Почему «Аэрофлот» не берет ответственность за смерть своего пилота Дамира Ахметова

Добавлено в закладки: 0

Источник: Версия

Почему «Аэрофлот» не берет ответственность за смерть своего пилота Дамира Ахметова

В ноябре 2019 года во время рейса «Аэрофлота» «Москва-Анапа» скончался 49-летний второй пилот Дамир Ахметов. Вынужденную посадку в Ростове-на-Дону самолет совершал около получаса, и, в надежде спасти жизнь товарищу, коллеги вынесли его из кабины пилотов в салон, чтобы дать возможность медикам среди пассажиров, если такие найдутся, оказать первую помощь.

Место имеет значение

К сожалению, спасти пилота не удалось: после приземления врачи аэропорта пытались его реанимировать, но мужчина умер от инфаркта. В том, что Дамир Ахметов умер не на рабочем месте, за штурвалом, а в закабинном пространстве, юристы «Аэрофлота» увидели возможность не считать смерть несчастным случаем на производстве, и, соответственно, отказать вдове и двоим детям в выплате положенной компенсации, закрепленной в коллективном договоре, в размере 24,5 миллионов рублей.

21 июля 2020 года состоится очередное судебное заседание (дело № 2-1518/2020 ~ М-1142/2020) Кировского районного суда Омска, где вдова умершего требует от «Аэрофлота» восстановления справедливости. Профессиональное сообщество заняло её сторону. 480 человек, среди которых командиры воздушных судов, вторые пилоты, штурманы, летчики-испытатели, бортпроводники, написали письмо генеральному директору национального перевозчика Виталию Савельеву. В обращении они потребовали выплаты семье Дамира Ахметова предусмотренной коллективным договором компенсации за гибель на производстве, а позицию, занятую авиакомпанией, назвали «безответственной, этически кощунственной и антисоциальной».

Сомнительная экономия

В таких случаях всегда интересно, кто несет ответственность за заведомо проигрышные решения? «Аэрофлоту» это может стоить, как минимум, затрат на работу адвокатов с обеих сторон (даже если адвокат авиакомпании работал за зарплату, компания понесет «альтернативные издержки», иными словами, в затраченное на проигранный процесс время специалист мог бы работать над другим заданием). Как максимум, «Аэрофлоту» придется возместить еще и запрошенный ущемленной стороной моральный ущерб – 9 млн рублей, по 3 млн на каждого члена семьи покойного летчика.

Пусть такая сумма морального ущерба несопоставима с выплатой по делу стюардесс, которых отстранили от наиболее престижных рейсов из-за их«нестандартной» комплекции. Тогда сотрудницы «Аэрофлота» ограничились своим восстановлением в правах и компенсацией морального ущерба в 5000 рублей, важен был сам факт признания нарушений.

В советское время даже путь до работы считался производственной необходимостью, и, если человек падал в гололед и ломал руку, и при этом он ехал или шел на работу, ему полагался больничный с категорией «производственная травма».

Сейчас другая формация. Догнав весь мир, мы живем в эпоху капитализма. Социальная политика стала достоянием или недостатком отдельных компаний.

Но «Аэрофлот» взял имя из советских времен, оно практически обозначало любую возможность авиаперелета, как Сбербанк обозначал возможность банковского перевода, ведь обе компании являлись монополистами на рынке своих услуг. Обыватель с этими брендами связывает надежность, высокое качество услуг, многолетние традиции и, главное, государственность как характеристику, то есть заботу о сотрудниках и приоритет интересов общества. Не все понимают, что «Аэрофлот» давно уже ПАО (публичное акционерное общество), и из 1 миллиарда и примерно ста десяти с половиной миллионов рублей на долю Федерального агентства по управлению госимуществом приходится 568 335 339 рублей, то есть немногим более половины. Будут ли социальные гарантии главной заботой при таком проценте участия частного капитала?

Вернемся к недавнему делу о дискриминации стюардесс, имеющих размер одежды более 46-го. Там тоже во главу угла встал вопрос прибыли. Повзрослевших, вышедших из молодежных размеров стюардесс «Аэрофлот» не спешил увольнять, ведь зачастую такие сотрудницы и приобрели уже профессиональный опыт, и сохранили требуемые профессиональные качества. Была попытка искусственно ограничить возможности таких сотрудниц. Хорошо, нашлась пара смелых женщин – Ирина Иерусалимская и Евгения Маргулина, которые решили открыто выступить против корпорации. О результате – восстановлении в должности и возмещении морального ущерба в размере – мы уже упомянули. Таким образом даже суд подтвердил асоциальность принимаемых «Аэрофлотом» кадровых решений.

От любви до ненависти

Есть еще одна загвоздка в плане оценки отношения «Аэрофлота» к людям. В 2015 году Агентство политических и экономических коммуникаций поставило авиакомпанию на 4-е место среди всех компаний России в оценке социальной ответственности. В частности, аналитики писали: «Лидеры списка не изменились … это вновь «Росатом» и «Газпром». А вот позиции крупнейшей российской авиакомпании — «Аэрофлота» — существенно выросли. С 17-го места перевозчик переместился на 4-е. При этом ближайшая из вошедших в рейтинг авиакомпаний отстала от «Аэрофлота» на 51 пункт, заняв 55 место».

Но уже тогда успех был обусловлен не отношением к собственным сотрудникам. В тот год «Аэрофлот» к 70-летию победы в Великой Отечественной войне проводил беспрецедентную по масштабам акцию, согласно условиям которой участникам и инвалидам Великой Отечественной войны, бывшим несовершеннолетним узникам фашизма, проживающим на территории России, в странах СНГ, Прибалтики и Грузии и являющимся гражданами соответствующих стран, предоставлялось право бесплатного перелета. Компания брала на себя оплату не только тарифов, но и всех такс и сборов, также каждый участник праздничной акции имел право оформить бесплатную перевозку одного сопровождающего.

С 2015 года «Аэрофлот» находился в первой десятке такого рейтинга, видимо, осознав, что такая характеристика влияет на создание положительного имиджа.

Издержки и сила величия

Если ты решил назвать себя преемником предприятия с великой историей, никто не возражает. Но и вести себя нужно достойно. Не стоит размениваться на деньги, когда речь идет об исполнении обязательств перед людьми, делающими сегодняшнюю историю компании. Не стоит сомневаться в том, что каждый из сотрудников «Аэрофлота» гордится флагом, под которым он и исполняет служебные, профессиональные обязанности, и зарабатывает себе деньги. И под которым, если так случится, он закончит свою жизнь.

Крепкие, сильные, лучшие люди – летчики, которыми хотел стать когда-то каждый из нас. Красивые, образованные, обаятельные стюардессы – пусть вас ценят и носят на руках, вы этого достойны. Живите долго, не умирайте на работе. Но, если так случится, пусть ваш работодатель будет вас достоин.

0

Опубликовал(а)

не в сети 2 часа

Логинов Антон

Почему «Аэрофлот» не берет ответственность за смерть своего пилота Дамира Ахметова 84
flagРоссия. Город: Москва
41 год
День рождения: 09 Октября 1978
Комментарии: 3Публикации: 15802Регистрация: 10-09-2018
РЭНБИ
Добавить комментарий
Войти с помощью: 
Хроники коронавируса COVID-19
Авторизация
*
*
Войти с помощью: 
Регистрация
*
*
*
Ваш день рождения * :
Число, месяц и год:
Отображать дату:
Войти с помощью: 
Генерация пароля