Мужчина потерял телефон с приложением банка и узнал о взятом на своё имя кредите на 1,5 миллиона рублей

Источник: Версия

Мужчина потерял телефон с приложением банка и узнал о взятом на своё имя кредите на 1,5 миллиона рублей

Случаи, когда злоумышленники оформляли на россиян кредиты, используя для этого украденные или утерянные паспорта, довольно распространены. Однако, как показывает практика, сейчас для того, чтобы оказаться «счастливым обладателем» займа, вовсе не обязательно даже терять паспорт – все можно сделать через телефон, на котором установлено онлайн-приложение банка.

Клиент «Альфа-банка» оказался в сложной ситуации: на мужчину оформили кредит, причем произошло это после того, как он потерял смартфон с банковским приложением. Об этом сообщает издание «360», которое пообщалось с пострадавшим.

Потеряв смартфон, его владелец позвонил на него с другого телефона, и человек, ответивший на звонок, пообещал вернуть устройство на следующий день. Тем не менее, история так просто не закончилась. Хозяин телефона решил перестраховаться и посетил отделение банка, чтобы снять средства с кредитной и зарплатной карты. Но выяснилось, что они уже заблокированы: кто-то попытался снять с них деньги, и банк применил стандартную для таких случаев процедуру. Мужчину это обеспокоило, и он обратился в полицию, где по факту пропажи телефона было возбуждено уголовное дело.

Деньги онлайн

На следующий день мужчина выяснил, что неизвестный успел оформить предварительно одобренный кредит на 1,5 миллиона рублей на его имя все в том же Альфа-банке, хотя никаких заявок на его получение ранее оставлено не было. Клиент банка не понимает, каким образом это могло произойти, и законно ли предоставлять кредит на такую сумму без личного отсутствия заемщика. По его словам, кредитный договор был подписан электронной подписью.

Как оказалось, мошенники перенаправили эти деньги на кредитную карту клиента и успели вывести с нее 144,34 тысячи рублей, после чего она и оказалась заблокирована. По словам мужчины, и 1,5 миллиона, и 144 тысячи рублей – неподъемная для него сумма, и вернуть эти деньги у него нет возможности. Банк, тем не менее, считает, что клиент обязан вернуть кредит. Там ссылаются на то, что выдаче кредита предшествовала стандартная проверка безопасности – код, отправленный на номер телефона, для входа в «Альфа-Мобайл». И тот факт, что смартфон находился в руках мошенников, не играет для банка никакой роли – согласно его позиции, действия, совершенные в клиентском приложении, расцениваются как действия самого клиента. Клиент направил претензию в «Альфа-банк» и жалобу в Центробанк, так как считает, что не должен нести ответственность за произошедшее.

Одного смартфона мало

Ситуацию прокомментировали в «Альфа-банке». Там отметили, что для оформления кредита недостаточно одного только доступа к телефону – для того, чтобы воспользоваться приложением, нужно знать номер карты или пин-код. Нередко люди хранят эту информацию в ненадежном месте, что и приводит к утечкам. От потери или кражи телефона никто не застрахован, но, по словам представителей Альфа-банка, мошенники не смогут получить доступ к деньгам, не располагая другой конфиденциальной информацией. К примеру, пользователь может записать пин-код в заметки телефона, и тогда злоумышленник без проблем сможет воспользоваться приложением. Кроме того, они обратили внимание, что в договоре с клиентом имеется важное требование: если телефон утерян, SIM-карту надлежит немедленно заблокировать во избежание утраты денег.

К слову, ранее стало известно о еще одной проблеме, с которой столкнулись некоторые клиенты Альфа-банка: в результате утечки их персональные данные появились в продаже в даркнете.

Сложности возникают и у других банков. Так на минувшей неделе в прессе появилась информация о том, что средства пользователей приложения «Сбербанк Онлайн» оказались в опасности. Как выяснилось, мошенники научились обходить защиту приложения и воровать деньги с кредитных карт. Центробанк проводит проверку по данному факту.

Навязанный кредит

Эксперты отмечают, что кредит не может быть предварительно одобрен клиенту без личного заявления с его стороны. Об этом, в частности, заявил сенатор Сергей Калашников, состоящий в комитете по экономической политике. Он сослался на положение Центробанка, регулирующее процедуру выдачи кредита. Сенатор уверен, что предварительное одобрение кредита может расцениваться как мошенничество в рамках действующего законодательства. По его словам, технологии не стоят на месте, и цифровая подпись зачастую заменяет реальную, но, тем не менее, получение сообщения об одобренном кредите без заявления является поводом для вмешательства правоохранителей.

Предварительное одобрение кредитов практикуется для того, чтобы минимизировать контакты между клиентами и сотрудниками банка и упростить процедуру предоставления займа, но, тем не менее, в данном случае требуется доработать этот момент. Один из вариантов – введение обязательного письменного заявления на предоставление кредита и последующего подтверждения через приложение. Не стоит забывать, что не все смартфоны имеют достаточную степень защиты от злоумышленников, а потерять устройство может каждый. Кроме того, по мнению экспертов, SMS от банка с уведомлением о предварительно одобренном кредите необходимо считать навязанной услугой. В нынешнем законодательстве никаких запретов на этот счет пока нет, поэтому неизвестно, удастся ли пострадавшему клиенту Альфа-банка доказать свою правоту.

0

Автор публикации

не в сети 12 часов

Логинов Антон

123
45 лет
День рождения: 09 Октября 1978
Комментарии: 10Публикации: 19071Регистрация: 10-09-2018
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
РЭНБИ - Europe
Добавить комментарий
Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
Генерация пароля