В результате греко-турецкой войны 1919-1922 года на Черном море происходили удивительные события

В результате греко-турецкой войны 1919-1922 года на Черном море происходили удивительные события

Всесторонняя поддержка, которую оказывали большевики Кемалю Ататюрку, не нравилось Греции и странам Антанты. Ареной борьбы стало и Чёрное море. За время Второй греко-турецкой войны на Чёрном море произошли события, аналогов которым не было в истории советского военно-морского флота. В этой статье мы расскажем о том, что происходило на юге сто лет назад.

Практически все коммуникации между РСФСР и Турцией в те годы проходили по Чёрному морю. Обстановка на нем тогда была сложной, что приводило к уникальным в советской морской истории происшествиям. Сегодня трудно найти о них упоминания. Некоторые случаи описаны в художественной литературе. Информацию о других можно найти на профильных форумах. Сведя их воедино получаем представление об атмосфере, царившей тогда на черноморских берегах.

Об этой истории рассказано в книге известного советского писателя Константина Паустовского «Бросок на юг». В то время Антанта захватила Стамбул. В городе находились войска союзников, а в проливах базировались их боевые корабли, в том числе и греческие. Среди них были и несколько греческих миноносцев типа «Пантир». Это были миноносцы, построенные в 1912 году, и к 1920 году они считались вполне современными кораблями. В греческом флоте они назывались тип «звери», так как носили названия «Аэтос» («Орел»), «Пантир» («Пантера»), «Иэракс» («Сокол») и «Леон» («Лев»). Эти миноносцы проводили «свободную охоту» за турецкими кораблями в Чёрном море. Паустовский пишет, что однажды в Батуми с моря донеслась канонада. В море шел артиллерийский бой. Два греческих миноносца гоняли старый турецкий монитор, или броненосец береговой обороны. Броненосец шёл к Батуми, миноносцы преследовали его. Когда они вошли в территориальные воды, в поединок вмешались береговые батареи. Они отогнали миноносцы. Броненосец зашел в гавань города, портовой буксир отвел его в дальний угол. Турецкий корабль интернировали. Однако, так как отношения между РСФСР и Турцией на тот момент были союзнические, экипаж оставили на борту, а не переправили на берег, как положено при интернировании боевого корабля. Название турецкого корабля Паустовский не приводит, но, анализ состава турецкого флота тех лет показывает, что это был «Османие» или «Оркание». Это стало единственным случаем интернирования иностранного военного корабля за всю историю советского ВМФ.

Обстановка на Черном море была сложной и неопределенной. Для начала надо было понять, если Турция воюет с Грецией, и Турция является союзницей РСФСР, то находятся ли Советская Россия и Греция в состоянии войны? 21 июля 1921 года Нарком иностранных дел Чичерин заправил запрос в правительство Греции – находится ли оно в состоянии войны с Россией? Греки тянули с ответом. Поэтому Начальник МСЧМ (наморси) – так в те годы называлась должность Командующего Черноморским флотом – Эдуард Самуилович Панцержанский приказал задерживать в портах Советской России греческие торговые суда. Приказ выполнили, было задержано 5 греческих торговых суднов. После этого, нота от Правительства Греции пришла сразу – Греция не находится в состоянии войны с РСФСР. Пароходы отпустили.

Повседневная деятельность МСЧМ была направлена на обеспечение Турции оружием и на перевозке денег. Так, единственные на то время подводные лодки АГ- 23 и АГ-35 (тип АГ- Американский Голланд) скрытно от союзников по Антанте перевозили из РСФСР в Турцию и обратно дипломатов, секретную переписку и, иногда, золото.

Оружие переправлялось и надводными кораблями. Адмирал Иван Степанович Исаков в своих мемуарах рассказал об одном забавном эпизоде таких походов. Один из старых миноносцев, входивших в состав МСЧМ, возвращался из турецкого порта в Севастополь. Команда миноносца в качестве сувениров купила себе турецкие головные уборы – фески. Все корабли, возвращавшиеся из Турции, встречал лично Наморси Панцержанский на катере. Матросы миноносца решились на шутку. Когда катер с командующим подошел к миноносцу, матросы, выстроившиеся вдоль борта, резким движением сняли с себя бескозырки и одели фески. Таким образом, они стали похожи на матросов турецкого флота. Панцержанский не растерялся, и вместо приветствия по уставу, произнес: «Салям алейкум, товарищи!». Ответом стал нестройных хор голосов: «Мы пошутили».

Но помощь была не только в виде поставок оружия и патронов. Из состава МСЧМ ВМФ Турции были переданы два старых миноносца «Живой» и «Жуткий». Когда над турецкими канонерскими лодками «Айдин Рейс» и «Превеза» возникла угроза захвата, они перешли в Новороссийск, где официально были подарены Советской России. Над ними были подняты советские военно-морские флаги, они были переименованы в «Луч Востока» и «Восставший» соответственно. Канонерские лодки отремонтировали, и через год возвратили Турции.

Летом 1922 года турецкий флот захватил в Чёрном море греческий транспорт «Энозис». В ответ греки направили к Синопу два своих самых сильных корабля – линкор «Кипкис» и броненосный крейсер «Георгиос Авероф» (ныне корабль-музей в Пирее) в охранении нескольких миноносцев. Они подвергли мощному обстрелу турецкий город Синоп. В это же время военный транспорт МСЧМ «Дунай» под военным флагом (согласно международным законом, корабли под военным флагом имеют право экстерриториальности) прибыл на рейд турецкого порта Инеболи. Самое интересное было в том, что военный транспорт под военным флагом вёз коммерческий товар – 40 000 пудов соли и сырую кожу. Учреждения Крыма (Крымтрест, Крымвнешторг, Сольсиндикат, Сельтрест и другие) зафрахтовали военный транспорт, чтобы провести коммерческую сделку, и направили его к берегам Турции тогда, когда там находилась греческая эскадра. На борту присутствовали 14 гражданских лиц – представители организаций, чей товар находился на борту. Крымские коммерсанты даже не поинтересовались, нужна ли соль и кожа турецким компаниям. Они не знали, что в то время в Турции существовала соляная монополия государства. Первой неожиданностью для крымчан было то, что турки потребовали от них наличия турецких виз для въезда в страну. В конце концов, им разрешили сойти на берег, но соль покупать категорически отказались. Греческие корабли после обстрела Синопа, направились в Инеболи, где находился «Дунай» и советский торговый пароход «Ф.Дзержинский». Турецкий губернатор предупредил, что перехвачена радиограмма с греческих кораблей, в которой говорилось о том, что военный транспорт «Дунай» привез в Инеболи военное снаряжение. Закончился этот поход предсказуемо. «Дунай» был остановлен броненосным крейсером «Авероф» и эсминцем «Пантир». По документам, «Дунай» заходил в Инеболи, чтобы отбуксировать баржу №43, разбитую штормом. Это была легенда захода – баржа №43 находилась в Батуми. Пароход был досмотрен, включая личный обыск экипажа и пассажиров. Греки увидели соль, но им не предъявили ни одного документа на неё, поскольку соль вывезли из Севастополя контрабандно. Командир «Аверофа» отпустил «Дунай», но на транспорте закончился уголь и чтобы дойти до Батуми, ему пришлось зайти в Трапезунд, где турки бесплатно выделили топливо. В конечном итоге, соль выгрузили на склад Крымсольтреста в Батуми. Коммерческая афёра принесла одни убытки.

Народный комиссариат иностранных дел отправил Заместителю Председателя Реввоенсовета подробный доклад о произошедшем. В нём дипломаты потребовали возбудить уголовное дело в отношении инициаторов такого коммерческого рейса. В Москве решили разобраться, но командование МСЧМ всячески затягивало расследование. В конце концов, состоялся суд над пятью организаторами этого коммерческого рейса. К сожалению, в архивах пока не нашли решения суда о том, какой приговор был вынесен. 5 августа 1923 года был издан приказ №496 по РККФ, запрещающий использовать военные корабли не по назначению.

Эта забытая история во многом перекликается с сегодняшними событиями. Резкое обострение отношений между Турцией и Грецией из-за вод, вокруг греческих островов, находящихся вблизи турецкого побережья. Такое положение дел – результат Второй греко-турецкой войны, когда Турция отвоевала свое побережье, а острова, находящиеся недалеко от него, остались греческими. На наших глазах завязался еще один узел греко-турецкого противостояния. Вопрос в территориальных водах, которые обе страны считают своими. Улучшаются российско-турецкие отношения, и ухудшаются отношения Турции с Западом. К чему всё это приведет, покажет время.

0

Автор публикации

не в сети 3 часа

Юрий Волков

375
52 года
День рождения: 18 Декабря 1971
Комментарии: 133Публикации: 2409Регистрация: 14-12-2016
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
РЭНБИ - Europe
Добавить комментарий
Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
Генерация пароля