиолокационной станции системы предупреждения о ракетном нападении 5Н86 («Днепр»), изготовление и внедрение современной передвижной РЛС ККМ, построенной на основе использования цифровых антенных решеток. В дальнейшем нужно обеспечить интеграцией национальной СКАКО в международную Европейскую систему контроля космического пространства и противоракетной обороны стран НАТО.

Реализация третьей задачи должно осуществляться с применением всех возможных эффективных средств уничтожения живой силы и ВВТ противника в воздухе, воде, под водой и на суше. Одним из приоритетных направлений является внедрение инноваций нового технологического цикла в отдельных сегментах ОПК Украины на базе государственного заказа с замкнутым циклом производства. По имеющимся научно-технологическим и производственным потенциалом, ресурсным возможностям и по соотношению «эффективность-стоимость», оптимальным ответом на эти вызовы является создание оперативно-тактических ракетных комплексов (ОТРК) с использованием современных космических технологий, навигации и разведки целей.

Частично реализацию второго и третьего заданий может быть возложена на ракетно-космический щит Украины (если он будет создан).

На реализацию указанных выше задач и должны быть направлены усилия военной и академической науки в тесном взаимодействии с промышленностью Украины и научными и промышленными учреждениями развитых стран мира. При этом, следует поддерживать в боеспособном состоянии имеющиеся образцы ВВТ, осуществлять мероприятия по повышению их боевых и эксплуатационных возможностей на основе технологий пятого технологического уклада, работать над созданием эффективных новейших образцов ВВТ, с использованием при этом отдельных технологий шестого технологического уклада.

Потенциальные предпосылки создания ракетно-космического щита Украины. В этой связи возникает закономерный вопрос: что происходит в сфере развития новейших технологий, которые могут быть применены для создания новейших видов вооружений в Украине, необходимых для ведения современных войн, в частности, что предлагается в отношении ракетно-космического щита?

Для разработки и серийного производства новейших образцов оружия нужны опытные специалисты (ученые, конструкторы, технологи, работники различных рабочих профессий и др.), технологически совершенная научная и промышленно-производственная база, а также практический опыт создания и серийного производстве нужных видов оружия. По результатам анализа возможности реализации задач по созданию ракетно-космического щита Украины можно утверждать, что на отдельных предприятиях ОПК пока есть нужная инфраструктура и кадровый потенциал.

В сегменте противовоздушной обороны начата разработка зенитного ракетного комплекса средней дальности (ЗРК СД), в котором задействована группа предприятий под руководством ГКБ «Луч»; продолжается модернизация ЗРК С-125 «Печора» (ТОО «Радіонікс» и ОКБ «Луч»); на 2021-2022 гг. запланировано модернизацию ЗРК отдельных модификаций серий С-200 и С-300 и ракет к ним.

В сегменте реактивных систем залпового огня (РСЗО) на ГКБ «Луч» проведена модернизация советской РСЗО «Смерч» из новой управляемой ракетой калибром 300 мм и дальностью полета до 120 км (принятия на вооружение этой системы запланировано на октябрь 2019 г.). Запланирован также до конца этого года начать поставки в ВСУ модернизированной версии РСЗО «Ольха-М» с дальностью действия до 130 км и «Ольха-Р» с кассетной боевой частью. Под руководством КБ «Южное» выполняются работы по созданию новых реактивных снарядов реактивных систем типа «Град» и «Ураган».

В сегменте ракетных комплексов проводятся работы по модернизации имеющихся и создания перспективных образцов вооружения, а именно: модернизация тактического ракетного комплекса «Точка», работы по которой начаты в 2019 г. (КБ «Южное»); осуществляется разработка ОТРК «Сапсан» в рамках создания для інозамовника ОТРК «Гром-2» (КБ «Южное» под председательством ГКА Украины), уже успешно прошли испытания ракетных двигателей, а сам комплекс подготовлен к проведению первых полевых испытаний; в КБ «Южное» осуществляется проектирование оснащение ОТРК «Гром-2» крылатыми ракетами «Коршун-2», которые по своей конструктивной построением является аналогом американской ракеты «Томагавк» и российской «Калибр», но дальность полета КР «Коршун-2» (280-300 км) ограничено необходимостью выполнения Украиной требований Режима контроля за ракетными технологиями.

В сегменте крылатых ракет разработан береговой протикорабельний ракетный комплекс (БПРК) «Нептун» для ВМС Украины, который можно отнесен к образцам вооружения пятого поколения (ГКБ «Луч»). Этот комплекс предназначен для контроля территориальных вод, защиты военно-морских баз, береговых объектов и инфраструктуры побережья, срыва проведения морских десантных операций противника. Комплекс обеспечивает распределение объектов поражения, взятии их на сопровождение и выдачу команд на пуск ракеты. Ракета рассчитана на поражение целей на дальности до 290 км. Вместе с тем, сегодня в ВСУ практически отсутствует морская авиация, в частности нет самолетов дальнего радиолокационного наблюдения типа «Хокай», БПЛА, способных вести радиолокационную разведку в акватории Черного и Азовского морей, собственных разведывательных спутников, что затрудняет использование БПРК «Нептун» в ближайшей перспективе. Также предполагается начало работ по разработке на базе БПРК «Нептун» противокорабельного ракетного комплекса корабельного базирования.

На эту тему: Почему Украина торгует оружием

Что касается сегмента космических средств, то в Украине, кроме разведывательных органов, есть структура, способная обеспечить необходимой информации применение ракетных комплексов различного класса, — Национальный центр управления и испытаний космических средств государственного космического агентства Украины (НЦУИКС). Он имеет необходимые аппаратно-программные средства (наземные станции приема информации с борта спутников дистанционного зондирования Земли (ДЗЗ), станции управления спутниками, центры обработки специальной информации и т. п.), а также подготовленный персонал. НЦУИКС уже сейчас выполняет следующие задачи:

В ближайшей перспективе НЦУИКС планирует запуск перспективных отечественных су-путників ДЗЗ с разрозненностью в 7,8 и 2,5 м. Поэтому сочетание возможностей НЦУИКС с разведывательными органами Украины относительно получения видовых данных ДЗЗ уже сейчас определенной мере сможет обеспечить применение ракетного вооружения в интересах ВСУ.

Необходимость решения вопроса относительно надлежащего финансирования потребностей ВСУ. Следовательно, в учреждениях и на предприятиях украинского ОПК есть возможности для модернизации и ремонта практически всей номенклатуры ВВТ, находящихся на вооружении ВСУ, а также для разработки отдельных новейших образцов ВВТ. Однако в создании и производстве образцов ВВТ для применения в составе ракетно-космического щита Украины применяются более новые технологии, и с этим все гораздо сложнее. Причины тому следующие: 1) технологические возможности украинского ОПК не полностью отвечают потребностям ВСУ; 2) недостаточное внимание в течение многих лет со стороны государства до состояния и развития ОПК и научной базы; 3) неудовлетворительное бюджетное финансирование государственных оборонных программ, которое мешает своевременному реформированию и развитию ОПК Украины в направлении его способности к выпуску образцов ВВТ, нужных для ВС, хотя бы на передовых технологиях четвертого и пятого технологических укладов. Это является главной причиной того, что отечественное производство ВВТ для нужд ВС, других военных формирований и правоохранительных органов Украины до недавнего времени составляло лишь 5-8% от потенциальных возможностей оборонных предприятий.

Для развития же инноваций и их воплощение в конкретные дела нужны инвестиции. Наука, тем более военная – дело не прибыльное, по крайней мере, для частного капитала, который сейчас пытаются активно привлекать для развития технического оснащения ВС Украины. В этих условиях значительную роль в решении вопросов развития науки и воплощения ее достижений в военное дело, особенно – с точки зрения их финансирования, должно играть государство. Ее роль должна быть главной для того, чтобы решить проблему перехода страны и ее ВС к новому технологическому укладу. Без этого надеяться на обеспечение высокого уровня военной безопасности в рыночных условиях достаточно трудно.

Целесообразность и возможные направления перехода в Украине к созданию ВВТ, построенных на технологиях пятого и следующего шестого технологических укладов. Одновременно с усовершенствованием существующих и разработкой новых видов ВВТ, предназначенных для ведения войн в недалеком будущем, следует готовиться к войнам более отдаленного будущего. Предугадать их характер, возможные направления создания новых видов оружия и способы ее применения – до-воли трудно, и, может быть – невозможно. «Успехи» в этом деле имеют только фантасты. Но практика свидетельствует, что довольно часто кое-что из того, о чем пишут фантасты, затем, на протяжении времени, воплощается в жизнь и применяется в практике создания новых видов техники, предназначенной, в том числе, и для применения в военном деле.

На эту тему: Как делили Черноморский флот Украина и Россия: едва не дошло до войны

Переход на другие принципы нанесения противнику поражения возможен только при условии появления технологий, в рамках которых возможна реализация таких принципов. Но требовать «рождения» технологий невозможно. Они появляются только на основе фундаментального изучения материи, пи-знания ее свойств и определения возможности применения этих свойств в сложных технических устройствах, которыми являются современные образцы вооружения.

В некотором степени спрогнозировать на-правления развития отдельных новейших вооружений и способов их применения в войнах отдаленного будущего возможно, если осуществить ретроспективный анализ и выявить взаимосвязь между развитием в прошлом тогдашних технологий, оружия, созданной с их использованием, и способов ее применения.

Данная взаимосвязь нашел свое отражение в теории долгосрочного технико-экономического развития. В этот теории было введено в обіходь понятие «технологический уклад», которым сейчас пользуются ученые в большом количестве стран мира («уклад» означает обустройство, установленный порядок чего-либо). Это понятие играет определенный интерес и для изучения закономерностей развития ВВТ, в том числе – для прогнозирования изменения их поколений. Технологический уклад характеризуется единым техническим уровнем производств, связанных вертикальными и горизонтальными потоками однородных ресурсов, базирующихся на общих ресурсах рабочей силы и общем научно-техническом потенциале.

Всего с 1770-1785 лет и до 2020-2035 годов ученые различают пять технологических укладов (пятый – условно 1980 – 2020-2035 гг.).

Сейчас передовые страны мира вступают в следующий – шестой технологический уклад, ключевым фактором которого ученые видят нанотехнологии, клеточные технологии и методы генной инженерии, возникновение альтернативной энергетики (водородная энергетика, использование энергии ветра, солнца и др).

Пока не полностью определены характер войн и учет армий, которые будут характерны для шестого технологического уклада. Однако, очертание отдельных образцов ВВТ и систем ВВТ с использованием новейших технологий уже начал определяться. Например, к наиболее перспективных направлений использования нанотехнологий, наноматериалов и продукции на их основе для обеспечения обороны и безопасности государства, военные ученые относят следующие:

  1. Конструкционные материалы, которые позволят существенно расширить показатели надежности и эксплуатационный диапазон современных и перспективных образцов ВВТ.

  2. Средства снижения заметности ВВТ рез-ного целевого назначения.

  3. Боевая экипировка военнослужащих, которое существенно повысит защищенность, автономность и эффективность их действий.

  4. Энергетические системы (материалы) для ВВТ, в первую очередь – для боеприпасов различного назначения.

  5. Компактная и энергоэффективная электронная компонентная база военного назначения.

  6. Средства радиационной, химической и био защиты и разведки и тому подобное.

В то же время, следует подчеркнуть, что ни одна передовая военная мысль не способна с высокой достоверностью предсказать характер будущей войны до тех пор, пока не будут созданы новые базовые технологии, изучены их свойства, созданные на их основе, и вы пробувані вооружение, и не будут определены их место и роль в структуре вооруженных сил и на поле боя.

Во многих случаях военные исследователи прогнозируют, что так называемые войны шестого поколения пока что будут носить характер войн с применением оружия, созданной на основе технологий пятого технологического уклада. Но это оружие, которая уже достигла (или достигает) пике (правильнее сказать – пределы) своей возможной эффективности в рамках базовых технологий, которые содержатся в ее основе, с которых практически «сжатое» все возможное. Согласно философского закона «отрицание отрицания» такое вооружение должно быть в ближайшей перспективе заменен новым, созданным на основе технологий шестого технологического уклада. Это, опять же, еще раз подтверждает мысль о том, что первичную роль в развитии армий и теории войн все же играют технологии.

В июне 2018 г. ГК «Укроборонпром» подписал Генеральный договор о партнерстве между НТУУ “КПИ” и ГС “Лига оборонных предприятий Украины” о создании расширенных возможностей по разработке и внедрению инновационных научно-технических идей, передовых конструкторских и технологических решений в сфере разработки и производства вооружения для обеспечения обороноспособности Украины. По мнению специалистов, данные направления содержат отдельные элементы шестого технологического уклада. Однако для их проработки и реализации нужны не только простое желание Украины, но и финансовые вложения с ее стороны, с чем дело пока неудовлетворительная.

Невзгоды и трудности в развитии отечественного ОПК, которые негативно влияют на состояние и качество технического оснащения ВС Украины за счет собственных мощностей и возможностей, объективно подталкивают Украину на путь, которым уже давно пользуются другие государства мира, даже самые состоятельные – решение этого вопроса с использованием взаимовыгодного военно-технического сотрудничества (ВТС). В Украине этот путь известен и она его уже давно использует. Однако, к 2014 г. ВТС развивалось, в основном, со странами-членами СНГ, в первую очередь – из РФ. После событий 2014 года этот путь практически прекратил свое существование, и Украина вынуждена обратить более глубокое внимание в сфере ВТС на страны Запада.

Относительно целесообразности развертывания расширенного ВТС Украины со странами Запада говорилось уже давно, но решительных шагов относительно этого было сделано явно недостаточное. И вот теперь этот вопрос встал на повестку дня с новой силой и большей остротой. Кажется, именно с помощью ВТС Украина может решить вопрос по созданию отдельных элементов этой системы наземного базирования (наземного оружия), а главное – для создания ее космической составляющей в составе группировки из 3-4 искусственных спутников Земли двойного использования (в оборонной и гражданской сферах). При этом, за счет ВТС необходимо будет создать эти спутники (или их отдельные элементы), и вывести их на околоземные орбиты.

Западные специалисты отмечают, что для успешного развития взаимовыгодного ВТС их стран с Украиной, промышленность и законодательство Украины должны быть привлекательными для привлечения иностранных инвестиций в оборонную сферу. Стратегическими показателями оценки при этом, по их мнению, являются: безопасное и защищенное размещение объектов инфраструктуры промышленности; системный анализ существующего состояния оборонной промышленности; мощный научно-исследовательский потенциал; прозрачная система снабжения, стратегия экспортной и рыночной политики; реалистичная офсетная политика. С точки зрения бизнеса влияние имеют стандарты, которые применяются, обоснована методология обучения и моделирования, а также прозрачные процессы закупки, открытые конку-рентные процедуры, условия конкурентных инвестиций.

В заключение целесообразно еще раз подчеркнуть: для реализации взвешенной и эффективной военно-технической и военно-промышленной политик Украины следует уже сейчас обратить плотное внимание на необходимость развития базовых технологий следующего шестого технологического уклада, и на их основе – работать над созданием новейших высокоэффективных образцов ВВТ.

При этом следует принять во внимание такой факт. Исследования свидетельствуют, что в периоды глобальных технологических сдвигов передовым странам трудно сохранить лидерство, так как на волне роста нового технологического уклада вперед вырываются развивающиеся страны, которые имеют наработки в подготовке предпосылок его становления. В отличие от передовых стран, сталкивающихся с кризисом перенакопления капитала в устаревших производствах, у них есть возможность избежать массового обесценивания капитала и сконцентрировать его на прорывных направлениях роста. Исходя из этого, следует считать: у Украины есть шанс. Им надо воспользоваться и его надо не упустить!

Выводы

Проведен анализ состояния, проблем и задач предприятий ОПК Украины, а также осуществляемых ими за последний период разработок позволяет сделать следующие выводы.

  1. В современной геополитической ситуации ВС Украины остаются одним из ключевых инструментов реализации политики и военной политики государства, которая находится в состоянии гибридной войны с Российской Федерацией.

  2. Ситуация, что сложилась и существует в ОПК Украины осложнена критическим состоянием производственно-технологической базы ее оборонных предприятий, большинство которых остались на технологическом уровне изготовления и модернизации ВВТ второго и третьего поколений.

  3. В интересах повышения обороноспособности государства, обеспечения сдерживания и отпора агрессии, необходимо направить существующий научно-производственный потенциал ОПК Украины на исследование и внедрение современных технологий для создания образцов ВВТ следующих поколений, в первую очередь, ракетного вооружения. Сочетание производственно-технологических мощностей таких предприятий, как Киевское ОКБ «Луч», ГКБ «Южное» и Научно-производственное объединение «Южмаш» могут обеспечить существенное повышение уровня обороноспособности Украины и создать необходимые условия для формирования эффективного ракетно-космического щита Украины.

  4. Ракетные программы по созданию БПРК «Нептун», ОТРК «Гром-2», «Сапсан» и РСЗО «Ольха» должны быть отнесены к средне-срочных государственных программ, а не долго-срочных. Главным их преимуществом является то, что они могут быть выполнены предприятиями ОПК Украины в течение 3-5 лет самостоятельно, без привлечения иностранных партнеров. Выполнение этих программ (при условии их надлежащего финансирования) позволит упомянутым предприятиям не только сохранить инфраструктуру и кадровый потенциал, но и осуществить их расширение и технологическое развитие.

  5. Приостановление действия Договора о РСМД, существенные изменения и дальнейшее обострение военно-политической обстановки в Европе ставит на повестку дня вопрос о необходимости пересмотра ограничений, которые были вы-значении для Украины при ее присоединении к Режиму контроля за ракетными технологиями. В частности это касается предоставления Украине возможности осуществлять разработку и производство ракет с дальностью полета до 1000-1500 км, вместо ракет с дальностью полета только до 300 км, что предусмотрено упомянутыми ограничениями. Понятно, что в этом вопросе Украине не обойтись без международной политической поддержки, прежде всего со стороны США.

  6. Существующие в Украине полигоны (Яворивский, Деснянский, Бердянский и другие) не пригодны для проведения полноценных полигонных испытаний ракетных комплексов, даже с дальностью действия 200-500 км, а тем более для комплексов средней и меньшей дальности. В связи с этим, новому руководству Министерства иностранных дел и Министерства обороны Украины нужно будет решать вопрос о возможности проводить испытания на полигонах иностранных государств, например, в странах Северной Африки.

  7. Экономическая ситуация в Украине вероятнее всего не позволит в ближайшее время осуществить запуски собственных спутников Земли. Поэтому необходимо искать пути для вхождения в кооперации с другими государствами для разработки отечественных спутников ДЗЗ или совместного использования спутников. До запуска национальных спутников ДЗЗ стоит продолжать закупку бортового ресурса иностранных коммерческих спутников для удовлетворения потребностей национального сектора безопасности и обороны.

Кроме того, необходимо провести модернизацию и развитие наземной инфраструктуры космической компоненты государства: наземных станции приема, станции управления КА, центров обработки информации и элементов системы контроля и анализа космической обстановки, а также проработать вопрос об их интеграции с системами управления ракетного и другого оружия ВС Украины.

Владимир Горбулин — академик НАН Украины, первый вице-президент НАН Украины;опубликовано журналом «НАУКА И ОБЩЕСТВО» и opk.com.ua

На эту тему:

via

0

Автор публикации

не в сети 44 минуты

Андрей Антонов

1 019
Я в рот еб@в, я воював,
я танки гриз як барбарис!
35 лет
День рождения: 13 Марта 1987
Комментарии: 1058Публикации: 3864Регистрация: 04-08-2014
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
РЭНБИ - Россия
Добавить комментарий
Война в Украине
Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
*
Ваш день рождения * :
Число, месяц и год:
Отображать дату:
Генерация пароля