Немецкие адмиралы опоздали с созданием «Соединения К»

Добавлено в закладки: 0

Источник: Версия

Немецкие адмиралы опоздали с созданием «Соединения К»

Кригсмарине последней включилась в гонку по созданию техники для проведения подводных диверсий. К тому времени все ведущие флоты мира – Италия, Великобритания, Япония, США и СССР в той или иной мере использовали подводные диверсионные операции для решения своих задач. В этой статье мы расскажем о немецких СМПЛ и управляемых торпедах, и об их действиях в войне на море.

Причин начала работ в этом направлении было две. Во-первых, после успехов 10-й флотилии MAS немцы запросили информацию у своих союзников по новому для них оружию. В 1942 году Валерио Боргезе посетил базу боевых пловцов и крайне нелестно отозвался об их морской подготовке. Результатом посещения базы стало соглашение между флотами двух стран о том, что в 10-ю флотилию MAS будут направлять на стажировку немецких боевых пловцов. А во-вторых, после успешной атаки английских СМПЛ типа «Х» на линейный корабль «Тирпиц», в результате которой линкор получил тяжелые повреждения, немцы получили в своё распоряжение две СМПЛ, затопленные около поврежденного линкора, – Х-6 и Х-7. Об этих событиях смотри статьи «Антологии морских диверсий. Чёрный князь» и «Антологии морских диверсий. Джентльмены». К тому моменту Германия активно работала над новыми видами оружия – реактивными самолетами, крылатыми и баллистическими ракетами, вертолетами. Сверхмалые подводные лодки (СМПЛ) и управляемые торпеды идеально вписывались в концепцию нового «чудо-оружия». Судя по всему, перед руководством Кригсмарине была поставлена задача — создать систему проведения морских диверсий, как это сделали у себя итальянцы. В Германии было создано большое количество типов специального оружия. По их количеству страна занимает прочное первое место во Второй мировой войне. В Италии был один тип управляемых торпед, один тип взрывающихся катеров и два типа СМПЛ. В Великобритании – один тип управляемых торпед, один тип подводного носителя боевых пловцов и четыре типа СМПЛ. В Японии – четыре типа СМПЛ и один тип взрывающегося катера. В СССР был один тип СМПЛ, а вместо боевых пловцов – подводные пехотинцы. В США боевые пловцы решали другие задачи – они были пловцами-саперами, СМПЛ и управляемых торпед у них не было. На их вооружении находился один тип взрывающегося катера, который использовался для очистки района высадки с десантных судов от инженерных заграждений. В Германии было восемь типов специальных торпедных катеров для проведения диверсий, один тип взрывающегося катера, четыре типа управляемых торпед, и семь типов СМПЛ! Но добиться работающей системы, как у итальянцев, у немцев не получилось. Причин было две. Во-первых, к моменту формирования и оснащения техникой было уже ясно, что война Германией проиграна. А во-вторых, у немцев не нашлось своего князя Боргезе.

Все диверсионные силы Кригсмарине были объединены в K-Verbände – «Соединение К». Полное название соединения — Kleinkampfverbände der Kriegsmarine — «Малые боевые единицы Военно-морского флота». Командиром «Соединения К» был назначен вице-адмирал Вейхольд, которого впоследствии сменил вице-адмирал Хельмут Хейе.

Специальные торпедные и взрывающиеся катера

«Соединение К» было единственным, которое приняло на вооружение специальные торпедные катера, предназначенные для диверсионных атак военно-морских баз противника. От обычных торпедных катеров они отличались тем, что несли авиационные облегченные торпеды F56 и один-два пулемета. На вооружении «Соединения К» стояли специальные торпедные катера немецкой разработки типов «Hydra» — Гидра, «Seedrache» — Морской дракон, «Wal» — Кит, «Schlitten» — Сани и «Kobra» — Кобра. Кроме того, на вооружении были и три типа итальянских торпедных катеров. Это было связано с тем, что немецкие торпедные катера – шнельботы – были очень удачными боевыми кораблями, но предназначались они для патрулирования и торпедных атак в открытом море. Шнельботы имели достаточно большое водоизмещение и мощное пушечное вооружение. Итальянские же торпедные катера были значительно меньше и вполне подходили для решения специальных задач. «Итальянцы», стоящие на вооружении «Соединения К», были представлены типами M.T.S.M., M.T.S.M.A. и M.T.L. Каких-либо особых успехов специальные торпедные катера в морской войне не добились.

Был на вооружении «Соединения К» и взрывающийся катер «Linse» — «Чечевица». Это был катер длиной от 5,5 до 6 метров, который нёс до 480 кг взрывчатки. По сути это была немецкая копия итальянского катера типа МТМ. В атаку выходили три катера. Два направлялись на цель, и после закрепления руля, рулевой выбрасывался в море. Его подбирал третий катер. Единственное отличие от итальянских катеров состояло в том, что на «Чечевице» были установлены пулемет и аппаратура по постановке дымовой завесы. Но немцы не были бы немцами, если бы не внесли в это примитивное оружие элементы высоких технологий того времени. Они сделали эти катера ещё и радиоуправляемыми! Первые эксперименты по дистанционному управлению проводились в Германии еще в 1913 году. В межвоенный период эта тематика продвинулась настолько, что в состав Кригсмарине был включён корабль-цель «Hessen» – старый эскадренный броненосец, переделанный в радиоуправляемую мишень. Экипаж корабля-цели выводил корабль в район стрельб, после чего пересаживался на эсминец управления, который на большом удалении от «Hessen» управлял маневрами цели. Кстати, эта пара – корабль-цель и эсминец управления – в счёт репараций досталась СССР и была включена в состав Балтийского флота. Аппаратура дистанционного радиоуправления в Германии была. В этой связи наряду с ручным управлением «Чечевицы» могли выходить в атаку и по радиосигналу. Всего было построено, по различным данным, от 1 200 до 1 500 катеров этого типа.

Последним образцом, о котором необходимо упомянуть, был взрывающийся катер «Tornado». Правда, этот проект довести до «металла» не успели – Вторая мировая война завершилась. Суть проекта заключалась в том, что на взрывающийся катер был установлен реактивный двигатель от «Фау-1»! Управление катером осуществлялось с помощью радиокоманд.

Если специальные торпедные катера показали не очень большую эффективность, хотя и у них были победы, то «Чечевицы» стали проблемой для флота союзников. Кроме набеговых операций на базы союзников, «Чечевицы» использовались и при обороне своего побережья.

Управляемые торпеды

История появления управляемых торпед в Германии началась ещё в 1929 году. Тогда руководству Рейхсмарине – так тогда назывался ВМФ Веймарской республики – были представлены итальянские «Пиявки». Именно на них итальянские боевые пловцы осуществили первую и единственную успешную атаку во время Первой мировой войны, в результате которой был потоплен австро-венгерский линейный корабль «Вирибус Унитис». Тогда немцы были вынуждены отказаться от покупки из-за ограничений по Версальскому договору. С 1938 года командованию Кригсмарине поступили на рассмотрение ещё несколько проектов. Все они по разным причинам были отклонены. Время для такого оружия пришло во Вторую мировую войну. Немцы пошли по своему пути. Они разработали свою управляемую торпеду. Вероятно, это было связано с иной схемой атаки. Немецкая конструкция представляла собой две торпеды G7e, закрепленные одна над другой. Верхняя была без боевой части, вместо которой располагался боевой пловец с органами управления. На верхней торпеде был смонтирован пластиковый прозрачный колпак, позволяющий боевому пловцу наблюдать за окружающей обстановкой. При атаке он активировал нижнюю торпеду, которая начинала движение к цели. Итальянская схема была другой. Торпеда была одна, на ней находились два боевых пловца. Когда торпеда подходила к цели, пловцы снимали с неё головную часть и прикрепляли её к днищу корабля.

На вооружении «Соединения К» находились четыре типа управляемых торпед.

«Neger» — Негр. Именно её мы описывали чуть выше. Водоизмещение «Негра» было 2,7 тонн, запас хода составлял 48 морских миль. Было выпущено около 200 единиц.

«Marder» — Куница. Представляла собой усовершенствованный вариант «Негра». Конструкторы увеличили количество балласта. Это позволило «Кунице» погружаться на глубину до 10 метров. Она стала немного больше, что привело к уменьшению запаса подводного хода – 35 морских миль. Было выпущено около 300 «Куниц».

«Hai» — Акула. Продолжение модернизации «Негра» и «Куницы». Имела большую длину, что позволило разместить больше аккумуляторных батарей. Дальность действия составляла 63 морские мили. Был построен только прототип.

Немцы не отказывались и от проверенного итальянского оружия. В «Соединении К» были и управляемые торпеды SLC «Maiale» — Поросёнок.

Управляемые торпеды применялись ВМФ Германии не как диверсионное оружие при атаках на военно-морские базы противника, а при ведении обычной войны на море в Английском канале (пролив Ла-Манш) и в Средиземном море. Их стали использовать с 1944 года, когда исход войны стал уже понятен. Немцы применяли управляемые торпеды при атаке на корабли союзников, используя тактику «волчьих стай». В Английском канале они взаимодействовали с взрывающимися катерами «Чечевица». Всего в результате атак управляемых торпед были потоплены один легкий крейсер, один эсминец и три тральщика. Поврежден один эскортный эсминец. Эффективность применения управляемых торпед была крайне низка. В результате некоторых операций потери в торпедах составляли 100% при отсутствии потопленных и поврежденных кораблей противника.

Сверхмалые подводные лодки

Почти все немецкие СМПЛ в качестве оружия несли две торпеды. Рассмотрим типы немецких СМПЛ.

СМПЛ «Hecht» — Щука. Первый проект немецких СМПЛ, тип XXVIIА. Была вооружена одной торпедой G7е, крепящейся под днищем СМПЛ. «Щука» была чисто электрической лодкой, запас хода составлял 79 морских миль. Экипаж два человека. Конструкция лодки была неудачной, поэтому в боевых действиях не участвовала, использовалась только как учебная.

СМПЛ «Biber» — Бобр. Несла две торпеды G7е, экипаж один человек. Имела классическую дизель-электрическую силовую установку, только вместо дизеля стоял бензиновый двигатель «Опель». Водоизмещение «Бобра» составляло 7 тонн. Эта лодка могла транспортироваться на грузовых автомобилях. Было построено 324 СМПЛ. Боевое применение «Бобров» успеха не принесло. Только один раз «Бобр» потопил транспорт «Alan A. Dale», при этом во время войны погибли 113 СМПЛ данного типа.

«Бобры» были единственными СМПЛ, которых хотели использовать в диверсионных операциях. 1 января 1945 года командующий Кригсмарине адмирал Денниц распорядился провести операцию «Цезарь». Цель операции – атака СМПЛ «Бобр» советских кораблей на рейде поселка Ваенга – будущей Главной базы Северного флота Североморск. Для выполнения были назначены 6 СМПЛ типа «Biber». До места операции их вели на буксире три лодки тип VII. Во время транспортировки все 6 СМПЛ вышли из строя. 12 января 20 СМПЛ должны были атаковать мост на реке Ваал в Нидерландах. К тому времени он был захвачен союзниками. И эта атака сорвалась. Последней операцией стал план атаки любого транспорта в Суэцком канале с целью прервать его работу. СМПЛ к месту диверсии должна была доставить летающая лодка BV-222 «Викинг». Операция была отменена.

СМПЛ «Molch» – Тритон или Саламандра. Несла две торпеды G7е, экипаж один человек. Была чисто электрической подводной лодкой, дальность плавания – 40 морских миль. В подводном положении водоизмещение СМПЛ составляло 11 тонн. Могла применяться только в прибрежных районах. Всего было построено 393 СМПЛ этого типа. Использовалась в основном как учебная лодка. Несколько СМПЛ сохранились в качестве экспоната в музеях.

СМПЛ «Seehund» — Тюлень, тип XXVIIB. Самая лучшая и удачная СМПЛ Кригсмарине. Она проектировалась «с нуля», без использования предыдущих разработок. Экипаж два человека. Вооружение две торпеды G7е. «Тюлень» был классической дизель-электрической подводной лодкой. Дальность плавания — 300 морских миль, подводная дальность — 63 морские мили, глубина погружения — 50 метров. Подводное водоизмещение — 15 тонн. Во время боевой работы «Тюлени» погружались на 75 метров. Всего было построено 285 СМПЛ. «Тюленям» присвоили серийные номера от U-5501 до U-6442. Надо учитывать, что номера присваивались не подряд. Первой жертвой «Тюленей» стал в феврале 1945 года британский транспорт «Great Yarmouth». За четыре последних месяца войны «Тюлени» выполнили 142 выхода в море, в ходе которых было потоплено девять боевых кораблей и восемь транспортных судов общим водоизмещением около 90 тыс. тонн. Еще три судна получили различные повреждения. Потери составили 33 СМПЛ. После войны несколько «Тюленей» оказались в СССР. Одна из СМПЛ была включена в состав Балтийского флота и проходила испытания в Финском заливе. До наших дней дожили 6 «Тюленей». По одной СМПЛ находятся в музеях Франции и США, 4 – в музеях Германии.

Опытные СМПЛ. До окончания Второй мировой войны в Германии успели создать еще три типа СМПЛ, хотя построить успели только единичные экземпляры для испытаний. На вооружение их принять не успели. Это СМПЛ «Delphin» — Дельфин, СМПЛ «Schwertwal» — Касатка, СМПЛ «Seeteufel» — Морской Чёрт. Последняя лодка была уникальной. Это была лодка-амфибия с гусеницами. Дизель-электрическая силовая установка могла работать на гребной винт или на гусеницы.

Подводя итоги боевых действий «Соединения К», можно сказать следующее. Руководство Кригсмарине очень поздно приняло решение о его создании. Когда техника стала поступать на вооружение, адмиралам было уже не до планирования диверсионных операций. В этой связи управляемые торпеды и СМПЛ стали использовать при ведении обычной морской войны. А условия морского боя отличаются от проведения диверсионной операции. И хотя некоторые типы оружия были удачными, сделать было уже ничего нельзя.

Продолжение следует

0

Опубликовал(а)

Немецкие адмиралы опоздали с созданием «Соединения К» 66
41 год
День рождения: 09 Октября 1978
flagРоссия. Город: Москва
Комментарии: 3Публикации: 14440Регистрация: 10-09-2018
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
РЭНБИ
Добавить комментарий
Войти с помощью: 
Хроники коронавируса COVID-19
Авторизация
*
*
Войти с помощью: 
Регистрация
*
*
*
Ваш день рождения * :
Число, месяц и год:
Отображать дату:
Войти с помощью: 
Генерация пароля