По репарации СССР получил от Германии не только технику, но и идеи конструкторов

По репарации СССР получил от Германии не только технику, но и идеи конструкторов

Добавлено в закладки: 0

Источник: Версия

По репарации СССР получил от Германии не только технику, но и идеи конструкторов

После окончания Второй мировой войны руководители держав-победителей приняли решение о демилитаризации Германии. Серийную бронетанковую и авиационную технику утилизировали, отправляя на переплавку. С боевыми кораблями было несколько сложнее. Союзники использовали немецкие трофейные корабли в основном как мишени – например, в испытаниях американской атомной бомбы у атолла Бикини, или отправляли на слом.

В строю оставались очень немногие корабли Кригсмарине. Советский Союз, потеряв значительную часть флота, эксплуатировал трофейные корабли еще лет десять – пятнадцать. Но кроме трофеев классических, были и другие. Дело в том, что во время Второй мировой войны Германия совершила огромный технологический рывок в новых для того времени, видах оружия. Всё то, что находится сейчас в арсеналах армий всех стан, было впервые создано в фашистской Германии в конце 30-х – первой половине 40-х годов. Баллистические, крылатые, зенитные ракеты, противотанковые гранатометы, управляемые планирующие авиабомбы, реактивная авиация и многое другое впервые в истории было создано в Германии. «Сумрачный тевтонский гений» служил обороне СССР многие годы. Об использовании этих разработок в Советском Союзе мы расскажем в этой статье.

Ракетное оружие

Широко известна история, как советская военная миссия во главе с будущим Генеральным конструктором космической техники Сергеем Павловичем Королевым искала в поверженной Германии образцы и документацию ракетного оружия Рейха. Тогда американцы оказались удачливее. Конструктор всего немецкого ракетного оружия Вернер фон Браун вместе с ближайшими заместителями, документацией и готовыми ракетами сдался американцам. Комиссии Королева достались несколько образцов ракет, часть документации, и некоторое количество инженеров-разработчиков, в основном, среднего звена. Это была та стартовая позиция, с которой началась ракетная гонка с США.

Первые шаги наших конструкторов были предсказуемы. Они испытали те немецкие образцы, которые удалось получить. По ракетной тематике немцы работали в трех направлениях. Были созданы и успешно применялись против Великобритании баллистические ракеты «Фау-2» (V-2, А-4), крылатые ракеты – по терминологии 40-х годов самолеты-снаряды — «Фау-1» (V-1). На стадии испытаний находились несколько типов зенитных ракет.

С баллистическими ракетами все было относительно просто. Найденные комиссией Королева документы и образцы техники позволили создать копию «Фау-2». В СССР она называлась баллистическая ракета Р-1. В 1946 году была сформирована первая в Советском Союзе ракетная часть, созданная для её испытания бригада особого назначения. Она стала первой частью будущих РВСН.. В 1950 году Р-1 была принята на вооружение.

С крылатыми ракетами было несколько сложнее. В СССР и США с трофеем поступили по-разному. Американцы скопировали «Фау-1» и под названием «Loon» установили на несколько дизель-электрических подводных лодках. Система показала себя не очень надёжной, и через несколько лет эксплуатации, ракеты с лодок демонтировали. Но в Америке не отказались от идеи крылатых ракет. Следующая ракета, уже американской разработки, «Регулус» была принята на вооружение американского флота. В Советском Союзе не стали копировать «Фау-1», а использовали немецкую ракету как основу для своих разработок. Была создана опытовая крылатая ракета 10Х, которая в отличие от «Фау-1» могла стартовать не только с наземной установки, но и с самолета и корабля.

Результат оказался такой же, как и у американцев. Военное руководство не устроили технические данные ракеты. Так же как и в США, было принято решение делать свою оригинальную крылатую ракету, только не для подводных лодок, а авиационного базирования. Для разработки ракеты, получившей название КС-1 «Комета» было создано Специальное бюро-1 — СБ-1, ставшее в 1950 году КБ-1, впоследствии знаменитое НПО «Алмаз», создавшее все зенитно-ракетные комплексы для ПВО страны — от С-25 до С-500. Главным инженером КБ-1 был назначен сын Лаврентия Берии Серго. Оценка Берии вполне однозначна, но его сын Серго был талантливым инженером. После расстрела его отца, Серго отстранили от работы над «Кометой», и отправили в Киев, где он работал и жил до самой смерти. В проектировании «Кометы» пошли нестандартным путем, который, тем не менее, привел к успеху.

Обычно систему управления адаптируют к имеющейся ракете. В случае с КС-1 было наоборот. Готовая система управления была основой, вокруг которой проектировалась ракета. Для экономии времени реализовали простую идею. Взяли реактивный истребитель МиГ-15, уменьшили его в размерах, на месте пушек и кабины пилота установили систему управления ракетой и боевую часть. Так появилась первая в Советском Союзе противокорабельная ракета авиационного базирования. На вооружение КС-1 «Комета» был принят в 1955 году. Первоначально носителем КС-1 были бомбардировщики Ту-4. Впоследствии носителем этой ракеты стал Ту-16КС, модификация Ту-16. Бомбардировщик стал морским ракетоносцем. Ракета получилась очень удачной, на её базе сделали модификацию для береговой обороны. Подвижной береговой ракетный комплекс С-2 «Сопка» был принят на вооружение береговых ракетно-артиллерийских войск ВМФ СССР в 1958 году. Комплексом С-2 было укомплектовано шесть полков в береговой обороне ВМФ.

Комплекс побывал на Кубе во время Карибского кризиса, и воевал во время арабо-израильских войн. На его базе, с использованием той же ракеты «Комета» был создан стационарный подземный ракетный комплекс С-2 «Стрела». На вооружении советского ВМФ было два полка с комплексом «Стрела». Один располагался в Крыму, на мысе Айя, и прикрывал подходы к Севастополю, второй был на острове Кильдин. Он прикрывал вход в Кольский залив.

В Германии велись разработки нескольких зенитно-ракетных комплексов с ракетами «Вассерфаль», «Рейнтохтер» и «Шметтерлинг». Эти зенитные комплексы были в своем роде уникальны. Во всех приборах управления зенитным артиллерийским огнем того периода были вычислители, или счётно-решающие устройства. Они назывались ПУАЗО – приборы управления артиллерийским зенитным огнем. Это были механические вычислительные приборы. Полученные данных для стрельбы были результатом взаимной работы высокоточных шестеренок, кулачков, червячных передач и т.д. Наведение стволов артиллерийских орудий в нужную точку ПУАЗО обеспечивали. Но немецкие конструктора умудрились создать механические вычислители для зенитного ракетного комплекса! Можно смело сказать, что ни до, ни после, никто в мире подобное решение не применял. На базе этих ракет были разработаны опытовые ракеты Р-101, Р-102 и Р-112. В серию они не пошли. Первой советской зенитной системой стала С-25 шифр «Беркут». Она предназначалась для прикрытия Москвы от массированного удара. Система была разработана в КБ-1 – будущим НПО «Алмаз».

Завершая рассказ о создании первого ракетного оружия в СССР надо сказать, что во всех работах принимали участие немецкие специалисты. Их помощь не была решающей, но во многих вопросах они помогли советским инженерам. Это были не пленные. Немецких специалистов вместе с семьями привезли из ГДР, они жили в хороших, по меркам конца 40-х годов, условиях, получали зарплату. После окончания работ они вернулись в ГДР. На территории нынешней Абхазии, недалеко от Сухума, есть село Бабушара. До развала СССР рядом с селом располагался пансионат НПО «Алмаз». Ничего особенного — несколько десятков коттеджей, столовая и дом культуры. До того, как стать пансионатом, в нем жили и работали немецкие инженеры, помогавшие в создание систем КС-1 «Комета» и С-25 «Беркут».

Военная авиация

В авиации влияние немецкой конструкторской мысли было скромнее. В отличие от союзников, некоторые типы немецких самолетов служили в СССР после войны. Так, немецкие поплавковые разведывательные самолеты «Арадо» Ar-196 до конца 50-х годов использовались для воздушного патрулирования морских границ на Балтийском и Чёрном море. Большие споры вызвал вопрос о целесообразности производства в СССР реактивного истребителя Ме-262. Полная документация и специалисты были в Чехословакии. После обсуждения было принято решение о строительстве своих машин. В Чехословакии же продолжили выпуск «Мессершмитов» для своей армии под обозначением S-92.

Из авиационных трофеев, в СССР запустили в серию турбореактивные двигатели Jumo-004 и BMW-003 под обозначениями РД-10 и РД-20 соответственно. Эти двигатели стояли на первых советских реактивных истребителях Як-15 и МиГ-9.

Бригада немецких конструкторов во главе с Брунольфом Бааде, ранее трудившимся в фирме «Юнкерс», разработало и построило двухдвигательный реактивный бомбардировщик «150». Первый полет самолет совершил в 1952 году. В серию он не пошел, выбор военных пал на Ил-28. После возвращения в ГДР, Бааде разработал единственный восточногерманский пассажирский самолет «Бааде-152».

Отдельно следует сказать о немецких телеуправляемых планирующих авиационных бомбах. Все советские авиабомбы этого класса пошли от немецких образцов, доставшихся нам как трофеи. Изучение немецких радиолокационных станций ПВО дальнего обнаружения «Фрейя» и «Манмут», РЛС обнаружения и целеуказания «Большой Вюрцбург» и станции орудийной наводки «Малый Вюрцбург» позволили решить ряд конструктивных вопросов при проектировании послевоенных советских РЛС.

Военно-морской флот

Кроме кораблей. доставшихся СССР по репарации, и введенных в состав советского флота, СССР достались на территории ГДР большое количество недостроенных лодок. Для достройки самого современных лодок серии XXI, был разработан проект 614. Суть его была в достройке лодок серии XXI, и насыщением его советским и немецким оборудованием. Всего по этому проекту было достроено четыре подводные лодки Б-27, Б-28, Б-29 и Б-30. Лодки серии XXI были самыми совершенными лодками Кригсмарине, и опыт немецких конструкторов пригодился. На основе проекта 614 были спроектированы и серийно строились большие подводные лодки проекта 611 и средние проекта 613. Последних было построено рекордное количество – 215 единиц! Они стали основой советского подводного флота.

С использованием немецкой документации и комплектующих узлов была построена опытовая подводная лодка проекта 617 С-99, оснащенная парогазовой энергоустановкой — двигателем Вальтера. Лодка показала подводную скорость в 20 узлов, но проект не получил развития, так как на подходе были атомные силовые установки для подводных лодок.

В СССР в 1950 году была принята на вооружение самонаводящаяся электрическая торпеда САЭТ-50. В качестве прототипа использовалась немецкая торпеда Т-5. В 1957 году с участием немецких специалистов была создана, прошла испытания и принята на вооружение торпеда «53-57».

В 1952 году в Горьковской области был введен в эксплуатацию трофейный сверхдлинноволновый передатчик большой мощности «Голиаф». Он предназначался для связи с подводными лодками, находящимися в боевых походах. В дальнейшем, идеи, заложенные в этом передатчике, были реализованы в советских системах дальней связи.

0

Автор публикации

не в сети 2 часа

Логинов Антон

По репарации СССР получил от Германии не только технику, но и идеи конструкторов 70
flagРоссия. Город: Москва
41 год
День рождения: 09 Октября 1978
Комментарии: 3Публикации: 15160Регистрация: 10-09-2018
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
РЭНБИ
Добавить комментарий
Войти с помощью: 
Хроники коронавируса COVID-19
Авторизация
*
*
Войти с помощью: 
Регистрация
*
*
*
Ваш день рождения * :
Число, месяц и год:
Отображать дату:
Войти с помощью: 
Генерация пароля