Морские диверсионные операции Японии и США отличались от операций в Европе

Морские диверсионные операции Японии и США отличались от операций в Европе

Добавлено в закладки: 0

Источник: Версия

Морские диверсионные операции Японии и США отличались от операций в Европе

Созданные в Италии и Великобритании подразделения для проведения морских диверсий и техника, стоящая у них на вооружении, выполнили задачи, которые ставило их морское командование. Англичане даже провели летом 1945 года три успешные операции на Тихом океане. Об этом можно прочитать в первых двух частях «Антологии морских диверсий». Но тихоокеанские державы – Япония и США – ставили другие задачи и использовали другую тактику при проведении морских диверсионных операций.

Об этих операциях, и технике, используемой в них, мы расскажем в этой статье.

В начале ХХ века Япония переживала очень необычный период в своей истории. За несколько десятков лет Страна Восходящего Солнца перешла из феодального строя в капиталистический. Японии стали доступны все современные на то время технологии. Надо сказать, что у Запада японцы взяли только идею применения сверхмалых подводных лодок (СМПЛ) для проведения морских диверсий. Всё остальное – конструкция СМПЛ, тактика их применения, носители – было японское, не имеющее аналогов. В этом смысле интересно то, что, несмотря на активную разработку и строительство СМПЛ, в Японии отсутствовали боевые пловцы. А ведь первая атака боевыми пловцами была проведена ещё в Первую мировую войну. Смотри статью «Антология морских диверсий. «Черный князь». Сейчас объяснить, почему японские адмиралы отказались от этой компоненты морских диверсионных операций и сосредоточились только на строительстве СМПЛ, уже невозможно. В результате такого решения у Японии было самое большое количество СМПЛ в мире(!), но при этом отсутствовали все остальные составляющие, необходимые для комплексного проведения морских диверсионных операций.

СМПЛ тип А. Сразу надо сказать, что обозначения японских СМПЛ буквами латинского алфавита придумана американцами. Но, тем не менее, такое обозначение прижилось, и мы будем его использовать. Над СМПЛ в Японии работали с начала 30-х годов ХХ века. Автором идеи являлся капитан 1 ранга Императорского флота Канэдзи Кисимото. В 1932 году он предложил использовать «большие торпеды с людьми на борту». После окончания Первой мировой войны японские военно-морские атташе развили бурную деятельность по изучению опыта войны на море. С большой степенью вероятности можно предположить, что до японцев дошла информация об успешном применении «Пиявки». Но почему-то информация об управляемой торпеде трансформировалась в Японии в СМПЛ. По идее Кисимото, необходимо было построить большое количество СМПЛ для массированного применения при атаках на военно-морские базы вероятного противника. Расчёт был на то, что какая-то часть СМПЛ прорвется в акваторию базы и сможет выпустить торпеды. Носителями СМПЛ должны были стать специально модернизированные надводные корабли и подводные лодки. Первый вариант проекта был готов к концу 1932 года. СМПЛ получили обозначение «А-Хётек» («Лодки-мишени типа А»). Слово «мишень» упоминалось для сохранения в тайне истинного предназначения СМПЛ. Строительство двух первых лодок завершилось в конце 1933 – начале 1934 годов. По сути, это были два торпедных аппарата, вокруг которых была построена мини-лодка. Лодки-прототипы были испытаны и доработаны. В результате появились вполне боеспособные лодки типа А, которые в Японии назывались «Ко-Хётек». При этом буква «А» в обозначении СМПЛ сохранилась. Водоизмещение этой СМПЛ в подводном положении достигала 47 тонн, длина – около 24 метров. В носовой части лодки располагались два торпедных аппарата. Экипаж СМПЛ тип «А» состоял из двух человек. Императорский флот заказал 50 СМПЛ типа «А». В силу различных причин строительство серии затянулось, и флот смог начать обучение экипажей только весной 1941 года. Тогда на острове Оуразаки была создана так называемая «База-2», где производилась подготовка экипажей для СМПЛ тип «А».

Наиболее известной операцией, в которой принимали участие лодки типа «А» была атака японского флота на Пёрл-Харбор. 7 декабря 1941 года 5 СМПЛ должны были принять участие в атаке на американский флот. Задача СМПЛ состояла в том, чтобы скрытно прорваться в гавань Пёрл-Харбора и атаковать американские корабли торпедами. До Гавайских островов тип «А» доставлялись на специально переоборудованных подводных лодках. Эта часть операции – атака СМПЛ – полностью провалилась. Лодка с номером 18 была обнаружена и потоплена глубинными бомбами. В 1960 году её обнаружили, подняли, отремонтировали и поместили в музей военно-морской академии в городе Этадзима в Японии. Лодка №19 тоже была обнаружена, и её вынудили сдаться. Лодку обследовали американские инженеры, а потом она попала в музей. Сейчас лодка №19 находится в Национальном музее войны на Тихом океане, в городе Фредериксберг, в штате Техас. СМПЛ №20 была обнаружена дозорным эсминцем USS «Ward» DD-139 на подступах к Пёрл-Харбору и потоплена глубинными бомбами. Место затопления лодки обнаружили в 2002 году. Что произошло с лодкой №16, никто не знает. Её нашли с пустыми торпедными аппаратами. Есть версия, что экипаж пустил торпеды по американскому линейному кораблю USS «Oklahoma» BB-37. После атаки лодка попыталась выйти из гавани, но что-то произошло, и экипаж покинул её. Достоверно известно об атаке СМПЛ №22. Она прорвалась в гавань и выпустила торпеды по гидроавиатранспорту USS «Curtiss» AV-4 и эсминцу USS «Monaghan» DD-354. В обоих случаях экипаж лодки промахнулся, торпеды прошли мимо целей и взорвались от удара о береговые сооружения. СМПЛ обнаружили и уничтожили. В дальнейшем обломки лодки №22 были использованы в качестве материала при строительстве одного из молов гавани.

Результаты атаки обескуражили японских адмиралов. Было решено приостановить использования СМПЛ тип «А» до тех пор, пока экипажи не отработают тактику действия по прорыву в гавани. Поэтому следующая атака состоялась только в конце мая 1942 года. Японские адмиралы выбрали целью корабли в бухте австралийского Сиднея.

Воздушная разведка показала, что в гавани Сиднея находились боевые корабли и транспорты Австралии, Великобритании и США. К берегам зеленого континента направились несколько японских подводных лодок с СМПЛ на борту. Атака сопровождалась чередой невероятных событий. СМПЛ №14 была обнаружена, но на неё никто не обратил внимания. Она столкнулась с надводным судном, сдала назад и запуталась в противолодочных сетях! Австралийские патрульные корабли HMAS «Yarroma» и HMAS «Lolita» атаковали запутавшуюся в сетях СМПЛ, но не поразили её! Кончилось всё тем, что экипаж СМПЛ №14 подорвал себя и лодку. СМПЛ №24 была обнаружена и корабли охранения начали её преследование. Несмотря на это, №24 выпустила две торпеды по американскому тяжелому крейсеру USS «Chicago» СА-29, но промахнулись. Обе торпеды попали в берег, но от взрыва одной был поврежден австралийский корабль HMAS «Kuttabul», который затонул. СМПЛ вырвалась из гавани и направилась к точке встречи с лодкой-носителем, но до неё не дошла. СМПЛ №24 пропала без вести. Её нашли на дне в 2006 году. Последняя СМПЛ №21 несмотря на преследования, прорвалась в гавань. Там лодку также продолжали атаковать глубинными бомбами. Экипаж взорвал СМПЛ вместе с собой. Результат атаки был примерно такой же, как и в Пёрл-Харборе.

В третьей атаке японцам сопутствовал некоторый успех. При атаке порта Диего-Суарес на Магадаскаре две СМПЛ атаковали английский линкор HMS «Ramillies» и танкер «British Loyality». Танкер загорелся и затонул, линкор получил повреждения. Обе СМПЛ погибли.

СМПЛ тип В. Из 10 СМПЛ, участвовавших в трех операциях, погибли все 10. Японских адмиралов это не устраивало, и они выдали техническое задание на проектирование новой СМПЛ – тип «В». Фактически это была модернизация типа «А». Последние пять из заказанных лодок типа «А» были достроены в варианте «В». После строительства СМПЛ типа «В», тип «А» использовался только для обучения экипажей.

СМПЛ тип С. Осенью 1943 года японские конструкторы предложили проект новой СМПЛ – тип «С». Японцы называли его «Хэй-Гата». Это был последний проект в эволюции лодок типа «А». Японцы пошли по пути последовательного улучшения конструкции. Если тип «А» был чисто электрическим – электродвигатели работали от аккумуляторной батареи, то тип «В» имел классическую для подводных лодок дизель-электрическую схему, что резко повысило автономность СМПЛ. Но возник ряд проблем конструктивного и технологического характера. Тип «С» характеризовался максимальным упрощением производства. Водоизмещение в подводном положении достигала 49 тонн, глубина погружения – 30 метров. Благодаря танковому дизелю, в надводном положении лодка могла идти со скоростью 20 – 21 узел. Общее количество СМПЛ в серии – 50 единиц. До конца войны было построено 47 СМПЛ типа «С», из них 10 – в учебном варианте. Использовались эти лодки не совсем по назначению. К тому времени война на Тихом океане превратилась в войну за атоллы и острова. Быстроходные надводные транспорты доставляли несколько СМПЛ к определенному атоллу, или архипелагу. Там, СМПЛ организовывали скрытное патрулирование вокруг островов, имея приказ атаковать все приближающиеся цели. То есть, они использовались как обычные подводные лодки. Диверсионные задачи перед ними не ставились. Японцы заявляли о потоплении нескольких боевых кораблей и транспортов, но, вероятно, это не соответствует действительности. Боевая эффективность СМПЛ при обычном патрулировании была крайне низка.

СМПЛ тип D. В начале 1944 года была спроектирована новая СМПЛ тип «D». Японское название тип «Тэй-Гата» и «Корю». Но задачи у этой СМПЛ были уже другие. Война приближалась к самой Японии, и по замыслу японского Генерального штаба сотни таких лодок должны были оборонять японские острова от американского десанта. Тип «D» проектировался «с нуля». Длина лодки составляла 26 метров, подводное водоизмещение достигало 60 тонн. На скорости 8 узлов лодка могла пройти надводным ходом 1 000 морских миль. Экипаж лодки был увеличен до 5 человек. То есть, фактически, и по назначению, и по характеристикам, тип «D» была не диверсионной СМПЛ, а флотской малой подводной лодкой. Головная лодка получила №101. Сколько единиц принимали участие в боях за Японию достоверно, неизвестно, упоминается цифра 115 СМПЛ. Когда война закончилась, американцы увидели на нескольких судостроительных заводах 496 СМПЛ тип «D» в различной степени готовности! СМПЛ тип «D» были хорошим и перспективным оружием, но появилось оно слишком поздно.

Кайтэн. Рассказ о японском диверсионном оружии на море был бы неполным, если не упомянуть о японских морских смертниках-камикадзе. Когда исход войны был уже понятен, и появились летчики смертники – камикадзе, такие же смертники появились и в японском Императорском флоте. Кайтэн – «изменяющий судьбу» — такое общее название имели несколько типов управляемых торпед. В отличие от «Поросенка» и «Колесницы», японский моряк покинуть торпеду не мог и погибал с ней, вне зависимости от того, попала торпеда в корабль, или нет. Эффективность такого оружия была очень невелика. Крупнейшим судном, потопленным смертниками на «Кайтэнах» стал американский военный танкер USS «Mississinewa» AO-59.

В заключение надо сказать, что, несмотря на массовое строительство СМПЛ – Япония имела самое большое их количество в мире во время Второй мировой войны, их эффективность была самой низкой из всех воюющих стран, имеющих на вооружение такого рода оружие, а потери – самыми высокими. Объяснить это можно несколькими причинами. Во-первых, наиболее боеспособные СМПЛ появились только в самом конце войны. Во-вторых, качество подготовки экипажей явно было невысоким. В-третьих, по своему прямому назначению – морские диверсии – японские СМПЛ применялись только три раза. Начиная с 1943 года, СМПЛ использовались фактически как малые подводные лодки военно-морского флота, а это совсем другие задачи…

Американские специалисты узнали о наличии в составе Императорского флота Японии СМПЛ в день нападения на Пёрл-Харбор. Однако, и это удивительно, в ВМФ США не появилось ничего подобного! Первая СМПЛ была принята на вооружение только в 50-е годы. Почему американские адмиралы не захотели развивать этот вид оружия у себя – вопрос к исследователям истории американского флота. Можно только предположить, что они не видели целей для таких кораблей во Второй мировой войне. Америка была далеко, как от Тихоокеанского, так и от Европейского театра военных действий, и планировать атаки таким специфическим оружием на огромных расстояниях, американские адмиралы не захотели. Хотя, возможно, были и другие причины.

Но зато американцы создали новое направление в подводной диверсионной тактике – разминирование боевыми пловцами подводных инженерных заграждений. Боевой пловец–сапер – это их ноу-хау. История американских боевых пловцов начиналась с операции в Северной Африке, продолжилась на просторах Тихого океана — на Маршалловых и Марианских островах, на островах Палау, на Филиппинах, на Иводзиме, Окинаве и Борнео – и закончилась в Нормандии, во время высадки союзников. США во время Второй мировой войны провели много десантных операций с высадкой на хорошо защищенный берег. Перед высадкой необходимо было провести подводную инженерную разведку и разминирование около берега, где часто располагались противодесантные заграждения и специальные мины. Иногда такие заграждения проще было взорвать. Вот этим и занимались боевые пловцы США во время Второй мировой войны. Эти пловцы-разведчики-саперы назывались командами подводных подрывных работ — Underwater Demolition Teams, UDT.

Продолжение следует

0

Опубликовал(а)

не в сети 2 часа

Логинов Антон

Морские диверсионные операции Японии и США отличались от операций в Европе 66
41 год
День рождения: 09 Октября 1978
flagРоссия. Город: Москва
Комментарии: 3Публикации: 14369Регистрация: 10-09-2018
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
РЭНБИ
Добавить комментарий
Войти с помощью: 
Хроники коронавируса COVID-19
Авторизация
*
*
Войти с помощью: 
Регистрация
*
*
*
Ваш день рождения * :
Число, месяц и год:
Отображать дату:
Войти с помощью: 
Генерация пароля