Во время Второй мировой войны в США построили 2710 пароходов типа «Либерти»

Во время Второй мировой войны в США построили 2710 пароходов типа «Либерти»

Добавлено в закладки: 0

Источник: Версия

Во время Второй мировой войны в США построили 2710 пароходов типа «Либерти»

История мирового судостроения знает различные выдающиеся корабли. В ХХ веке были построены трансатлантические лайнеры, обеспечивающие своих пассажиров небывалым комфортом, самый большой линейный корабль в мире «Ямато» с пушками калибром 460-мм с дальностью стрельбы в 42 километра, подводные лодки типа XXI с дальностью плавания 16 500 морских миль – около 30 500 км. Для справки – длина экватора – 40 075 км.

По сравнению с этими шедеврами кораблестроения, грузовые пароходы типа ЕС-2 «Либерти» никакими выдающимися характеристиками не обладали. Но их было построено огромное количество. Это самая большая серия гражданских и военных судов за всю историю человечества. О судах типа «Либерти» мы расскажем в этой статье.

Предыстория

После окончания Первой мировой войны американские военные поняли, что для ведения успешных боевых действий в Европе на Северной Атлантике необходимо обеспечить движение конвоев с военными грузами. Для обеспечения прохождения конвоев нужны два фактора. Во-первых, надо иметь достаточное количество эскортных кораблей, а во-вторых, нужно много транспортных судов. Как показал опыт Первой мировой войны, представление о том, что для обеспечения перевозок достаточно мобилизовать суда торгового флота, было ошибочным. Торговых судов требовалось значительно больше, чем могли предоставить национальные судоходные компании.

Американские моряки предложили заранее проектировать и строить транспорты для военных перевозок в массовых количествах. Эта программа начала реализовываться в самом конце Первой мировой войны. В 1918 году на Хог Айленд в Филадельфии была построена верфь с 50-ю стапелями и 7-ю сухими доками. Это была первая в мире верфь, предназначенная для поточного строительства транспортных судов, построенная с американским размахом. Был разработан проект транспорта «Хог Айленд», отвечающий требованиям того времени. Но Первая мировая война закончилась, поэтому было построено всего 122 судна – 110 гражданских и 12 войсковых транспортов. Войсковые транспорты отличались от гражданских пароходов наличием оборонительного вооружения. Первый пароход типа «Хог Айленд» был спущен на воду 5 августа 1918 года, последний — 29 января 1921года. Многие из «Хог Айлендеров» дожили до Второй мировой войны, в которой погибли 50 судов этого типа.

С началом Второй мировой войны Великобритания столкнулась с неограниченной подводной войной со стороны фашисткой Германии. Количество потопленных английских транспортов стало расти угрожающими темпами. В Великобритании, конечно, строили транспорты для перевозок военных грузов, но их катастрофически не хватало. Поэтому в 1940 году британское правительство в рамках программы ленд-лиза заказало в США постройку 60 транспортов, чтобы компенсировать потопленный немцами тоннаж. Пароходы должны были быть простыми. Топливом для них предполагался уголь. Такой выбор не случаен. Во время войны жидкое топливо было нужнее военным кораблям, поэтому транспорты должны были работать на угле. Кроме этого, в Великобритании угля было много. Серия судов получила название «Ocean Vanguard». Первое судно спустили на воду 16 августа 1941 года. Жизнь заставила англичан резко увеличить количество заказанных пароходов. С 60 судов заказ сначала был увеличен до 200, а потом до 306 судов. Правда, из этого числа 117 должны были уже быть транспортами следующей серии – будущими «Либерти».

Строительство серии

Заказ от англичан был для американских судостроителей как нельзя кстати. Во-первых, он позволил провести проектирование прототипа своих транспортных судов, а во-вторых, на этом заказе была обновлена судостроительная база их поточного строительства. Так, в частности, при подготовке к серийной постройке «Океанов» изменили технологию сборки – вместо клёпки секций корпуса стали применять сварку. Это дало большой выигрыш во времени и уменьшило вес. Секции друг с другом тоже сваривались. Главным двигателем на американских транспортных судах была паровая машина, но топливом для нее служил мазут. Суда типа «Либерти» строились на шести судостроительных заводах. Первоначально проект имел обозначение ЕС-2 (Emergency Cargo, type 2). В дальнейшем этот тип транспортных судов стали называть тип «Либерти». Американцы во всем любят пафос. В день спуска на воду первых 14 транспортов, 27 сентября 1941 года, Президент США Франклин Делано Рузвельт объявил день спуска «днем флота свободы» (Liberty Fleet Day). Головное судно получило название SS «Patrick Henry», в честь деятеля американской революции Патрика Генри, известного своей фразой «Дайте свободу или дайте смерть!»

«Либерти» были океанскими транспортными судами с неограниченной мореходностью водоизмещением 14 450 тонн, длиной 135 метров и скоростью хода 11 узлов – около 20 км/ч. Так как это были суда военного времени, на них устанавливалось одно 102-мм орудие и несколько 20-мм автоматов «Эрликон».

В мирное время постройка транспортного судна такого водоизмещения, занимала в среднем чуть больше года. Благодаря поточному производству, первые 14 судов строили около 230 дней. Но это было только начало. В 1941 -1942 года была отлажена технология поточной сборки судов, что сказалось на сроке постройки – времени от закладки судна на стапеле до спуска его на воду. К середине 1942 года он составлял 42 дня. Но рекорд, который до сих пор поражает воображение, был поставлен в ноябре 1942 года. Тогда SS «Robert Peary» был заложен 8 ноября, а спущен на воду 12 ноября. То есть корабль водоизмещением 14 500 тонн построили за 4 дня, 15 часов и 29 минут после закладки! Уже 22 ноября SS «Robert Peary» ушёл с военными грузами в первый рейс. Кстати, этот транспортник пережил войну и эксплуатировался до 1963 года. Но строительство этого судна, как и достижение шахтера Стаханова в СССР, были подготовленными и ориентированными на пропаганду. В течение войны количество верфей, строивших суда типа «Либерти» было увеличено до 18. Именно поэтому в 1943 году флот получал, в среднем, три транспортных судна в день. По американским планам предполагалось строительство 2 751 судов. Фактически было построено 2 710 транспортов типа «Либерти».

После налаживания поточного строительства судов типа «Либерти», в США начали строить массовыми сериями другие типы транспортных судов военного времени. Скорость «Либерти» была не очень большой – 11 узлов. Для тихоходных конвоев это было нормально. Но с 1943 года возникла потребность в быстроходных транспортах, способных поддерживать высокую скорость конвоев. Так появились транспорты типа «Виктори». Они так же строились поточными методами на 6 судостроительных заводах. Первое судно типа «Виктори» было заложено 12 января, а спущено на воду 28 февраля 1944 года. Водоизмещение транспортных судов типа «Виктори» составляло 15 200 тонн, скорость хода -17 узлов или около 31 км/ч. Всего планировалось построить 615 таких судов, было построено 534 судна. В отличие от «Либерти», которые были фактически гражданскими судами, транспорты типа «Виктори», в основном, были приписаны к ВМФ, как военные и десантные транспортные суда. После окончания Второй мировой войны, они активно использовались во время Корейской и Вьетнамской войн, а так же на Ближнем Востоке. Последним кораблем, выведенным из эксплуатации в 2010 году, стал SS «Winthrop Victory».

Но для полноценного снабжения армий требовались и суда для перевозки нефтепродуктов – танкеры. Они так же строились в США массовой серией. Танкеры типа Т-2 предназначались для перевозки мазута, дизельного топлива, бензина, сырой нефти и имели водоизмещение 15 850 тонн, длину 153 метра и развивали скорость 16-18 узлов – около 30 км/ч. Танкеры строились несколькими, сериями, немного отличающимися друг от друга. В период с 1940 по конец 1945 годов было построено 533 танкера типа Т-2.

Все эти суда имели один дефект, который проектировщики не смогли предусмотреть сразу. В начале использования судов типа «Либерти» 19 транспортов просто развалились на несколько частей в открытом море. Первое, о чём подумали – это плохое качество сварки. К расследованию причин был привлечен известный английский металловед Констенс Типпер. Он установил, что причиной разрушения корпусов судов является выбор стали, из которой были сделаны суда. Для плаваний в южных широтах она была вполне пригодна, а вот в холодных условиях, к которым можно отнести полярные конвои в Советский Союз и конвои в Северной Атлантике в зимний период, сталь становилась хрупкой и в случае попадания судна в шторм – трескалась. То, что корабли были сварными, облегчало распространение трещин. В 1942 году марку стали заменили, и дефект был устранен. На судах типа «Виктории» и поздних танкерах типа Т-2 этого дефекта уже не было.

После войны

После 1945 года, США стали обладателями огромного торгового флота, который был для страны явно избыточным. Поэтому суда типа «Либерти» стали продавать всем странам. Спрос был, так как во время войны оказалось потоплено огромное количество торговых судов. У автора нет подробной статистики, но складывается впечатление, что пароходы типа «Либерти» в то время входили в состав торговых флотов всех стран мира. То же можно отнести и к танкерам типа Т-2, правда, их эксплуатировало меньшее количество стран. Менее всех в гражданских флотах было судов типа «Виктори». Это объясняется тем, что значительная часть этих судов осталась в ВМФ США.

Иногда эти суда использовали и в военных целях. Наиболее экзотичным было использование в 1966 году 11 танкеров типа Т-2, переоборудованных в плавучие электростанции во Вьетнаме. Турбины танкеров вырабатывали электричество, а топливом для них был мазут, хранящийся в танках. Так они работали в течение двух лет без дозаправки! Интересно, что танкеры USNS «French Creek» и USS «Kennebago» вырабатывали энергию в Камрани, которая впоследствии стала военно-морской базой Советского Союза.

При строительстве американские корабелы давали гарантию на эксплуатацию судов типа «Либерти» на пять лет. Военные моряки были более циничны. Они говорили, что «Либерти» — это пароходы на один рейс. Считалось, что если «Либерти» пересечет океан и доставит в Европу военные грузы в целости и сохранности, то он окупал все расходы на строительство. На самом деле, пароходы оказались очень удачными, и до середины 60-х годов они составляли основу флота многих пароходств и компаний. Можно утверждать, что именно благодаря «Либерти» греческий торговый флот занял лидирующие позиции в рейтинге торговых флотов в мире. Массовое списание «Либерти» пришлось на середину 60-х годов ХХ века.

В Советском Союзе работали 38 пароходов типа «Либерти» и 3 «Либерти», переделанных в танкеры – строились и такие. Первоначально все они входили в состав Дальневосточного морского пароходства, а в конце 40-х годов суда разошлись по другим пароходствам. В СССР эти суда получили прозвище «либертосы». В Мурманске, одно из судов – «Севастополь» — было переоборудовано в первое в СССР буровое судно.

Сейчас в мире сохранилось три «Либерти» как суда-музеи. SS «John W. Brown» в Балтиморе и SS «Jeremiah O’Brien» в Сан-Франциско. Оба судна на ходу и время от времени выходят в море с туристами. Третий сохранившийся «Либерти», переделанный в плавучий рыбозавод «Star of Kodiak» находится на Аляске, в городе Кадьяк. В 2008 году последнее судно типа «Либерти» SS «Arthur M. Huddell» было передано греческому правительству. Судно стало плавучим музеем, и получило новое имя — SS «Hellas Liberty». Место стоянки парохода в гавани порта Пирея.

0

Автор публикации

не в сети 54 минуты

Логинов Антон

Во время Второй мировой войны в США построили 2710 пароходов типа «Либерти» 88
flagРоссия. Город: Москва
41 год
День рождения: 09 Октября 1978
Комментарии: 3Публикации: 16252Регистрация: 10-09-2018
РЭНБИ
Добавить комментарий
Войти с помощью: 
Хроники коронавируса COVID-19
Авторизация
*
*
Войти с помощью: 
Регистрация
*
*
*
Ваш день рождения * :
Число, месяц и год:
Отображать дату:
Войти с помощью: 
Генерация пароля